К 4. Глава 20 Норте-Чико
Первые люди на этой территории появились около 5000 лет назад, а первые здания начали строиться в период с 3300 по 2600 годы до нашей эры. Самым крупным и древним городищем культуры Норте-Чико является Караль, или Караль-Супе, расположенный в долине реки Супе, примерно в 170 километрах к северу от Лимы. Очевидно, оно считалось столицей государства.
Караль был заселен с 2600 по 2000 год до нашей эры, и на его территории площадью около 60-70 гектаров проживало около 3000 человек. Между 2200 и 2100 годами до нашей эры значение Караля стало снижаться, а к 1800 году до нашей эры он был заброшен. Если учитывать только период активного строительства, то Караль как город просуществовал полторы тысячи лет.
Караль представлял собой сложное архитектурное сооружение, состоящее из верхнего города, нижнего города и обширных окраин с более мелкими зданиями. Верхний город был центром притяжения, где располагались самые значимые общественные и жилые постройки: семь пирамид, две круглые площади, две площади для собраний, дома сановников и жилой комплекс для слуг. В нижнем городе находились дома меньшего размера, амфитеатр, круглое строение с алтарём и ещё один жилой комплекс. Мастерские, в основном, располагались на городской периферии. Примечательно, что жители Караля нашли оригинальный способ противостоять частым землетрясениям. Основания зданий были сделаны из огромных плетёных корзин, наполненных камнями. Когда начинались подземные толчки, такой фундамент вибрировал, делая здание более подвижным.
Пирамиды в Карале отличались разнообразием размеров, но все были четырёхугольными, тщательно отштукатуренными и окрашенными в белый, жёлтый или красный цвет. Самая крупная из них достигала 28 метров в высоту, а длина сторон в основании составляла 150 и 110 метров. В основании некоторых пирамид были сделаны подземные галереи, а на вершине пирамиды Ла Кантера находился круглый алтарь. Большинство построек, включая пирамидальные ступенчатые конструкции, были сложены из рваного камня, уложенного на раствор из глины.
Культура Норте-Чико охватывала территорию около 30 поселений, население которых в лучшие времена превышало 20 тысяч человек. В каждом из этих "протогородов" были возведены ступенчатые пирамиды, построенные по единому принципу на относительно небольшой территории в 1800 квадратных километров. Среди них выделяются Мирая, Луриуаси, Чупасигарро, Альпакото, Пуэбло Нуэво и Серро Колорадо. Археологи отмечают необычайно высокую плотность населения для того времени.
Вся цивилизация находилась в местности, которую в наше время можно было бы назвать абсолютно непригодной для градостроительства. Климат здесь крайне засушливый, поскольку Анды блокируют равномерное выпадение осадков, а антициклон с Тихого океана отводит влагу от побережья, создавая условия, практически непригодные для земледелия. Дождь выпадает всего два раза в год. В регионе протекает более 50 рек, которые становятся полноводными только в период таяния андского льда и снега. Жители Норте-Чико построили сеть оросительных каналов и резервуаров, в которых собиралась вода от таявших снегов и льда с Анд. Именно широкое распространение ирригации из этих водных источников рассматривается как решающий фактор в возникновении цивилизации.
В таких условиях цивилизация Норте-Чико сумела не только организовать свой быт, но и успешно заниматься сельским хозяйством. В Карале были обнаружены одомашненные растения, такие как тыква, бобы, лукума, гуава, пакай, сладкий картофель, перец и авокадо. Недавние археологические исследования на ряде участков предоставили данные о производстве, переработке и потреблении кукурузы. В питании индейцев также был значительный компонент морепродуктов, включая моллюсков и мидий, а также большое количество анчоусов и сардин. Останки животных почти не встречаются. В целом, их диета была вполне здоровой и достаточно обильной.
Роль морепродуктов в рационе Норте-Чико вызвала споры. Утверждали, что морское натуральное хозяйство было основой общества и его удивительно раннего расцвета. Позже эта теория была названа "морской основой андской цивилизации". Этот тезис морского происхождения противоречил общепринятому мнению ученых о том, что рост цивилизации мог быть основан только на интенсивном сельском хозяйстве. Производство излишков сельскохозяйственной продукции долгое время считался самым важным фактором повышения плотности населения и возникновения сложного общества.
