К ч. 4. Трансдуктивная логика

Теория латентного безумия и его влияние на социальные процессы.
Сопроводительные материалы к частям 1 "Преддеменция", 4 "Психопатия" и "Модель психопатии".


Трансдуктивная логика

Трансдуктивная (или традуктивная) логика — тип рассуждения по аналогии, который отличается как от:
- дедуктивных, так и от
- индуктивных
умозаключений.

Он основан на возможности связывать частное с частным или общее с общим.

Трансдуктивное умозаключение — это умозаключение, в котором посылки и заключение (вывод) являются суждениями одинаковой степени общности, то есть, когда вывод идёт:
- от знания определённой степени общности
- к новому знанию, но той же степени общности.


Обзор типов логики.

Дедукция — движение мысли от:
- общего к частному (или единичному) случаю.
- конкретизация общего положения (закона) к отдельному или нескольким случаям,

Индукция — движение мысли от единичного или частного к общему, суммирующему все эти случаи.

Трансдукция (или традукция) — это движение мысли трёх типов. По характеру посылок и вывода трансдукция может быть:
- от общего к общему,
- от частного к частному,
- от единичного к единичному.

В разработку теории внесли свой вклад:
- Аристотель — относил эту форму логики (мышления) к риторическим умозаключениям, которые не дают достоверного вывода, но, вместе с тем, служат средством убеждения;
- М.И. Каринский (1840-1917),
- Л.В. Рутковский (1859-1920) — русский логик. Поставил трансдукцию на первое место в своей классификации умозаключений, включающей шесть разновидностей выводного знания.

Трансдуктивными умозаключениями являются умозаключения:
- отношения и
- по аналогии.

Пример 1:
- если 20 больше 10,
- если 10 больше 4-х,
- то 20 больше 4-х.

Или
Пример 2:
Владимир — брат Дмитрия;
Дмитрий — брат Анатолия;
 
Следовательно:
Владимир — брат Анатолия.

Группа примеров 3:
- птицы — все птицы, которые я видел, умеют летать, возможно, все птицы могут летать;
- фрукты и сладость — я съел несколько яблок и все они были сладкими, могу предположить, что все яблоки сладкие;
- собаки — моя собака дружелюбна, возможно, все собаки дружелюбны;
- погода — если в последние три дня шел дождь, возможно, дождь будет идти и сегодня;
- привычки — мои друзья любят пиццу, возможно, другие люди тоже любят пиццу;
- производительность — я лучше всего работаю утром, может быть, и другие люди также более продуктивны в это время;
- покупки — я заметил, что на распродаже люди больше покупают обувь, может быть, это общая тенденция;
- заболевания — в этом месяце больничные с COVID-19 увеличились, возможно, вирус стал более распространенным;
- чтение — мне нравятся детективы, может быть, другим людям тоже нравятся детективы;
- кулинария — у меня есть знакомые, которые любят острые блюда, возможно, другие люди имеют те же вкусы.

Подход позволяет делать выводы на основе ограниченного количества наблюдений.


Аналогия как вид трансдукции

Важно! Аналогия как вид трансдукции связана с отношениями поверхностного сходства, на них Рутковский делает упор в определении понятия трансдукции — это логический вывод, «где какое-либо определение приписывается предмету в силу того, что это же самое определение принадлежит другому предмету».

Иногда достаточно, усмотреть известный признак в одном предмете, чтобы затем, не прибегая к дальнейшему опыту, приписать этот же признак и другому предмету, что самым наглядным образом проявляется и в аналогии.

Вполне очевидно, что в небанальных ситуациях этого недостаточно.

Многие авторы произведений, касающихся вопросов логики пишут об аналогии:
- не упоминая о трансдукции или
- сильно сближая эти понятия.

У аналогии есть разные сферы применения:
- в науке — для построения гипотез и экспериментальной работы, так как научные модели повсеместно основаны на аналогии/аналогиях;
- как прием аргументации/риторики;
- в техническом творчестве — изобретения часто являются результатом переноса технических решений.

По количеству трансдукцию подразделяют на аналогии из:
- единичных суждений — предметов;
- частных суждений — подмножеств;
- общих суждений — классов.

