Ожерелье среди меха

В своей живописи Тициан Вечеллио использует разные техники и манеры изображения. Более ранние картины Тициана воспроизводят романтические сюжеты с изящными силуэтами портретируемых. В исполнении Тициана модели приобретают энергию, наполненность жизнью. Это диалог, складывающийся между художником и традициями Ренессанса. В 1520-х гг. Тициан вырабатывает собственный узнаваемый стиль. Характерные особенности живописи Тициана выражаются в фактурном изображении, созданном благодаря крупным мазкам, и постоянной цветовой гамме, складывающейся из оттенков красного, золотистого и чёрного. Картины Тициана чаще становятся портретами, чем жанровыми сценами с сюжетом. Внимание сосредоточено на одной центральной модели. 1540-е гг. открывают для Тициана новые возможности в живописи. Становится актуальным стиль маньеризм, построенный на сложных геометрических формах и резко изломанных контурах. Изобразительный ряд живописи Тициана выглядит как сочетание сложных силуэтов, где формы контуров переходят одна в другую. Неоднозначность позы достигается также благодаря соотношению света и тени. Тициан не только придерживается устоявшихся представлений об искусстве. Живопись художника приобретает новые черты с появлением следующего направления.
Автопортрет Тициана написан примерно в 1546–1547 гг. Можно наблюдать в нём признаки узнаваемого стиля Тициана и переход к новым поискам. Изображение самого художника как модели построено на контрасте тёмных и светлых тонов. На портретах итальянского Ренессанса можно увидеть тяжёлые блестящие ткани, драгоценности, меха. Это присутствует в костюме Тициана на автопортрете. Тёмная меховая накидка занимает много пространства на поясном портрете. При этом она струится вниз, так же, как и ниспадающие ткани Проторенессанса. Светлые тона заметны на лице и руках портретируемого, на ткани рубашки. Сочетание круглой шапочки, роскошного меха и светлой тонкой рубашки напоминает об итальянской моде, более минималистичной, и о более объёмных формах французской и испанской моды. Мужской костюм украшен драгоценными бусами, их цвет похож на цвет янтаря. Поза модели выглядит не настолько статичной, как на многих портретах эпохи Ренессанса, когда модель стоит вполоборота, не делая резких движений, в спокойном положении. Художник изобразил себя в порывистом движении, создаётся впечатление, что он смотрит в сторону на что-либо, что привлекло его внимание. Руки модели изображены раскинутыми в широком жесте. В левом нижнем углу заметен стол, накрытый скатертью. Это означает, что модель сидит за столом и поза создаётся в положении сидящего и что портретируемый находится в комнате. Темой живописи Ренессанса могут стать не только парадные портреты, но и возможность остановить впечатление, вызвавшее интерес внезапно. В целом автопортрет Тициана воспринимается как романтическое изображение, где образ портретируемого напоминает персонажа из мифологического сюжета.


Рецензии