Домоседы-потребители из племени ни-ни
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
"…Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?"
Виктор ЦОЙ
О каком поколении печалился наш русский гений? Конечно же о своем родном, дворянском, породившем от своих ангелиц-кузин и горничных на белый свет так называемых «лишних людей», барчуков-бастардов, изнеженных «мужей-мальчиков, мужей-слуг из жениных пажей». (Александр Грибоедов) обломовых и маниловых, социальных мечтателей, народников. «народных заступников» и революционеров-бомбометателей. Российская империя во времена жизни Лермонтова в основном была страной аграрной, крестьянской, крепостнической, дворянской помещичьей, сословной. В своём стихотворении «Дума» Лермонтов говорил не только о незавидном, пустом и тёмном будущем своего поколения, но и о его потомстве, обречённом на бездействие и вырождение. Со дня трагической гибели поэта до наших дней в Российской империи, в СССР и Российской Федерации, по подсчётам социологов и демографов, приблизительно сменилось 10 поколений урбанизированных русских людей, городских жителей двух столиц, крупных, промышленных губернских и уездных городов, мещан и обывателей. И каждый раз при очередной смене поколений, новое поколение в глазах старшего поколения выглядело пустым, неполноценным, беспечным и легкомысленным, а порой даже и ущербным.
Есть в науках о человеке, пожалуй, одна из самых актуальных «вечных тем» — это тема «отцы и дети», тема смены поколений, проблема воспитания человека человеком в свете вечно живой Легенды о совершенном Человеке. И есть ещё вторая, не менее значимая тема из раздела высшей социологии — тема психофизического и морально-нравственного здоровья новых поколений молодых людей, тема деградации и вырождения нации. Сегодня эта тема, когда речь идёт не просто о размножении народа, но и качестве человеческого материала, особо актуальна и судьбоносна. Советские социологи и демографы делили этнических русских людей первой половины XX века на "старорежимное" (дореволюционное) поколение и на поколение послереволюционное (новое поколение "советских" людей), которым не обязательно быть только русскими, чтобы продолжать почитать традиции своих предков и следовать и обычаям и нравам.
Качество человеческого материала в каждом поколении советских людей оценивалось большевиками только с позиций лояльности и преданности коммунистическому режиму. В СССР, за всё время существования этой «советской империи» сменилось три поколения русских людей. И каждое из них терпело на себе все тяготы имперского, тоталитарного образа жизни, несло огромные невосполнимые потери и утраты в живой силе, и в итоге оказывалось в проигрыше, чудовищные жертвы оказывались напрасными и ненужными. На тему смены поколений имеется огромная литература, ибо в каждой стране имеется свои проблемы воспитания человека человеком, своя молодёжная политика и методы использования качественного и здорового человеческого материала. Это и книги о теории смены поколений американских социологов Уильяма Штрауса и Нила Хоува, и книга о теории ценностей поколений психолога из Екатеринбурга Ирины Тебеневой «Что за X,Y…Z?» (М. 2019). По мнению некоторых западных и отечественных антропологов, психологов и демографов, особо яркими поколениями, оставившими свой заметный след в социокультуре евразийской цивилизации, являются следующие:
—величайшее поколение (1901—1925);
—молчаливое поколение (1925—1945);
—поколение бэби-бумеров (1944—1967);
—поколение Х (1944—1984);
—поколение Y — миллениалы (1984 — 2000);
—поколение Z (2000 — 2011);
—поколение альфа, «ни-ни» (с 2011).
Поколение «ни-ни» — это в основном городская, урбанизированная молодёжь, которая по разным причинам отказывается учиться и работать. Термин происходит от английской аббревиатуры NEET (Not in Employment, Education, or Training), что означает «не занятый в сфере труда, образования или профессиональной подготовки». В России каждый пятый представитель поколения Z относится к этому движению, что составляет (если верить Росстату) 8,7% от общего числа молодежи.
Инфантильных гедонистов из поколения «зуммеров» и «ни-ни» сегодня можно встретить в большом количестве на улицах российских столиц Москвы и Санкт-Петербурга, а также в крупных областных городах-миллионников. На фоне людских масс они выделяются своими модными осенними и зимними куртками с капюшонами, которые они не снимают с головы даже в самую тёплую погоду. В руках у них смартфон, с которым они никогда и нигде не расстаются — ни в туалете, ни в постели, ни на улице.