Гипотеза "морской основы андской цивилизации" предполагала преобладание участков, непосредственно прилегающих к побережью, над другими центрами. Однако, осознав величие города Караль, пришли к выводу, что цивилизация могла зародиться у побережья, а затем двинуться вглубь страны. Также заметили, что Караль, хотя и самый крупный, но не самый старый памятник культуры Норте-Чико. Раскопки показали, что береговые и глубинные селения развивались примерно одновременно, и их развитие происходило параллельно. Но с 2500 по 2000 год до нашей эры, в период наибольшего расширения, население переместилось вглубь материка, где были образованы крупные поселения-города, но всё ещё остававшиеся зависимыми от добычи рыбы и моллюсков.
Главным непродовольственным продуктом, который выращивали в этом регионе, был хлопок. Из него делали одежду, сумки, обувь и плели рыболовные сети. Считается, что именно благодаря производству хлопка внутренние поселения стали значительно крупнее всех морских городов в стране. Жители прибрежных городов обменивали рыбу и морепродукты на овощи, рыболовные сети и другие изделия из хлопка. Это свидетельствует о развитой торговой сети у жителей Норте-Чико. Они обменивали свои ресурсы не только на рыбу, но и на экзотические товары, такие как яркие красители с Андского нагорья и галлюциногенный табак из Амазонии.
Всё это позволяет предположить, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры общины Норте-Чико обладали сложной социальной и политической организацией, не имеющей аналогов в Новом Свете. Скорее всего, общество представляло собой теократию. Степень централизации власти трудно установить, но архитектурные схемы строительства свидетельствуют о том, что элита обладала значительной властью, по крайней мере, в некоторых местах и в определённое время. В пользу централизованной власти также говорят крупные склады, найденные в Упаке и Пативильке. Это признак сильной власти, способной контролировать жизненно важные ресурсы. Элита Норте-Чико могла не только мобилизовать, но и вознаграждать население. Раскопки показывают свидетельства массовых пиршеств с алкоголем и музыкой.
Это была очень миролюбивая цивилизация. На территории Караля не было найдено оружия. Нет никаких свидетельств войны любого рода или на любом уровне. Изуродованные тела, сожжённые здания и другие явные признаки насилия отсутствуют, а поселения не защищены. Это может указывать на достаточно спокойное сосуществование цивилизации Норте-Чико с окружающими народами и отсутствие необходимости порабощать другие народы. Свидетельства развития сложного правительства в отсутствие войны резко контрастируют с теорией, которая предполагает, что люди уходят от родственных групп к более крупным единицам, напоминающим «государства», для защиты.
Религия играла в обществе Норте-Чико очень важную роль. Люди возводили религиозные храмы и здания для совершения священных церемоний. Храмы периодически перестраивались. Каким богам поклонялись в Карале — неизвестно, но на тыкве, выращенной в 2250 году до нашей эры, изображена фигура в капюшоне с выпирающими клыками. Считается, что это популярный у более поздних обитателей этих мест Бог Посоха. Вероятно, жрецы проводили ритуальные жертвоприношения, поскольку в храме в Асперо найдены тела двух детей, новорождённого младенца и взрослой женщины. В подземных галереях, по мнению археологов, проводились священные круговые суды. Возможно, существовало поклонение символам божеств, что характерно и для других андских доколумбовых культур.
Уникальной особенностью цивилизации Норте-Чико является то, что она относилась к числу тех редких культур, которые не изготавливали керамику. В местах их поселений не было найдено ни одного такого артефакта, что кажется довольно странным, учитывая, что человеческие общества обычно осваивают керамику, прежде чем приступать к строительству монументальных сооружений. Вместо посуды использовались выдолбленные и засушенные тыквы, большие блюда изготавливались из камня, а ложки вырезались из дерева. Однако тыквы не могли выполнять важную функцию ёмкости для приготовления пищи. Жители Караля пользовались примитивными каменными инструментами и не выплавляли, и не обрабатывали металлы.