По содержанию или качеству в трансдуктивных умозаключениях выделяют:
- аналогию свойств и
- аналогию отношений.

1. Формула трансдукции аналогии свойств:
- элемент х обладает свойствами С1, С2, С3,
- элемент у — свойствами С1 и С2.
Следовательно, элемент у, вероятно, обладает и свойством С3.

Пример:
США (X) являются:
- федеративным государством с рыночной экономикой (С1),
- конституционно-демократическим политическим режимом (С2) и
- правлением в форме президентской республики (С3).

Россия (Y) является:
- федеративным государством с рыночной экономикой (С1)
- конституционно-демократическим политическим режимом (С2).
Можно предположить что Россия (Y) имеет правление в форме президентской республики (С3).

2. Формула трансдукции аналогии отношений.
- B находится к C в отношении R.
- C находится к D в отношении R.
Следовательно, B, вероятно, находится к D в отношении R.

Пример:
- Евро (B) дороже (R) доллара США (с)
- Доллар США (C) дороже (R) японской йены (D)
- Евро (B) дороже (R) японской йены (D).


Ошибки в трансдуктивных заключениях

Следует знать, что использование трансдукции требует особого внимания в том случае, когда мы имеем дело с одним и тем же предметом/свойством, но:
- по-разному называемому, или
- в разное время,
- в разные периоды его существования.

Примеры аналогии:
- Земля имеет атмосферу, на Земле есть жизнь.
- Луна не имеет атмосферы, следовательно, там нет жизни.
- Марс имеет атмосферу, следовательно, там есть жизнь.

Очевидно, что аналогия не всегда:
- даёт достоверное знание и
- является достоверным доказательством,
поэтому чаще всего она используется совместно с другими видами умозаключений.

Ошибки в трансдуктивных заключениях можно предотвратить, надо:
- тщательно исследовать признаки предмета и
- отличать те, которые отражают его природу (сущность),
от тех, которые:

- вызваны условиями времени и
- обстоятельств места,
в котором оказался данный предмет, т.е. нужно быть специалистом в той области, относительно которой приводят трансдуктивные умозаключения.

Соединённые со:
- сравнением и
- отождествлением

трансдукция и аналогия занимают своё место в деятельности:
- философа,
- учёного,
- инженера,
- конструктора,
- писателя,
- поэта,
- историка,
- криминалиста.


Для каких заболеваний свойственна трансдукционная логика?

Трансдукционная логика может быть характерна для различных психических и неврологических заболеваний, особенно тех, которые влияют на восприятие и обработку информации, например:
- шизофрения — могут проявляться трудности с логическим мышлением и реальностью, что может приводить к трансдукционным ошибкам в их восприятии;
- биполярное расстройство — в стадии мании пациенты могут использовать трансдуктивное мышление для формирования неосновательных выводов, основываясь на ограниченных данных;
- заболевания с когнитивным дефицитом (например, болезнь Альцгеймера) — могут возникать трудности с дедуктивным и индуктивным мышлением, что может привести к трансдуктивному подходу;
- аутизм — могут проявлять трансдукционное мышление в своих рассуждениях о социальных взаимодействиях или о мире вокруг.
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — могут делать выводы на основании иррациональных страхов или ритуалов, что иногда приводит к трансдуктивному мышлению;
- деменция — различные виды деменции (включая сосудистую деменцию) могут нарушать логическое мышление и восприятие информации, способствуя трансдуктивным рассуждениям;
- психотические расстройства — у пациентов с психозами может наблюдаться искажение мышления и восприятия, часто проявляющееся в трансдуктивной форме.
- детские расстройства развития — у детей с определёнными расстройствами (например, с синдромом Аспергера) может быть замечено использование трансдукционных выводов;
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — могут развиваться искажения мышления, которые могут включать трансдуктивные логические ошибки, основанные на травматическом опыте;
- нарушения внимания ADHD (СДВГ) — могут возникать трудности с концентрацией и организацией мыслей, что иногда приводит к трансдуктивным выводам.

Такие заболевания могут повлиять на способность человека адекватно интерпретировать информацию и выстраивать логические связи.


Рецензии