Города крепости Буйгород, Чернятин и Шоша
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В научной статье Б.Б. Вагнера «О происхождении названий исчезнувших городов крепостей Подмосковья» написано: что «Всего в Подмосковье насчитывается более 40 когда – то существовавших, а ныне исчезнувших с карты городов – крепостей»
Буйгород.
Фрагмент капрты Волоколамчуого уезда
О городе Буйгород Вагнер пишет: «Город Буйгород дожил до наших дней в виде небольшой деревни. Но в XIV - XVI веках эта пограничная крепость играла важную роль при защите западных рубежей нашего края, от литовских, а позже от польских захватчиков. Имя этого городка происходит от народного географического термина «буй» - открытое высокое место, что вполне соответствует местоположению и нынешней деревни (Волоколамского района), и было порубежной крепостью. Город был разрушен поляками, в Смутное время начала XVIIвека»
Уточним еще в середине XIII века город Буйгород входил в Клинское удельной княжество, относящееся к Тверскому княжеству. На Клинской земле было два сухопутных и водных «коридора» по которым московские рати могли пройти до главной стратегической, торговой и транспортной артерии Тверского княжества Волге, по рекам Лама и Сестра и их поймам. Поэтому было важно защитить поймы этих рек сами реки, и их главные притоки крепостями. По ламскому коридору это города - крепости Буйгород и Чернятин.
У Владимира Борзаковского, в его книге «История Тверского княжества» говорится: «В первый раз Буйгород и Колпь упоминаются в меновой грамоте 1497 года (через 11 лет после падения Твери) Ивана Васильевича с племянниками его князем Федором и князем Иваном Борисовичем Волоцким: «А променил есми своим братаничем, князю Феодору и князю Ивану на те, на их земли свои отчины Тферские земли, к их отчине к Волоку, свои волости Буйгород и Колпь, с селы, и з деревнями, и с пустошами, и с луги, и с пожнями, и с лесы, и с ловищи, и с бортьми, и со всеми угодьи, куде ис тех волостей, из сел и из деревень, плуг, и соха, и топор, и коса ходила, со всем тем, что к тем волостем из старины потягало» То есть в 1497 году великий князь Иван III по справедливости поменялся своими землями с племянниками, волоцкими удельными князьями Федором и Иваном Борисовичами. Вместо их владений в центральных уездах Русского государства Иван III отдал им прилегавшие к Волоколамску бывшие тверские волости Буйгород и Колпь.
Владимир Борзаковский отмечает, что в меновой грамоте проводится прежняя граница, какой она была в старину, но эти границы обозначены односторонне, «у Буйгорода незначительное протяжение восточной границы со стороны Клинско -Тверской области, а у Колпи часть границы со стороны Волоколамска и отчасти Твери».
То есть, в Клинское удельное княжество входили волости Буйгородская и Колпская.
Сейчас сохранилась в Волоколамском районе деревня Буйгород, которая находится на месте древнего города Буйгорода на Буйгородском ручье (в древности реке). По одной версии, город получил свое название от местоположения. Как уже говорилось Буй означает открытое высокое место. Получается, Буйгород - город на возвышенном месте? Но на Руси практически все города располагались на высоких местах. В древнем русском языке есть другое значение слова «буй» - «храбрый, отважный, дикий, буйный, буян». По нашему мнению, название города произошло от этого значения слова.
Исследователь Тверского княжества Владимир Борзаковский насчитал между городом-крепостью Буйгородом и центром новгородского анклава Волоком Ламским, с которым враждовала Тверь на северо-восток от всего 11 верст, и нужно быть действительно храбрыми воинами защищать его, не ожидая скорой помощи.
Из материалов «Археология и древняя история Волоколамского района»: «Буйгород. Селище ХI – ХIII, ХIV – ХVII веков – западная часть села, правый берег безымянного ручья, правого притока реки Большая Сестра, правого притока реки Лама (правый приток реки Шоша, правого притока реки Волга). Протянулось с запада на восток, размеры 110 на 270 метров, высота над ручьем 10 – 12 метров.»
Древний русский город Чернятин.
Б.Б. Вагнер пишет о Чернятине: «Небольшой город Чернятин известный с XIIвека как пограничный форпост Твери на рубежах с Московским княжеством. Он стоял в 12 верстах к западу от Клина (современная деревня Чернятино в Клинском районе) и был важным звеном в цепи укреплений на границе Тверского княжества… Название происходит от имени-прозвища Чернята – производного от прозвища Черный – «брюнет» или «смглолиций»
Но на самом деле город Чернятин был не на реке Яуза (север Подмосковья). А на реке Ламе.