После этой цивилизации не осталось произведений искусства, даже самых примитивных — кроме изображения "кошачьего божества с посохами", или, по крайней мере, пока они не обнаружены. Учёные не нашли здесь ни рельефов, ни росписей, ни жанровых сцен. Даже орнаментов на стенах не осталось, и скульптура не была в почете. Пирамиды и текстиль — вот всё их наследие. Однако, возможно, произведения искусства не сохранились как археологический материал. Недавно в одной из пирамид археологами было обнаружено 32 флейты из костей кондора и пеликана и 37 небольших рожков из костей оленей и лам, все разного размера и звучания. Из найденных духовых инструментов можно, как шутят специалисты, составить три инструментальных ансамбля. Эти находки свидетельствуют о большом интересе жителей Караля к музыке.
Найденная цивилизация Норте-Чико одновременно нарушает сразу несколько научных гипотез. Во-первых, считается, что если у цивилизации нет керамики, то не может быть и городов. Однако в этом городе умели обходиться без керамических изделий. Второй стереотип — без письменности не может быть цивилизации. Однако у индейцев Караля не было и письменности в классическом понимании этого слова. Для передачи информации друг другу они использовали узелковое письмо — кипу. При помощи разноцветных веревочек с узлами люди умели подсчитывать урожай, собирать налоги, вести учет населения и многое другое.
Несмотря на то, что в сухом климате Перу множество кипу превосходно сохранилось, прочитать их сегодня не может никто. Проблема в том, что до этого открытия наиболее ранние кипу датировались приблизительно концом первого тысячелетия нашей эры, и большинство из них были сожжены в период обращения инков в христианство. А умельцы, которые могли написать и прочитать кипу, давно умерли, не передав свои знания следующему поколению. Остались лишь кое-какие крохи знаний. Например, на чёрных нитях записывалось всё, что связано с периодами времени. Кипу, точнее протокипу, найденные в Карале, датируются 3000 годом до нашей эры.
Цивилизация Норте-Чико по-прежнему хранит множество тайн и загадок. Однако уже можно с уверенностью сказать, что люди, построившие Караль, были творцами как особенностей строительства древних городов, так и системы записи информации узелковым письмом. К сожалению, мы, вероятно, никогда не узнаем, кто они были, откуда пришли и куда ушли, оставив свой город. Также остаётся загадкой, как цивилизация Норте-Чико достигла таких успехов и что послужило толчком к её развитию. Ведь она просуществовала более полутора тысяч лет!!!
В 1800 году до нашей эры наметился упадок культуры Норте-Чико, вероятно, связанный с резким изменением климата. Всё началось с серии подземных толчков, от которых не спасли ни особые фундаменты, ни молитвы. Ливни привели к наводнениям, которые, в свою очередь, вызвали оползни. Оползни перегородили реки и изменили их русла, а сильные ветры уничтожили урожай и засыпали поля песком. Этот кошмар продолжался долго. Боги разгневались на жителей Норте-Чико, и люди предпочли покинуть свои долины и уйти из опасных мест. Так закончилась земная слава Норте-Чико. Около 1600 года до нашей эры город был покинут навсегда и бережно засыпан песком.
Природа в очередной раз показала, кто на Земле хозяин. Удивительно, но не заметно дальнейшего развития культуры Норте-Чико. Однако я думаю, что в скором времени будут найдены новые следы этой цивилизации. Как мы помним, ещё недавно ни историки, ни археологи не признавали возможности существования древней цивилизации в Америке в период Древнего Египта. Но как всё изменилось за несколько десятков лет!
Ещё одна загадка Норте-Чико заключается в том, что в течение последних 7 веков цивилизация не развивалась. Ритуальные объекты строились по одним и тем же планам, люди жили в тех же жилищах, что и 10 веков назад. Почти не менялся и численный состав городов. В связи с этим возникло предположение, что Норте-Чико не была самостоятельной цивилизацией. Она просто копировала остатки другой, более древней, используя её наработки и пытаясь достичь её уровня развития. Согласно другому предположению, отсутствие конфликтов не давало необходимой мотивации для развития. Зачем это делать, если нет вызовов ни климатических, ни продовольственных, ни межэтнических?
Свидетельство о публикации №225013100990