Из всех вышеназванных поколений, особую тревогу у специалистов по социальной психологии и педагогической антропологии вызвают три поколения — поколение миллениалов, поколение Z и поколение ни-ни, зачатие и рождения которых пришлось на Смутное время «лихих» и «сумеречных» 90-х и нулевых годов, на мутной волне криминально-сексуальной революции, затяжного экономического и глубокого духовно-нравственного кризиса в России. Именно этим трём поколениям русских людей придётся возрождать русскую цивилизацию и создавать сегодня великую и могучую Россию вместе с Владимиром Путиным и послезавтра уже без Владимира Путина по своему уму и разумению, исходя из фактора трезвого понимания реальности и уровня логического интеллекта.
Впервые о явлении «ни-ни», как о глобальной угрозе гармоничному, стабильному и устойчивому развитию страны, в российских СМИ заговорили в 2014 году. Уже тогда возникновение поколения «ни-ни» объяснялось социальными психологами наличием в стране основных социально-экономических факторов — к NEET, с одной стороны, причисляли выходцев из малообеспеченных семей с низким уровнем образования. С другой стороны, на появление такого феномена, напротив, влияют высокий уровень жизни и большие социальные пособия, что якобы лишает молодежь мотивации к труду и саморазвитию.
Бездельники, социальные паразиты и тунеядцы, праздные потребители и пожизненные иждивенцы и нахлебники, вечные «спиногрызы» в самом мрачном варианте — как только не называют в социальных сетях представителей «ни-ни» (домоседов), ущербность которых социологи-публицисты приписывают зуммерам, представителям поколения Z, людям, родившимся с 2000 по 2011 годы. Будет правильней и честней приписывать эти негативные качества всем поколениям советских людей, допустившим большевикам социальные эксперименты над собой (над двумя полами), в результате которых русские женщины стали мужественнее, а русские мужчины женственнее и смиреннее. Большевикам понадобилось всего лишь четыре «переломных» пятилетки, два голодомора, одна гражданская война и одна коллективизация, чтобы в русском мужчине проявились качества не совсем идеальной женщины. Женские качества в мужчине: фанатизм, страстность, чувственность, слабохарактерность, хвастливость, нарциссизм, неверность, эгоизм, истеричность, тщеславие, гордость, ревность, излишняя самоуверенность, непостоянство, ненависть, вспыльчивость, физическая и словесная агрессивность, безответственность, патологическая зависть, мазохизм, лень, любовь к комфорту, слабоволие, лицемерие, желание выставлять себя на показ, отсутствие самоконтроля, эмоциональная и интеллектуальная негибкость, жадность, необъективность, трусость. Эти качества во все времена никогда не украшали мужчин всех стран и народов. Но посколько такой тип мужчин был чрезвычайно редок и представлял интерес больше для литераторов-юмористов, чем для социальных психологов, то в нашей стране женоподобные мужчины все лишь пополняли собой ряды наших национальных чудаков и чудиков. (Анатолий Апостолов. Чудаки и чудики в стране чудес. — Проза. Ру)
Нельзя сказать, что психофизическое и морально-нравственное здоровье представителей «поколения NEET», поколения ни-ни или (ni-ni — от испанского ni estudia, ni trabaja), не желающих нигде не учиться и не работать, а жить за счет родителей, совсем не волнует наше общество м правящий режим, что все внимание социума обращено только на СВО, на войну России с Большим Западом.
