26. 01. 25 Литургия. Слепые
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вчера Господь наш, обращаясь к апостолу Фоме, сказал замечательные слова: ты увидел, потому поверил, гораздо более блаженны те, которые не видели и поверили. И сегодняшнее Евангелие о слепце Вартимее. У нас не так много имён евангелисты сохраняют, вот этого удивительного страдальца мы знаем имя, и знаем имя не случайно.
Хочу обратить ваше внимание вот на что: Господь наш никогда к слепым людям не обращался: вы слепые. Именно с этим словом Он обращался к зрячим, и когда фарисеи говорили: неужели мы слепые? И Он им что на это отвечал: о, если бы вы действительно были слепые, но так как вы зрячие, вы не имеете извинения. И мы с вами помним Неделю о слепом, которая у нас будет уже после Пасхи. Мы тоже знаем этого слепца и знаем всю трагическую его историю, и знаем, как апостолы спрашивали, кто согрешил.
Так вот, очень часто мы с вами говорим о страданиях как наказании, не разумея, что совсем иначе выглядит картинка мира, все выглядит абсолютно по-другому. И чтобы нам это понять, ещё раз обращусь к зрению. Мы получаем почти 80% информации именно от зрения. И поэтому, когда человек слепнет, он становится полностью инвалидом. Несмотря на то, что у него есть и руки, и ноги, и язык, и уши. Но он уже полный инвалид, он работать не может. Он может жить только на иждивении. Если сейчас у нас есть пенсия за инвалидность, то раньше её не существовало, и такой человек ложился тяжёлым бременем на всю семью. Ведь его надо было кормить, а это взрослый здоровый человек; все, чего у него нет, это всего лишь глаз, а все остальное есть. Но он ничего не может. Вот что для нас с вами зрение. Если мы его теряем, мы теряем все.
Так почему же Господь допускает такие страшные потери? А дело в том, что мы с вами и есть те самые слепцы, как вот те самые щенки, когда они рождаются, они слепенькие, и только со временем, по мере взросления, у них открываются глазки. А пока они слепенькие, они полностью на обеспечении мамки. Так вот, у нас с вами этой мамкой является Господь Бог, а мы слепенькие. Мы не видим. Нам Бог дал зрение, для чего? Для того, чтобы мы видели Бога. И мы вот как в сегодняшнем апостоле тоже сказано: мы должны уметь видеть невидимое, слышать неслышимое. А мы слышим? Те, которые начинают слышать, попадают в Суханово, да? Мы это знаем, и мы боимся этих голосов и правильно делаем, потому что это голоса не от Бога. А почему мы слышим голоса не от Бога, а Божественный голос не слышим, неужели Бог молчит? Очень многие говорят: Господи, Ты молчишь! Очень многие ведь так говорят, особенно когда посетило горе, когда посетила беда, и тогда мы к Богу именно так и обращаемся. Господи, куда же Ты смотрел? Почему меня это горе посетило? Куда же Ты глядел? Неужели Ты слепой? Неужели Ты немой? И очень многие люди так думают, что Господь Бог настолько далеко от нас, что Бог ничего не слышит и ничего не видит. Вот до какого безумия доходит этот мир. Но мы прекрасно понимаем, почему это безумие происходит, потому что все, что нам дал Бог, мы это все неправильно используем. Бог дал нам зрение, чтобы мы видели страдания других людей. Видим, отворачиваемся. Бог дал нам слух, чтобы мы слышали чужой плач, а мы слышим, как кто-то нам мешает спать. Бог дал нам руки, чтобы мы трудились, а мы ленимся. Бог дал нам ноги, чтобы мы шли в больницу, шли в тюрьму и помогали тем, которые сами заслужили свои страдания и своё тюремное заключение, да, именно им нужна наша помощь. Да, они виноваты, но не нам их судить, не нам, потому что и мы также подвержены осуждению, и мы ничем не отличаемся от тех же самых разбойников и тех же самых слепцов. Мы такие же инвалиды, мы такие же, увы, облеченные грехами. И поэтому единственное, что Господь даёт нам, Он почему и даёт нам: слепцов, немых, глухих, всех вот этих инвалидов, безруких и безногих. Чтобы мы, которые имеют ноги, могли помочь тем, кто не имеет. Тем, кто имеет руки, помогли тем, кто не имеет рук, тем, у кого есть глаза, помогли тем, у кого нет глаз. Вот также, как в нашем организме происходит, когда, например, рука у нас отсечена - вдвойне нагрузка на другую руку, так ведь? Когда у нас, допустим, теряется зрение, у нас слух обостряется. Знаем мы про это, так ведь? Так вот, то же самое должно происходить и с людьми. Когда мы видим человека болящего, мы должны спешить к нему на помощь и никогда, никогда не называть его инвалидом.
Инвалиды - мы все с вами, которые не помогают вот таким людям, потому что, очень простая вещь - добро видит даже слепой. Добро слышит даже глухой. Добро чувствует даже тот, у кого нет ни рук, ни ног, потому что добро обладает такой силой, что его чувствует даже тот человек, у которого нету никаких органов чувств, а он чувствует это добро.
А мы с вами, которые имеем чувства. Мы очень часто чувствуем добро? Или мы очень часто чувствуем зло, на зло мы реагируем, мы его видим каждый день, нам очень трудно верить в добро. Именно поэтому это Евангелие о перерождении вот этого слепца, посвящено воскресное Евангелие. То есть каждому из нас необходимо воскресать из мёртвых. Вот мы видим, как Христос к мёртвым обращается как к живым, а к живым обращается как к мёртвым, потому что надо воскресать из мёртвых, надо внимательно смотреть за своими ногами, руками, глазами и ушами, на что они расходуются нами, куда наша душа влечётся? Куда мы идём и что мы делаем.
Вот это действительно самое важное, потому что нас не запомнят по тем переживаниям, которые у нас там внутри, нас запомнят по поступкам, какие мы делаем или не делаем, вот за это нас и запомнят. А то, что мы там внутри верим, внутри там переживаем, внутри там молимся, это одному Богу только известно. А людям нужны конкретные вспоможения. Людям нужна конкретная поддержка. И поэтому, когда к человеку приходит горе, действительно очень важно прийти и помочь человеку, не осудить его, не сказать ему: ты сам виноват, у тебя вот то-то и то-то произошло, потому что ты сам виноват. Не нужно этого говорить. Никогда не нужно. Нужно всего лишь проявить жалость, самую обыкновенную человеческую, а уже через неё Господь потихонечку будет взращивать и другие добродетели. И так мало-помалу мы будем духовно расти и духовно богатеть.
Итак, ещё раз поздравляю вас с праздником Крещения Господня, у кого ещё есть нехватка во святой воде, пожалуйста, разбираем. Ещё раз напоминаю, что можно ещё и завтра это делать. И завтра ещё можно купаться в проруби и обливаться из ведра или снегом обтираться. У нас праздник длится неделю, и поэтому всю неделю мы можем подражать крестившемуся Христу, Христос крестился в Иордани.
Свидетельство о публикации №225013100566