В старых списках населенных пунктов указывалось, что в Клинском уезде есть две деревни Чернятино. Обе находятся к северо-западу от Клина. Одна - «при реке Яуза 12 верст от Клина», другая - на реке Лама.
На современной карте осталось одно Чернятино на реке Яуза вверх по течению от села Воздвиженское. По нашему мнению, это место мало приспособлено для обороны, нет больших водных преград, оврагов, мелкая река-верховья реки Яузы. К тому же оно дублировалось еще одной небольшой крепостью - пустыней Боголеповой. Нецелесообразно строить в таком месте город-крепость.
Поэтому современная деревня Чернятино, , не может быть древним бывшим городом, центром удельного княжества. Если провести в ее окрестностях археологические раскопки, то, вероятно, гипотеза будет опровергнута или подтверждена.
Вторая деревня Чернятино на Ламе до сего дня не сохранилось. Его можно найти на карте межевания Клинского уезда 1766 - 1770 годов и на карте под редакцией Шуберта 1860 года. Можно предположить, что на реке Лама вниз по течению от места впадения в нее реки Яуза и мог находиться древний Чернятин, так как в то время на реке Лама был лишь один город Волок Ламский, принадлежавший Новгородской феодальной республике.
Река Лама в том месте, где располагалась деревня Чернятино, так же изгибается, как река Сестра в том месте, где стоял и стоит древний Клин. Поэтому с точки зрения обороны, «запирания» прохода вдоль реки Лама, место крепости Чернятин весьма удобно. Отсюда простирается Чернятинский удел. В работе историка Владимира Борзаковского «История Тверского княжества», изданной в 1876 году, сказано, что древний город Дорогобуж (а ныне село Дорожаево) «располагался в Зубцовском уезде Тверской губернии по правую сторону реки Шоши в 50 верстах от уездного города». По мнению этого историка «удел Дорогобужско-Чернятинский должен был тянуться от верховьев реки Шоши через верховья реки Лоби (впадающей в Шошу) и по среднему течению реки Ламы и граничить с уделом Микулинским по своему северо- западному рубежу». И это описание показывает, что Чернятин с большой долей вероятности мог находиться на реке Лама, а не на Яузе. Но мнение В. Борзаковского основанное на предположении Н.М. Карамзина, что Дорожаево это искомый Дорогобуж не нашло подтверждения, что доказал доктор исторических наук В.А. Кучкин.
На карте России, составленной в начале XVII века по чертежу царевича Федора Борисовича Годунова и изданной в 1613 г. в Амстердаме, на северо-западе от Клина обозначен город Чернятин. Это тоже доказывает, что Чернятино на Ламе и есть искомый древний славянский город. Федор Годунов на престоле царствовал меньше всех - 49 дней в 1605 году. Свой чертёж составил, будучи царевичем, то есть до 1605 года. Карта увидела свет в Амстердаме только в 1613 году, а город Чернятин поляки уничтожили во времена смуты начала XVII века
Теперь разберёмся с этимологией, или происхождением названия Чернятин, их несколько вариантов. Во - первых черным, чернолесьем, на Руси назывались лиственные ольховые, вязовые, дубовые, осиновые, ясеневые леса за исключением липовых и березовых. Но со временем по закону леса, лиственные деревья вытесняются хвойными.
Во- вторых леса по Ламе были непроходимыми, дремучими и черными (тёмными), поэтому и город в окружении такого леса так назвали. В XIII – XIV веках, на севере современного Подмосковья был огромный дремучий Волоковский или Оковский лес.
Но зададимся вопросом - почему тогда другие города так не назвали?
Во-третьих, мог получить название по рекам Чёрная, Чернавка и т.д. из - за воды, обычно реки, вытекающие из болот, которые имеют темный цвет откуда и название рек. Но реки с таким названием на месте Чернятина не известно.
Так же название поселения, а затем и города Чернятин на его месте могло быть связано с дохристианской традицией – почитанием одного из славянских богов - Чернобога.По нашему мнению это предположение более обоснованное. Чернигов, Чернятин - один корень черн.
Обратим внимание на следующее. Существует легенда, что до христианизации Руси в городе Чернигове стоял храм Чернобога, он был сделан из черного камня и был весьма популярен. Есть предположение, что Чернобог до христианизации славян был одним из наиболее почитаемых славянских богов, по мнению автора статьи «Чернобог и Велес» Дмитрия Гаврилова: «Согласно «Славянской хронике Гельмольда» Чернобог обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", и имел воинские функции. В сербо - лужицком пантеоне назван А. Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин в "Миснейской летописи" говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда»
Древний русский город Шоша.
Попробуем ответить на вопросы кем, когда и для чего был построен город Шоша, где находился, как получил название, и когда исчез.