Конечно, в первую очередь проблема поколения «ни-ни» стала волновать родителей-горожан, одиноких матерей и вдов, на иждивении которых продолжают оставаться молодые люди от 20 до 25-ти и более лет. Среди молодых домоседов-потребителей Москвы и Московского региона от 18 до 20 лет из поколения Z и ни-ни появилось много тех, кто например ничего не умеет и делать ничего не хотят, например, девочки не умеют пришить пуговицу и сварить для крутой куриный бульон для больного родителя, юноши не умеют забить гвоздь и вытащить его из стены, сменить электророзетку или заменить сгоревшую электролампочку в люстре — вызывают для этого электромонтёра и платят за это деньги, в основном, деньги родителей, или материально обеспеченных своих сожительниц. Всему виной, считают психологи, «домашнее воспитание» городских "принцессок" и "маменькиных пирожочков", которых родители (чаще матери-одиночки) всячески оберегают от любой работы, потому что нельзя, чтобы «деточка уставала от быта и учёбы». Сюда же можно добавить убеждения некоторой урбанизированной части родителей в том, что «какой смысл ребёнку работать, если максимум, чего он может добиться «непосильным трудом» — это квартира в ипотеку и машина в кредит».
Относительно с малыми потерями и утратами, пережив кромешную Смуту лихих бандитских 90-хи беспринципных нулевых годов, чадолюбивые родители не желают, чтобы дети повторили мучительный «крутой маршрут» своих отцов, матерей, дедов и прадедов — до каких пор граждане огромной и богатой природными ресурсами страны, должны бесконечно жертвовать собой, терпеть невзгоды и лишения и решать проблемы выживания чуть-ли ни на биологическом уровне? На дворе иная политическая погода, иная эпоха, иные жизненные ценности, иная философия жизни, иные убеждения и моды. Не стоит также забывать про распространенное и навязанное вождями Смуты убеждение в том, что настоящая, реальная успешность — это быть звездой, моделью, финансистом, программистом, коучем, адвокатом, менеджером, а в рабочие, инженеры, учёные, врачи, учителя идут только «неудачники-лузеры и лохи». Ещё совсем недавно такая трактовка «успешной жизни» и выбора «правильной» профессии вполне устраивала прозападный либеральный социум, но сегодня такая «философия жизни» грамотных потребителей и гедонистов обернулась острым дефицитом профессиональных кадров, нехваткой тех, кто всегда занимался производством материальных ценностей.
Случилось совсем неожиданное для нынешнего правящего режима, — в стране безработица на самом низком уровне, а работать на предприятиях ВПК, в машиностроении, в тяжелой и легкой промышленности некому, старшее поколение трудящихся-профессионалов вымерло, а из молодых никто на трудовую вахту не пришёл, и идти к заводской проходной пока не спешит. Мало кто из молодых сидельцев-потребителей спешит грызть гранит знаний в вузе, ещё меньше тех, кто желает получить трудовые навыки и умения в ПТУ (техническом колледже). Мало этого, по прогнозам социологов, к 2030 году доля самых продуктивных работников-созидателей, людей производительного труда в России сократится на 6%, отмечен также острый дефицит кадров в сельском хозяйстве, к 2030 году численность работников возрасте от 30 до 39 лет сократится на 30% или 7,2 млн человек.(kp.ru -22.09.2023). С одной стороны в стране наметился острый дефицит профессиональных кадров, а с другой — недостаточное количество привлекательных рабочих мест для молодых специалистов.
По утверждению демографов и социологов это объясняется спадом рождаемости в 1990-х, в эпоху криминально-сексуальной революции, когда торговля «живым товаром» категорически исключала деторождение, однако объяснять всё только демографией недальновидно и однобоко. Необходимо учитывать ещё и фактор беспощадных рыночных отношений в социуме, пропаганду легкой и успешной жизни, новых жизненных ценностей, а также и основные проблемы городской урбанизированной молодёжи;
— противоречие между потребностями, интересами, ценностными ориентациями, планами молодёжи и возможностями их реализации, так как лишь незначительный процент учащихся включён в трудовой процесс;
— трудности адаптации к новой городской среде, с её перенаселённостью и безличностью общения, вызывающими у подростков и молодых людей ощущение одиночества и покинутости;
— трудности в городской среде с поиском работы и карьерным ростом, в условиях жесткой конкуренции за место под благодатным солнцем.
Американские социологи-экономисты Уильям Штраус и Нил Хоув в книге «Поколения» называют представителей поколения альфа («ни-ни») поколением Домоседов. Такое определение является сегодня более типичным для российской действительности, чем американской и западно-европейской. Поколение ни-ни живёт с родителями на родительские деньги и старается не высовывать нос из дома. В России их называют "диванные войска", в англоязычном мире keyboard warriors (воины клавиатуры).
