Атрибуция трех портретов А. Г. Варнека
1. Портрет мальчика в русской рубашке (Вяземский ?). Бумага, приклеенная на тисненую кожу, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
2. Портрет мальчика (Вяземский ?). Бумага, приклеенная на тисненую кожу, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
3. Портрет девочки (Вяземская ?). Бумага, приклеенная на тисненую кожу, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
В монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству художника А.Г. Варнека [1], воспроизведены выполненные им три небольших детских портрета из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Все подписи под ними воспроизведены выше, тогда как очередность их иная,нежели в книге, т.к. я расположил фотокопии согласно своей гипотезе в порядке увеличения возраста детей, и найдя предварительно подтверждение тому, что запечатлены на портретах дети именно супругов Вяземских.
Замечу, что ни самих детских портретиков, ни упоминаний о них в каких-либо публикациях о творчестве художника, мне ни в интернете, ни в литературе и альбомах по живописи не довелось встретить.
В настоящее же время, интерес к установлению имен детей на портретах, появился у меня по той причине, что в Википедии опубликована огромная статья с биографией русского поэта Вяземского Петра Андреевича (1792 - 1878), при этом в ней дается обширная информация о его семье и детях. Приводится, в частности, список их имен с указанием дат жизни.
Воспроизвожу ниже его полностью, но считаю, что из него для дальней атрибуции следует исключить, прежде всего, имена тех детей, которые не достигли трехлетнего возраста - Андрея, Дмитрия и Петра, оставив имена двух мальчиков – Павла и Николая.
Кто из них на приложенных к миниатюре портретах Павел, а кто – Николай, выяснить оказалось совсем несложно, т.к. в интернете нашлась целый группа портретов младшего сына поэта, Павла, выполненных в разные годы.
Эта процедура позволила однозначно установить, что на левом портрете изображен именно Павел, и не остается сомнений, что на портрете в центре изображен Николай.
Ну а поскольку дата его ранней смерти (1825 г.) известна, сделал заключение и о датировке всех трех портретов (ок. 1825 г.), поскольку очевидно, что все они выполнены в рамках одного заказа.
Что касается портретика девочки, то выполнить атрибуцию его оказалось также несложно, поскольку в насыщенных иллюстрациями статье из Википедии воспроизведен рисунок всех трех сестер Вяземских конца 1820-х гг. При этом по форме подбородков и другим чертам их лиц стало ясно, что на приложенном к миниатюре портрете изображена именно Мария в возрасте 12-ти лет.
ДЕТИ князя Вяземского Петра Андреевича:
Андрей (29.09.1812, Вологда, до 06.08.1814, Остафьево?, Москва?)
Мария (1813 - 1849), замужем за П. А. Валуевым
Дмитрий (1814 - 1817)
Прасковья (1817 - 1835)
Николай (1818 - 1825)
Павел (1820 -1888)
Надежда (1822 - 1840)
Пётр (1823 -1826) .
Завершая миниатюру, замечу, что князь Павел Петрович Вяземский , российский дипломат, сенатор, литератор из рода Вяземских и владелец подмосковной усадьбы Остафьево был близким другом А.С. Пушкина [2]. Статью о нем см. также в Википедии.
Скажу и о том, что никакой информации о месте выполнения приложенных к миниатюре портретов мне не удалось найти. Существует, в принципе, два варианта - либо художник побывал в 1825 году в Москве, где проживала семья Вяземских, либо уже в это время семья побывала в Петербурге до окончательно переезда в северную столицу в 1832 году.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Турчин В.С. Варнек Александр Григорьевич, 1782 – 1843. - М.: Искусство, 1985.
2. В.В. Вересаев. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. Москва. 2001.
01.02.2025.
Свидетельство о публикации №225020101062