Дальневосточный эшелон
На Дальнем Востоке Иван Крылов жил с семьёй второй год. Сразу, после десятилетки, успел получить техническое образование, прослужить в Армии и даже побывать на финской войне, в звании младшего комдива.
Так бы и жил он в деревне под Ленинградом, да перетянул его к себе старший брат Пётр, который жил в Хабаровске со времён Гражданской войны и работал в депо.
– «Иван, – писал он, – Не задумывайся, приезжай! Здесь просторы широкие, Амур богат рыбой, много солнца, да и тайга кормит».
Пётр считался инвалидом первой группы. Правую ногу он потерял в 1938 году, во время войны на озере Хасан.
Поветрие войны бродило возле восточных границ СССР.
Но и на северо-западе нашей страны в 1939году произошло столкновение с финнами. Молодая пролетарская республика никому не давала покоя.
Война с Финляндией была короткой, младший комдив Крылов успешно воевал, но тоже получил ранение, хорошо оно не перешло в инвалидность. Две сквозные пули кости не задели. В госпитале Иван долго не задержался, можно сказать самовольно покинул – всё рвался на фронт. А тут и кончилась война. Крылов давно хотел уехать на Дальний Восток, ещё до «финской», да только надо было поднимать младших братьев, отец ушёл из жизни рано.
Шло время, братья повзрослели и разъехались – кто куда. Да и мать ушла из жизни год назад. Дом осиротел, никто оставаться в деревне не хотел. Иван после этого женился сразу, обзавёлся тремя дочками-тройняшками - по материнской линии в семьях рождались двойняшки. И вот сейчас он живёт в Хабаровске, рядом с братом и они вместе работают в депо, а в свободное время занимаются рыбалкой - Амур хорошо кормил.
Как-то, осматривая состав, Иван с платформы услышал зов Петра, и поспешил к нему.
– Иван, иди скорей сюда, мне нужно что-то важное тебе сказать!
Сообщение о войне с Германией брат услышал утром в депо. Возле репродуктора, у вокзала, собрались не только рабочие, но и пришлый народ, люди были все поражены сообщением …
И вот уже, как три месяца шла война на нашей территории. Немец подходил к Москве, шли ожесточённые бои. Иван нервничал, сердился, что по приказу начальства не может принять участие в войне. Он часто жаловался брату:
– Держат нас здоровиков, стыдно перед стариками.
Сердце его колотилось молотом, даже ночью – ему хотелось в бой! Из репродуктора часто доносились слова Левитана, сообщал он о потерях и о самоотверженных сопротивлениях, о мужестве наших бойцов и об обороне Москвы.
Крылов не понимал, как он полный сил, тридцатилетний мужчина, караулит вагоны, когда он должен быть на передовой! Но военкомат, собрав руководящий состав депо, объявил, что они оставлены в резерве на случай войны с Японией. И она готова напасть на СССР в любое время.
В депо не хватало работников и капитан Морозов, с которым Иван сдружился еще до объявления войны, взяли шефство над грузовым узлом железной дороги. Работали они по закону военного времени день и ночь, то есть сутками.
Наконец, в октябре, пришёл приказ от Апонасенко, под знаком «совершенно се
кретно» – собирать эшелоны и в кратчайший срок отправить в Москву.
– Иван, – обратился к нему Морозов, – Сборы хлопотное дело. Нам надо запастись под завязку топливом. На тебя и меня пришёл приказ: сопровождать состав. Отправляемся сегодня это первые эшелоны.
– Наконец-то, сдвинулись с места! – обрадовался Иван.
Морозов и Крылов проверяли наполненные резервуары углём и дровами. Уголь заканчивался. Они знали, что отопление паровозов в мирное время осуществлялось каменным углем, но а сейчас, в военное время, паровозные топки топили дровами. Поступление угля прекратилось, ввиду оккупации угольных бассейнов страны.
Неожиданно их и двух кочегаров вызвал начальник депо.
– Следом за тобой, Иван, как погрузим технику, отправляется Морозов. Да, да, отправляетесь вы сегодня. Догонишь. капитан. его по пути. Вам зелёная улица, Москва ждёт эшелоны! Дорог каждый день, каждый час! На вашей совести топливо. Паровоз вмещает только 8-10 кубометров дров, поэтому, дрова добавляйте на каждой станции или разъезде, чтобы обеспечить продвижение поезда. И ещё, – продолжал он, обращаясь к кочегарам: – Даём вам 2 кубометра угля, только для обеспечения парообразования котла паровоза.
Затем начальник выдал Ивану и Морозову сопроводительные документы.
– Эшелоны почти готовы. На сборы вам два часа, попрощайтесь с семьями и в путь. Военкомат в курсе. Да, паёк не забудьте. зайдите в хозчасть.
Жена и дочки уже знали, что Иван отправляется на войну. Глаза у всех были на мокром месте. Младший комдив обнял своих девочек, он понимал, что может не вернуться.
– Я вернусь, дорогие мои девочки! Меня пуля не берёт, ведь я на финской выжил!
Начальник депо оказался прав, топлива еле хватило до следующей станции. Пришлось кое-где заполнять дровами платформы, на которых стояли орудия. А до Москвы, младший комдив и капитан, добрались за восемь суток, без препятствий, раньше, чем скорый поезд.
Свидетельство о публикации №225013100366