Ч. 429 Почему американцы обрадовались русским

Предыдущая страница http://proza.ru/2025/01/31/949

Григорию Ивановичу Бутакову  предстояло не только купить в Англии корабли, которые пытались приобрести повстанцы, но и, как было сказано в полученном им предписании:
 
«принять всевозможные меры к ускорению выполнения всех заказов Морского ведомства в Англии, в особенности, строящейся на заводе «Thames Iron Works» окованной батареи,

скорейшее окончание и отправление из Англии которой должно составить одну из главнейших Ваших забот.
 
Все необходимые по этому поручению сведения и объяснения Вы получите от директора кораблестроительного департамента контр-адмирала Воеводского, с которым прошу Вас безотлагательно лично объясниться по всем вопросам, касающимся до наших заказов в Англии».

В помощь Бутакову назначили капитана 1 ранга  Сергея Павловича Шварца и капитан-лейтенанта Александра Александровича Колокольцева. Они уже находились в Англии.

Польским повстанцам удалось приобрести в Англии только одно судно - «Ward Jackson», но к моменту прибытия Збышевского в Европу оно было интернировано в Швеции. Русские агенты сумели расстроить все предполагаемые сделки.
 
Но не обошлось и без  межведомственных склок: посол в Англии  Филипп Иванович Бруннов пожаловался канцлеру Горчакову, что Краббе перекладывает на него ответственность за выполнение заказов Морского ведомства, и, мол, не сегодня-завтра англичане конфискуют всё заказанное Морским министерством.

«Пусть конфискуют, - спокойно ответил Краббе на претензию Горчакова, - мы за них ещё ни копейки не заплатили». Он не стал объяснять, что потребовал от морских агентов в Англии и во Франции срочно отправить в Россию все заказы, даже ещё неокончательно изготовленные.

Вопросы службы у Григория Ивановича Бутакова стояли на первом месте, но на него оказывала большое влияние жена, Амалия Арсеньевна, которая не забывала о материальных выгодах командировок Бутакова в Европу.

В 1861 году Григорий Иванович обратился к Краббе с просьбой разрешить привезти из Парижа беспошлинно мебель и другие вещи на сумму пошлин 300 рублей. Николай Карлович всегда благожелательно относился к просьбам подчинённых.
 
Он обратился к министру финансов, и тот дал Бутакову такое разрешение. Своим - всё, чужим – только по закону. Неужели сейчас тоже так?

Однако в тот раз обстановка была такой напряжённой, что Бутаков был вынужден отказать супруге в её желании поехать в Англию и отправился туда без неё и прислуги.
 
Но вернёмся к эскадре Андрея Александровича Попова.  Телеграфная связь Сан-Франциско с Вашингтоном открылась 24 октября 1861 года. Для Попова это было бесценно. Из американских газет он узнавал о том, что происходило в Европе и мог поддерживать связь с посольством и Лесовским.

Но это была крайне ограниченная связь. Обстоятельно они могли общаться, только отправляя курьеров. Появление русских кораблей в Сан-Франциско обрадовало всех горожан и местные власти. На то имелись серьёзные причины.

Гражданская война увеличила потребность в поставке калифорнийского золота для обеспечения национальной валюты США и контроля инфляции. Во время войны из Сан-Франциско в Нью-Йорк отправили пароходами золота и серебра из калифорнийских рудников и месторождения Комсток-Лоуд Невада на сумму 173 083 098 долларов.

Конфедерация такого сокровища не имела, располагая в семи штатах только 27 000 000 звонкой монетой. Вот почему южане спали и видели, как бы перехватить такой пароход с золотом и серебром.

Для защиты Сан-Франциско Союз построил два форта: Форт-Алькатрас и Форт-Поинт. Но Форт-Поинт можно было обойти вне зоны досягаемости его орудий, а дальнобойные и мощные 15-дюймовые орудия Rodman появились в Форт-Алькатрасе только в 1864 году.

Тревогу горожан и властей в Сан-Франциско вызывали два самых известных рейдера южан - «Флорида» и «Алабама», построенные на британских верфях. Власти опасались нападения этих рейдеров и поддержки их тайными сторонниками Конфедерации, которых в Калифорнии было немало.
 
В начале войны Тихоокеанская эскадра США состояла всего из шести небольших кораблей, на которых возлагалась обязанность защищать тихоокеанское побережье США, торговлю между Калифорнией и Панамой, охрану китобойного флота от Аляски до Гавайских островов и почтовых пароходов с золотом и серебром.

Половина из кораблей Тихоокеанской эскадры были старыми, имели возраст от двенадцати до двадцати четырех лет.

Для усиления эскадры правительство США отправило из Джерси-Сити в Сан-Франциско на парусном судне  «Акила» вокруг мыса Горн в разобранном виде монитор «Каманчи».
 
Парусник благополучно прибыл по назначению, но монитор, который выгрузили и собирали в доке,  в результате шторма и столкновения с другим судном 14 ноября 1863 года затонул на глубине  9 метров.
 
Население Сан-Франциско жило в ожидании нападения рейдеров южан. Опасались этого и власти.

Вот почему неожиданное прибытие в Сан-Франциско пяти военных кораблей из дружественной России очень обрадовало власти и жителей города, которые решили, что русские корабли пришли для их защиты.

Они глубоко заблуждались. Российская эскадра сама нуждалась в защите, потому и пришла в американский порт.

Продолжение http://proza.ru/2025/02/16/1213

На фотографии: 15-дюймовое орудие Родмана


Рецензии
Но как внушительно - пять военных кораблей! Пусть боятся!

Михаил Бортников   19.02.2025 19:14     Заявить о нарушении
Но, как у Жванецкого, пять - но маленькие!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.02.2025 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.