Сегодня наши урбанизированные домоседы-потребители ни-ни не озабочены теми кромешными проблемами выживания, которые испытали в своё время их отцы, деды и прадеды, дети войны и Беды. В отличие от своего древнего пещерного предка Homo habilis'а («человека умелого») домашние, мамкины сидельцы из племени ни-ни ничего не умеют и не могут, категорически не хотят приобретать умения и навыки на самом жизненно необходимом бытовом уровне. Пребывать в комфорте, сытости и праздности, жить в своём виртуальном, призрачном мире мире Интернета, с его сомнительными искушениями и играми в войну и мир — вот образ жизни, и мировоззрение, и новые жизненные ценности тех мамкиных сидельцев, кто не изначально не был предназначен для самовоспитания и саморазвития, для восхождения к доблести и совершенству.
У каждого представителя поколения ни-ни своя жизненная позиция и своё индивидуальное мировоззрение, свои жизненные ценности, и одна на всех «философия жизни», отрицающая природный альтруизм, жертвенное отчизнолюбие и эмпатию: «…быть убитым на войне - невелика заслуга» У представителей поколения ни-ни («домоседов») всегда на всё готов ответ, на любые доводы, наставления, просьбы и упрёки родителей. Одним из самых распространённых и банальных, но по их мнению, самым веским и трудно опровержимым аргументом является фраза: «…а я вас не просил рожать меня на этот поганый свет!» За ним следуют другие, в таком же духе: — «…кто сказал, что человек рождается только для бесконечных испытаний, тяжелого немыслимых труда и страданий, только для жертвенного героического подвига, а не для наслаждений и радости?» — «… зачатые в грехе и похоти, не в праве учить других целомудрию и половому воздержанию». Так рассуждает только незначительная часть относительно образованных городских, столичных молодых гедонистов-потребителей, большинство же убеждённых тунеядцев-потребителей из поколений первой четверти XXI века более категорично и прямолинейно — «… я не дурак, чтобы горбатиться всю жизнь на миллиардеров и олигархов, чтобы служить в армии, погибать за их интересы на фронте». Если я никому не нужен, то и мне никто не нужен, если государству я не нужен и оно меня не защищает, то и я его не намерен защищать! Дураков нет, дураки — в зеркале».
Однако масса гедонистов-потребителей не однородна, она пестрит разного рода оригиналами, чудаками и чудиками со своими странными повадками и поведением. Среди «маминых сыночков» и «папиных прелестниц» немало лиц страдающих латентной параноидальной шизофренией. Среди них часто встречаются погруженные в себя аутисты, латентные сексуальные психопаты-параноики, пресловутые инцелы — нищие в мире сексуального капитализма и чувственные бетабаксеры, требующие от женщин любви из чувства жалости и сострадания. И те, другие и третьи хотят получать от женщин плотские наслаждения, не прилагая к этому этому никаких усилий со своей стороны и не допуская лишних трат на красивых продажных женщин. Для таких добровольных "домашних узников-затворников" секс и еда — физиологическая потребность, а посему удовлетворять их нужно здесь и сейчас, не прилагая к этому никаких усилий со своей стороны. Среди «маминых сынков» и «папиных баловниц» нет тех, кто хотел бы удовлетворять голод на общественной помойке, на стороне, многие предпочитают питаться вкусной и здоровой пищей в собственном огороде, на кухне со своей мамой и родной сестрой.
Среди «маминых сыночков» немало лиц страдающих латентной параноидальной шизофренией и самыми разными отклонениями в психике. Как правило, они не способны жить самостоятельно и создавать здоровую полную семью. Даже те из маменькиных сынков, кто «овдовел» в связи с внезапной кончиной мамы и женился, оказываются плохими мужьями, слабовольными подкаблучниками и мазохистами, которые продолжают видеть в своей жене свою любимую и ненаглядную ласковую и заботливую маму. В нулевые и десятые годы, в пору относительного благоденствия постсоветского. капиталистического урбанизированного социума численность таких «мужей-мальчиков» и «слуг для жениных пажей» (добровольных мазохистов-рогоносцев — куколдов) значительно возросла и стала даже одной из примет времени. В России каждый пятый представитель поколения Z относится к типу мужей-альфонсов и мужей-«старушатников», примерных подкаблучников и добровольных рогоносцев, что составляет (если верить статистикам Минздрава РФ и Всемирного Банка) 8,7% от общего числа молодежи. Какой бы приблизительной и условной ни была статистика, но концу 2010-х годов определение «куколд» стало одним из главных сленгов у политических аналитиков и обозревателей, у альтернативных правых, представителей мэносферы и других националистических мужских движений. Сегодня этим словом политологи в своих дебатах, ревю и шоу обозначают любых мужчин-политиков, недостаточно мужественных и не разделяющих их идеологию, например придерживающихся либеральных взглядов.