Большинство историков полагает, что в первой половине XII века Юрий Долгорукий для защиты северных рубежей Белой Руси построил ряд городов-крепостей по Верхней Волге таких, как Конятин, Тверь, Шошу, Дубну, Мологу и Углич, которые стояли у впадения крупных притоков в Волгу и препятствовали продвижению по ним войск его соперников из Новгорода и Смоленска.
Древний русский город Шоша упоминается в 1216 году. Из летописей за 1216 год известно, что произошла усобица между князем Мстиславом Удалым Новгородским в союзе с князьями Владимиром Мстиславовичем Псковским и Владимиром Рюриковичем Смоленским с одной стороны и князем Ярославом Всеволодовичем - сыном князя Всеволода по прозвищу Большое Гнездо – с другой. Мстислав с союзниками «пошли на судах Волгою идучи сожгли Шошу, потом Дубну, и шед по Волге всю область Ярославлю жгли и пленили до Мологи». Ярослав был побеждён, а его вотчина пострадала.
Из названия города Шоши ясно, что находился он на реке Шоша. Река Шоша упоминается в Лаврентьевской летописи под 1215 годом как река Шеша. Поспелов считает, что название реки Шоша от литовского слова sesupe, sasuola, что означает холодный, прохладный. Но при чём тут холодный? Есть правый приток реки Липни река Студенец, означающая реку со студёной водой. У того же Владимира Даля есть разъяснение словам тверского наречия «шошелиться или шешелиться», которые означают мешкать, медлить. Шоша вбирала в себя реки, текущие с высот Клинско - Дмитровской гряды, и сама шла медленно по низине и несла свои воды в Волгу. Как видим Шоша – это русское название реки.
На составленной Владимиром Кусовым карте межевания Клинского уезда на 1766-1770 годы, при впадении реки Шоша в Волгу обозначено «село Воскресенское, что на Шоше». А до того на том месте, согласно жалованным грамотам, находились приписанные к Отроч монастырю Воскресенский и Богородицкий на реке Шоша монастыри. По другим историческим документам на этом же месте располагался и Воскресенский погост. Во времена Клинского удельного княжества с 1318 по 1418 гг. земли по правому берегу рек Шоша и Волги принадлежали церкви, или тверскому епископу.
На карте 1860 года Федора Шуберта село Воскресенское уже называется, как Ново -Александровское, а в скобках обозначено как Шоша. Все это подтверждает, что древний город Шоша мог находиться на месте села Ново - Алексадровское, при впадении реки Шоша в Волгу, на высоком правом берегу, что было удобно при обороне и для запирания как сухопутного торгового пути, так и защиты водного пути из реки Шоши в Волгу.
фрагмент карты Ф. Шуберта
Через город Шошу в то время проходила дорога из Новгорода через Тверь на Клин, а через Клин на Дмитров, и на Волок Ламский, прямой дороги на Москву из-за заболоченной местности, множества рек и ручьев в то время не было. Большая часть той дороги сохранилась до нашего времени.
Другой возможный вариант расположения древнего города Шоша – деревня Городище. В дозорных книгах 1614 года указан погост Городище на Шоше, а в нем – храм Николая Чудотворца. Находилось это место в двух верстах северо-восточнее села Ново-Александровское, на высоком правом берегу Волги. Это расположение также давало возможность для контроля торгового пути, который проходил рядом. Но такое месторасположение не запирало водный путь из реки Шоша в Волгу, хотя могли быть и дозоры с вежами, и лодки с воинами для охранения притока Волги Шоши.
Само упоминание того, что на месте деревни Городище и села Воскресенское располагались погосты, означает, что в древности здесь могли быть города. По мнению историков и археологов Валентина Янина и Марка Алешковского, древнерусские города возникали из административно- вечевых центров, сельских округов – погостов, мест концентрирования дани и ее сборщиков. Да и название деревни Городище говорит само за себя. После событий 1216 года древний город Шоша канул в Лету.
В Конаковском районе Тверской области есть современная деревня Шоша, которая входит в состав Вахонинского сельского поселения. Находится она в 18 километрах к юго-западу от города Конаково. Известно от старожилов, что современная деревня Шоша возникла в 1936 году, при строительстве Иваньковского водохранилища, когда было расселено село Воскресенское (Шоша), располагавшееся на месте впадения реки Шоши в Волгу (около километра к северу от современной деревни).
«Перевезенные на новое место дома жителей села образовали новую деревню, получившую название Шоша. Основная часть села не была затоплена водохранилищем, и в 1958 году на этом месте строится рыболовно-охотничья база для сотрудников дипломатических представительств». На этом месте можно найти следы древнего русского города Шоша
Свидетельство о публикации №225020101591