5. 29 Живущие в любви небесной
… всё видимое на небесах соответствует внутреннему состоянию ангелов, вере и любви их, а, стало быть, и разуму, и мудрости …
Кто любил Божественные истины и Слово внутренним влечением или по одной любви и истине и ради её, тот в том мире живёт среди яркого свет, в местах возвышенных, как бы на горах, под вечным сиянием небесного света, не зная вовсе наших потёмков или ночного мрака. У них и вечная весна, и им вокруг представляются нивы, жатвы, виноградники».
Что значит представляются? Тоже мир иллюзии?
«В жилищах их каждая вещь блестит и сияет, как ценные каменья; окна сквозят, как хрусталь».
Не кажется ли, что это чисто человеческие представления о красоте и ценности? Самое ценное это жизнь и все её проявления. Просто словами это не возможно передать.
«Таковы утехи зрения их, но они внутренне превращаются в усладу духовную, по соответствию с Божесвенно-небесными предметами, чтимые и любимые истины Слова, отвечают жатвенным нивам, виноградникам, ценным каменьям, окнами и хрусталём.
Далее, те, кои учение церкви по Слову тотчас прилагали к делу, поступают в самые внутренние небеса или тайник небесный … и более других пребывают в усладе мудрости: во всех предметах они видят Божественное начало. Они видят и самые предметы, но в то же время соответствующие им Божеские начала влияют на дух их и наполняют его блаженством, поражающим все чувства их, почему в глазах их всё будто улыбается, играет и живёт …
Кто любил науку и чрез них возделывал умственные способности свои, обогащая, таким образом, разум свой, и притом признавая Божественное начало, у того наслаждение наукой и утеха разумом на том свете превращаются в усладу духовную, в познание благ и истин: такие духи живут в садах, где цветники и луга красиво распределены и окружены рядами деревьев, образующих крытые ходы и гульбища. Деревья и цветы ежедневно изменяются. Вид всего этого служит утехой для духа вообще, а разнообразие в частностях безпрестанно обновляет это удовольствие. Как все явления эти отвечают началам Божественным, а любующиеся ими обладают наукой соответствий, то они и наживают всегда новые познания, чем совершенствуется духовный рассудок их. Все радости и утехи эти даются им потому, что сады, цветники, лужайки, клумбы и деревья отвечают науке и познаниям, а затем и разумению.
Кто по убеждению всё относил к Божеству, а природу, сравнительно, почитал мёртвой и только орудием для достижения духовных целей, тот пребывает в свете небесном, и всё видимое им при этом свете сквозит: в этом блеске видится все цвета и оттенки света, и с усладой немедленно поглощаются внутренним зрением наблюдателя. Вся домашняя утварь их как бы алмазная, и разливает такой же свет».
Как можно считать природу мёртвой, если она создана Богом и является Его частью. Живое состоит только из живого. Во всём есть живой дух.
«… стены палат их будто хрустальные, светлые и прозрачные, а внутри их являются как бы текущие представительные образы небесных предметов в безконечном разнообразии».
Возможно, Свёденборг пытается передать так то, что видится через земные понятия?
«Всё это основано на том, что прозрачный блеск отвечает просвещённому от Господа разуму с устранением всякой тени от природной веры и любви к природному. Засим понято, почему говорилось о посетивших небеса, что они видели никем не виданное, слышали (по данному им постижению Божественности явлений сих) то, что дотоле ничьё ухо не слыхивало.
Кто ничего не делал скрыто, а всегда желал, чтобы все помыслы его были гласны, насколько жизнь гражданская это допускает, тот, за то, что мыслит по-божески, об одном прямом и правом, является на небесах с лицом, сияющим от света, и в лице его свет этот являет все чувства и мысли, так сказать, в образе. В речах же и действиях своих люди эти как бы сами являются образами любви и чувств своих: таких людей любят там более прочих. Во время речи их лица несколько помрачаются, но зато после всё, что было высказано ими, является на лице их в полной ясности своей. Всё, что окружает таких духов, отвечает состоянию внутренних начал их и является в таком виде, что всякий ясно постигает значение и знаменование сих предметов.
Духи, кои в жизни любили действовать скрыто, бегают от первых, едва завидя их, и кажется, будто уползают от них, как змеи. Кто считает разврат … скверностью и жил в непорочном супружестве, преимущественно перед прочими, обретается в порядке и в образе небес, а потому и в полной красоте и вечно юношеском возрасте. Наслаждения любви его невыразимы и растут во веки веков: на эту любовь влияют все услады и утехи небес, ибо она исходит из союза Господа с небесами и церковью и вообще – из союза благ и истин. Союз же этот образует небеса, как в целом, так и в частности в каждом ангеле … Внешние наслаждения подобных духов таковы, что их словами описать невозможно. …
490. Из этого видно, что услада, или утеха, всякого по смерти обращается в соответствие своё, а самая любовь остаётся вовеки, как, например, любовь супружеская, любовь к правде, к прямоте, к благу, к истине, любовь к наукам и знаниям, к разуму и мудрости и прочее. Из такой любви истекают, как ручьи из своего источника, услады, или утехи, которые также остаются при человеке, но растут и возвышаются до высшей степени, переходя из наслаждений природных в духовные».
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 262).
Свидетельство о публикации №225013100321