Криминально-сексуальная революция Смуты 90-х и нулевых годов, с их ранними психологическими травмами, сексуальным насилием, детской и школьной проституцией, публичными унижениями и пьющими мамами явились причиной возникновения чайлдхейта (ненависти к детям) — радикальной идеологии, представители которой не просто не хотят иметь детей, но и выражают активную неприязнь и даже ненависть к детям, беременным женщинам и всему, что связано с детьми и их воспитанием. и чайлдфри — идеологии добровольной бездетности и сексуального эгоистический гедонизма. (Анатолий Апостолов. О поросли юной замолвите слово. — Проза.ру)
Смута 90-х и нулевых значительно увеличила в стране численность альфонсов и сутенеров из числа убеждённых тунеядцев и бездельников-потребителей. Подростки, старшеклассники и молодые люди перестали просто стесняться быть паразитами за счет своих мам и подружек, а девушки стали гордиться статусом содержанки своего родного или чужого «папеньки». Это для юных бездельников один из лучших вариантов и «дикое везение» — юной домоседке найти щедрого «спонсора» и стать обеспеченной «путаной», а домашнему юному Вертеру найти богатую перезрелую «лохушку», молодящуюся маму друга и вдоволь пользоваться ею, пока не надоест. Такого рода психотипы из поколения ни-ни (как двадцатилетних мальчиков, так и пятнадцатилетних девочек) уже нашли своё отражение в современной эстрадной песне, в поэзии и прозе:
Полу-монахиня —полу-блудница,
Тихая девочка — грозная львица.
Личико милое — возраст не властен,
Тот, кто с ней свяжется будет несчастен. (Мария Нестеренко)
Российская Федерация является страной с преимущественно городским населением. Около 70 % в зависимости от года переписи живёт в городах и посёлках городского типа, которые в свою очередь формируют агломерации. Большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня современному человеку проживающему, в большом городе, связаны с неверием в свои силы и недостатком любви к самому себе, застенчивостью и заниженной самооценкой, завистью и ревностью, стремлением превзойти своих ближайших соперников и агрессией, тревогами и депрессией. Возможно, следует отметить то, что после распада Советского Союза уже сменилось как минимум два поколения подростков. Сейчас часто социологи и специалисты по возрастной психологии делят молодых людей на миллениалов (родившихся в 90 е ) и зуммеров (родившихся в нулевые).
Каждое поколение подростков считается, как правило, «потерянным поколением». Здесь в роли «потерянного поколения» старшее поколение советских и постсоветских людей имеет в виду только городских подростков, урбанизированную молодёжь, которая не желает учиться и работать, приобретать профессию и трудиться по специальности, не создавать семью и не иметь потомства, быть на иждивении своих родителей, жить в своё удовольствие за счёт своих родственников и даже своей одинокой родной мамы или одинокой незамужней сестры (или старшего обеспеченного брата-холостяка) Что же касается новых поколений глубокой российской провинции, отдаленных регионов страны, Русского Севера, Заполярья, Сибири и Дальнего Востока, то здесь на уровне низкой рождаемости и суровых условий выживания и проживания, проблем с психофизическим и морально-нравственным здоровьем юной поросли значительно меньше, — в русской провинции, в сельской местности молодёжь намного здоровей, социально активней и самостоятельней. За 70 дет существования советской власти в СССР сменилось почти четыре поколения городских жителей, и все они в итоге объявлялись «проклятыми и убитыми» или «потерянными». Среди представителей такого очередного «потерянного» поколения Икс оказался и советский рок-музыкант, поэт песенник Виктор Цой (1962-1990) , у которого в одной из песен есть такие знаменательные слова по нашей теме:
Мама, мы все тяжело больны...
