Апрель в январе
Апрель в январе
Вот она, истина. Не в серпе и молоте.
Не в звездах и полосах. Не в распятии.
Не в солнце. Не в золоте.
Не в инь и ян. В улыбке.
Джон Фаулз (1926–2005)
Последний день первого месяца. Двадцать девять лет назад в ночь с двадцать седьмого на двадцать восьмое января Иосиф Бродский отбыл в миры иные.
Сейчас не о той ночи. Столько всего было в жизни Иосифа, что точка смерти точка и есть, вначале было Слово. Поэт был жив, а я ничего о нём не знал. Теперь что-то знаю, живу ещё, читаю, путаюсь в датах и именах, слова перебираю.
Стихотворение Бродского «Апрель» датировано январём последнего года жизни Бродского. Ночь за окном. Год не тот. Перечитываю.
Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь всё равно – вчера.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела.
Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди – река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.
Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.
Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
в форму вокзальной площади, со статуей и т.п.,
где взгляд, в котором читается "Будь ты проклят",
прямо пропорционален отсутствующей толпе.
<январь 1996 г.>
Опубликовано в журнале "Знамя". No. 4. 1996
Смешиваю времена, перевожу на свой язык, другими не владею.
Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь всё равно – вчера.
Правда сегодняшнего дня есть… и нет её; оглянуться не успеешь, день прошёл, правда лицо поменяла. Кто правду ищет, тому дорога во времена минувшие, пусть там ведёт раскопки, там его палатка, инвентарь, статьи в журналах, регалии, признание. Признать правоту и жить дальше, правду переживая.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела.
Гул пчёл, стук колёс…
Там хмурые леса стоят в своей рванине.
Уйдя из точки "А", там поезд на равнине
стремится в точку "Б". Которой нет в помине.
Это июнь 1977…
Пункт назначения неизвестен, расписание отсутствует, ландшафт за окном поезда исчезает, теряется из вида… смешная потеря; улыбнуться и продолжить движение в точку "Б".
Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди – река…
Налево пойдёшь… направо пойдёшь… не Стикс ли впереди?
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.
Кто вас не помнит – зеркало пустоты; смотрись сколько хочешь, не увидишь того, кто перед зеркалом.
Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
С растительностью просто; она есть, она безмолвна, она обвивает. Со сплетнями сложнее, за любыми ставнями попасть впросак ничего не стоит. Без сплетен общества нет, оно легко образует толпу: сплетни – дух толпы; чтобы смыслы различить, надобно иметь обоняние профессионала.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.
Без улыбки в передней делать нечего; смотри на пацана загорелого, отдавай ему то, чего не забрать себе. Вот она, справедливость и праведность – отдать, уступить тому, кто отбирает, тем не озабоченный.
Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
в форму вокзальной площади, со статуей и т.п.
То ли прибыл к месту назначения, то ли отправляешься в путь дальний – вечер, финал дня, солнце садится… а статуи недвижимы, они каменные, их места определены.
где взгляд, в котором читается "Будь ты проклят",
прямо пропорционален отсутствующей толпе.
Толпа лица не имеет во времени, возбуждается, ревёт штормовым прибоем, прибивает, если попадёшь под волну.
Поэт уходит в пустоту, отсутствуя среди отсутствующих.
Но не весь.
У дочитавшего прошу снисхождения. Ничего нового не скажу ни о Бродском, ни о написанном им.
И спускаемся мы с покорённых вершин… Покоряем, нет ли, а смотреть на то, что к небу ближе, можно, пока глаза глядят.
Хроника: «В ночь с 27 на 28 января — Бродский умер в своем кабинете не позже 2.00 утра. В 9 часов утра Мария нашла его на полу кабинета за дверью; он лежал одетый, в очках, с улыбкой на лице».
С улыбкой… фантастика!
Оглянемся на времена, в которых осталась улыбка Иосифа.
Затем, чтоб пустым разговорцем
развеять тоску и беду,
я странную жизнь стихотворца
прекрасно на свете веду.
Затем, чтоб за криком прощальным
лицо возникало в окне,
чтоб думать с улыбкой печальной,
что выпадет, может быть, мне,
как в самом начале земного
движенья – с мечтой о творце –
такое же ясное слово
поставить в недальнем конце.
1962
А если ты улыбку ждешь – постой!
Я улыбнусь. Улыбка над собой
могильной долговечней кровли
и легче дыма над печной трубой
1964
В конце столетия в столице нашей северной
представим щёголя с улыбкою рассеянной,
с лицом, изборождённым русским опытом,
сопровождаемого восхищённым ропотом,
когда прокладывает он сквозь часть Литейную
изящной тросточкою путь в толпе в питейную.
Выздоравливающему Волосику, 1995
Владимир Маяковский – "Волосик", так его Лиля Брик звала. Бродский себя не берёг, здорового образа жизни не искал, оттого не понадобился револьвер, как понадобился Владимиру Владимировичу, сердце само поставило точку. А Маяковского Иосиф ценил и даже наследовал ему, как полагают литературоведы. Так ли, нет ли – правда скрыта в прошлом веке. Что дальше будет, тоже станет прошлым.
Свидетельство о публикации №225013101799
Стихотворение это для меня сложно, и разбор его по строкам, - это интересно и нужно, но тоже мне непросто это читать.
А вот улыбку, начиная с фотографий Бродского, и в стихах, и улыбку, что оставил нам он, уходящий... - не могу не заметить и нельзя ее не помнить!
Спасибо!
Всего доброго Вам!
Вера.
Липа Тулика 20.03.2025 16:08 Заявить о нарушении
Мне тоже. Громоздко. Лучше просто перечитать исходное стихотворение, вслух, прислушаться.
Литература требует повтора. Нет, не требует, предполагает. Располагая к воспроизведению...
Владимир Каев 21.03.2025 11:26 Заявить о нарушении