Два портрета князя А. Н. Голицина

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ

1. Александр Варнек. Портрет Александра Николаевича Голицына. Х.м. 57х72. 1819. Музей Академии художеств.
2. Карл Брюллов. Портрет князя А.Н. Голицына. Х.м. 184,5х142.1840. Государственная Третьяковская галерея.

Имя князя Голицына Александра Николаевича (1773 – 1844), государственного  деятеля Российской империи,   включено в число примерно 20-ти его однофамильцев, краткие сведения о которых приводятся в книге «Дворянские роды, прославившие Отечество» [1]. Поскольку особой надобности знакомить читателей  прозы.ру с его полной  биографией нет, ограничусь  лишь краткими сведениями о его жизни, представленными ниже  в хронологической последовательности.

Он был  единственным сыном капитана  гвардии, князя Николая  Сергеевича  Голицына от  его третьего брака, и внуком московского губернатора Сергея Алексеевича Голицына (1695 - 1758). 

Овдовев через две недели после рождения сына, мать его  вышла через три года замуж за майора в отставке М.А. Кологривова. Она относилась к сыну строго и холодно, зато влиятельная придворная  дама М.С. Перекусихина полюбила «веселенького и остренького» мальчика, и по приказу Екатерины II в 1783 году он был зачислен в Пажеский корпус, переехав из Москвы в Санкт-Петербург.   

Основное внимание  в данном учебном заведении уделялось обучению светскому общению, французскому языку, фехтованию, танцам и верховой езде.  Таким образом, князь Голицын с младенчества имел доступ ко двору, где сначала ценился  как участник детских игр великих князей - Александра и Константина, а потом - как остроумный и ловкий кавалер.

После окончания  Пажеского корпуса в 1794 году, Голицын был принят поручиком  в Преображенский полк. Но через год он вернулся ко двору и стал камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 году был переведен в большой императорский двор.

В 1799 году в возрасте 25 лет он получил чин камергера, и в этом же году стал командором ордена святого Иоанна Иерусалимского. В этом же году был выслан из Петербурга императором Павлом I по малоизвестной причине, о которой расскажу в конце биографии князя.

После вступления на престол Александра I  князь Голицын, как близкий ему человек, был назначен  обер-прокурором  трех департаментов Сената, а  21 октября 1803 года по настоянию императора  он взял на себя должность обер-прокурора Святейшего Синода.

В 1810 году Голицын стал, при сохранении прежней должности,  управляющим иностранными исповеданиями и членом Государственного Совета, а   в 1816 году - Министром народного просвещения.

После того как в 1817 году ведомства духовных дел и народного просвещения были объединены в одно  Министерство духовных дел и народного просвещения,  Голицын стал во главе его, но был освобожден от должности обер-прокурора.

В 1819 году князь Александр Николаевич Голицын стал главным начальником почтового департамента. Это позволило ему, с одной стороны, просматривать личную переписку и искать политически неблагонадежных граждан, с другой - распространять по всей стране труды идеологически близких ему европейских мистиков.

В этом же году Голицын фактически учредил Санкт-Петербургский университет (совместно с попечителем Санкт-Петербургского учебного округа С.С. Уваровым) и другие учебные заведения. При этом он подготовил доклад, получивший высочайшее утверждение «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге». 

Еще одним направлением деятельности А.Н. Голицына  этого периода времени было административное руководство работами по осушению болот в Санкт-Петербурге.

Двумя годами позже Александр I учредил Сибирский комитет, и князь Голицын был включен в его первый состав. А в  1825 году он стал членом Комиссии по делу декабристов.

Весной 1824 года в Санкт-Петербурге были распространены печатные экземпляры книги пастора Госснера «Евангелие от Матфея», ещё не получившей разрешение цензуры на издание. По этому поводу было произведено расследование («Дело Госснера»).

Его итоги послужили поводом к отставке Министра духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицына и упразднения Соединённого Министерства.  В результате князю удалось сохранить за собой только должность «главноначальствующего» над почтовым департаментом, которую он занимал и в дальнейшем, во время царствования Николая I (1819-1842).

12 января 1830 года Голицын получил должность канцлера российских орденов, а 6-го декабря 1831 года - ордена Белого орла и Святого Станислава 1-й степени.  В апреле 1834 года ему вручили миниатюрный портрет Его Императорского Величества с алмазами для ношения на шее, а 1838 году он получил знак отличия «За XL лет беспорочной службы».

В 1839–1841 годах Голицын  был председателем общих собраний Государственного совета, а в 1842 году ему назначили пенсию по ордену Святого апостола Андрея Первозванного и вручили иностранный орден Чёрного орла (от королевства Пруссия).
В 1843 году князь А.Н. Голицын из-за ухудшения зрения покинул столицу и удалился в Крым, где скончался в своём поместье «Гаспра».

Помимо биографических сведений, касающихся князя Голицына,  в интернете на странице учителя истории и обществознания  Рекияна Николая Николаевича  (45 лет) встретил и такую «курьезную» информацию о нем:

«Князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844) с детства воспитывался при дворе, а так как он был небольшого роста, то получил прозвище «Крошка Голицын». С ранних лет он был товарищем в играх великого князя Александра Павловича, а позже стал его доверенным лицом.