Мама, я знаю, мы все сошли с ума...
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад...
Сегодня не все дети, рождённые несовершеннолетними и зрелыми мамами-одиночками, являются совершенно здоровыми и психофизически нормальными. Не все дети рождаются здоровыми и от позднорожающих женщин, от супружеских пар с большой разницей в возрасте — от 15 до 20-ти и более лет.Проблемы всех больных и потерянных поколений, в том числе и поколения ни-ни — это проблема семьи, семейного и дошкольного воспитания, морально-нравственного состояния общества, внутренней социально-экономической политики государства. Криминально-сексуальная революция Смуты 90-х и нулевых годов оказала крайне негативное влияние на институт русской полной семьи ничуть меньшее, чем Гражданская война и красный террор Советской России в прошлом веке. Вопреки всем нынешним оптимистическим прогнозам, касающимся укрепления семьи и повышения в стране рождаемости, разрушение семьи и семейных связей продолжается через электронные СМИ и социальные сети через специальные платные программы и мастер классы под разными манящими и соблазнительными названиями, вроде "Магия любви и страстных поцелуев. Весна. Любовь. Страсть. Аспирантура секса и любви", где за 38.400 рублей из тихой робкой девочки делают соблазнительную секс-модель и грозную секс-львицу.
Не все дети, рождённые мамами-старшеклассницами и студентками-содержанками, являются добротным и «качественным человеческим материалом», среди них много плохо воспитанных и/или вообще невоспитанных и педагогически запущенных молодых людей. В РФ количество разводов продолжает значительно превышать число заключаемых браков. Многие «скороспелые» браки заключаются молодыми партнёрами только для того, чтобы получать на законных основаниях как больше плотских наслаждений, всячески избегая зачатия и деторождения. (Сергей Михеев). Те же самые цели преследуют и люди старшего поколения — зрелые бизнес-дамы 40-45+, берущие в мужья малообеспеченных студентов-мачо, и состоятельные мужчины 55-60+, берущие в жёны студенток-первокурсниц, начинающих актрис или топ-моделей. Психофизически нездоровые, избалованные, невоспитанные и педагогически запущенные дети могут быть как в полной, благополучной, так и неполной, проблемной семье. Не следует скрывать, что родителями новых поколений являлись люди далеко не благополучные и не совсем здоровые, среди них в «лихие» 90-е в роли «мам» оказывались несовершеннолетние школьницы, девушки из малоимущих семей и студентки-первокурсницы, для которых побочное занятие проституцией помогало выживать на биологическом уровне. По данным российских статистиков, каждый 10-й младенец рожден женщиной младше 15 лет. И это при том, что, по другим данным, рожает лишь 2 девочки из 10, а остальные делают аборт. Проблему деградации и вырождения поколения зуммеров и «ни-ни» имеет смысл рассматривать только с позиций альтруизма и человечности как одну из форм латентного национального суицида, в том же духе, в каком мы сегодня рассматриваем гражданскую войну в контексте взаимоуничтожения и самоистребления этноса.
Не всегда дают хороший и здоровый приплод и зрелые одинокие женщины, которые пользуются услугами жиголо и альфонсов, или заключают брак с мужчинами, годящимся им в сыновья. С одной стороны, мужчины-«старушатники» не всегда стремятся стать отцами, с другой – женщины, особенно если они уже родили одного ребёнка, крайне неохотно относятся к идее завести второго, они не нацелены на репродуктивность, а посему возраст вообще перестал сегодня играть какую-либо роль из-за отказа пар от деторождения, ибо «любви все возрасты покорны, её порывы благородны» (А.С. Пушкин). Чем ближе «золотая осень», тем ценней и острей становятся для женщины «минуты страсти роковой», и хочется как можно дольше оставаться молодой, обольстительной и привлекательной.