Именно Голицын содействовал роману между Александром Павловичем и актрисой Луизой Шевалье (1774-?), которая была любовницей  графа Ивана Павловича Кутайсова  (1759-1834).  Кутайсов не мог отомстить великому князю и отыгрался на его любимце: он оговорил Голицына перед императором, обвинив «крошку» в неподобающих шутках относительно императорской семьи.

Так как Голицын был известен в качестве весёлого острослова, то Павел I поверил своему фавориту и выслал А.Н. Голицына из Петербурга.  Однако Александр I немедленно вернул своего приятеля в столицу».////////////////////////////////

Переходя к «портретной части» миниатюры, задал поисковику, прежде всего, вопрос: «Сколько портретов имеется в наследии князя Голицына Александра Николаевича  ?», на что получил ответ: «В наследии князя Голицына Александра Николаевича имеется портрет работы К.П. Брюллова» с указанием пяти ссылок на источники информации». 

Тогда я задал поисковику второй вопрос: « А что известно о портрете князя Голицына Александра Николаевича, выполненного в 1819 году художником-портретистом Александром Григорьевичем Варнеком ?». 

Поначалу на этот вопрос «поисковик» ответил: «Не удалось найти информацию о портрете князя Голицына Александра Николаевича, выполненном в 1819 году Александром Григорьевичем Варнеком.

Однако есть сведения о портрете А.Н. Голицына, который художник написал в 1812–1820-е годы. Размер картины -72;57 см, материал - холст, техника - масло».
К этому ответу прилагались две ссылки на источники информации.

Однако при повторном обращении к поисковику ответ был уже таким: «Портрет князя Голицына Александра Николаевича, выполненный Александром Григорьевичем Варнеком в 1819 году, известен следующими сведениями: «Дата создания: 1812–1820-е годы. Материал и техника: холст, масло. Размер: 72;57 см. 

Также на сайте «Артхив» упоминается, что в 1820 году  Варнек написал ещё один портрет А.Н. Голицына, размер которого составляет 72;57 см. Картина хранится в Музее Академии художеств. Музейный номер НИМ РАХ КП-775/18. Ж-208». ////////////////////////////////////

Решив к поисковику по данному вопросу больше не обращаться, расскажу все, что знаю сам  о портрете князя А.Н. Голицына  кисти А.Г. Варнека. 

Первая информация  о данном портрете для широкого читателя появилась еще в 1985 году в монографии В.С. Турчина, посвященной художнику А.Г. Варнеку,  изданной тиражом 25 000 экз. [2]. 

В ней портрет воспроизведен малым форматом, а в аннотации к нему указана датировка (1819), размеры (72х57)  и ссылки  на ранние списки, в которых он упоминается («Собственный список» художника,  списки Каменского и Раковой). 

Помимо этого сообщается, что находится портрет в собрании Научно-исследовательского  Музея Академии художеств, а в Примечаниях говорится, что портрет писался для Казанского университета. 

В моей публикации десятилетней давности  о «Собственном списке работ А.Г. Варнека»  за 1819 год данный список  18-ти портретов  воспроизводится, а в самом конце его приводится следующая ремарка, касающаяся  самого художника:

«Теперь же (т.е. в конце  1819 года) занимается окончанием портретов с натуры  Его сиятельства  Министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Николаевича Голицына и Митрополита  С.П. и Н.Г. Михаила»  [3]. 

Спустя несколько лет после  опубликования указанной работы я пытался  найти какие-нибудь сведения о портрете и, помнится, считал, что находится  он в частной коллекции. 

На сегодняшний день мне известно, что  выставлен он на сайте «Артхив» и о нем сообщается: «Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве».

В точности такая же формулировка дана на указанном  сайте для Портрета князя  Александра Николаевича Голицына  кисти Брюллова. 

В то же время, на сайте «Моя Третьяковка» о портрете приведена следующая информация: ««Портрет князя Александра Николаевича Голицына» работы Карла Брюллова создан в 1840 году.  Полотно было заказано петербургским коллекционером и почтовым чиновником Федором Ивановичем Прянишниковым, которому покровительствовал Голицын.

Сюжет: князь изображён во весь рост, сидящим с книгою в своём кабинете, в креслах красного дерева, обитых красным штофом, около чёрного письменного стола с красным сукном. На столе стоят большие часы и на них бюст императора Александра I. Возле стола тумба с чугунным бюстиком и жардиньерка с плющом. В углу висит образ, рядом, на столе, картина Доменикина, изображающая Иоанна Богослова. Вдали видна открытая дверь, ведущая в другие комнаты, прекрасно освещённые розоватым и зеленоватым светом». 

Обширная информация о портрете дана так же на сайте «Румянцевский музей».

Сопоставляя лица князя А.Н. Голицына на портретах двух художников, можно отметить, что Брюллов запечатлел  модель в таком же ракурсе (три четверти  вправо), и не приходится сомневаться, что он был осведомлен о  портрете работы А.Г. Варнека, и скорее всего, общался с ним в процессе написания  своего портрета. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: энциклопедия дворянских родов. - Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004.
2. Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782 – 1843. - М.: Искусство, 1985.
3. В.А. Варнек. О собственном списке художника А.Г. Варнека.Невский Библиофил. 2014.Вып. 19. С. 191 -199.         

31.01.2025.


Рецензии