Вообще философия гедонизма, эгоцентризма, эскапизма, и добровольной бездетности в пользу плотских удовольствий в основном возникла среди столичной, «элитной молодёжи», у поколения «шестидесятников», и получила яркое отражение в советской литературе у таких писателей как Василий Аксенов, автора романа «Остров Крым», в котором максимально жестко был поставлен вопрос о возможном сосуществовании тоталитарной системы и свободолюбивого образа жизни молодого человека. В своих романах "Московская сага" и "Новый сладостный стиль" Василий Аксенов провозгласил гедонизм как самую высшую жизненную ценность человека – не нужно относиться к жизни серьёзно, всё равно из этой передряги живым не выбраться. «Надо жить, как бы танцуя свинг», — советует Аксенов поколению миллениалов и поколению Z. Именно там, в послевоенном времени, в период «оттепели», в стране изголордавшихся по физической любви одиноких матерей и молодых вдов, и возникло острое желание хоть денёк пожить беззаботной и сладкой жизнью, без детей, без повседневных тягот и забот. Это состояние женщин послевоенного поколения подтверждает признание писательницы Майи Ганиной (1927-2005), которое и сегодня производит на нас сильное и неприятное впечатление: «Нет, в общем, я просто не люблю детей. Это нехорошо, но это правда. Говорят, что женщине естественно желать от любимого ребёнка. Но я никого не люблю. Без них легче и проще, а человеку очень несложно приучить себя не ошибаться, если он не желает совершать ошибок». (рассказ «Про Лёшку»)
И нет ничего неожиданного и удивительного в том, что после позорного распада СССР агрессивная и токсичная пропаганда «новыми русскими» беззаботной легкой жизни и бесконечных плотских наслаждений в мире тотального потребления по западным лекалам заведомо легла на благодатную почву постсоветского социума, с его бывшим показным пуританством и ханжеством, двойной моралью и моральным кодексом строителя коммунизма.
Поскольку численность молодых гедонистов и потребителей в стране с каждым годом растёт, а численность этнических русских стремительно сокращается, то на давнюю трагическую проблему «потерянных поколений» надо смотреть с тех же позиций морально-нравственных позиций, с каких принято смотреть на гражданскую братоубийственную войну и как на антинародные реформы, с их социальными катастрофами — массовыми репрессиями, тотальным голодом. Одним словом, на массовую деградацию и вырождение молодых поколений нужно смотреть беспощадно трезво и объективно, без показного пуританства и ложной стыдливости, и только с позиций педагогической антропологии социальной психологии, высшей социологии и возрастной психиатрии, только с позиций православной морали и этики, человечности, глубокой эмпатии. Рассуждая о проблеме смены поколений. о демографии, о психофизической здоровье нации. всегда надо помнить, что нынешнему поколению людей, в том числе и поколениям ни-ни и альфа предстоит исправлять многое из того, что натворило на планете предыдущее и наше поколение, очищать от мусора, загаженное нами жизненное пространство. отравленное ядерными и нефтехимическими отходами. Смогут ли не совсем здоровые ущербные потомки навести порядок, чистоту и справедливость, пусть не на всей планете, а хотя бы в отдельно взятой стране, хотя бы на краю, пока не совсем загаженной нами, суровой ойкумене? Вопрос совсем не праздный, но риторический, ибо ответ на него для нас, уходящих в Вечность, скоро вообще перестанет быть актуальным. Ответ волнует прежде всего родителей, доживающих свой при своих пожизненных иждивеецах, умеющих только потреблять, но только не созидать и строить.
Одной из ключевых причин роста популярности движения «ни-ни» в РФ является тенденция к самодиагностике психических расстройств среди молодежи, рождённой в РФ на пике криминально-сексуальной революции в Смуту 90-х и нулевых годов. Многие молодые люди склонны приписывать себе такие заболевания, как гиперсексуальность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство внимания с гиперактивностью, или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания), аутизм и биполярное расстройство, что часто не соответствует действительности. Среди малоимущего поколения Z есть много уклонистов от службы в армии, имеющих на руках медицинские справки о наличии у них психических заболеваний и отклонений.
Тенденция официально становиться по собственному желанию шизофреником и параноиком получила свое развитие после первой и второй войны с мятежной Чечнёй, когда служба в российской армии стала хуже пребывания в тюрьме или на поселении. Справка из психдиспансера, добытая иногда по инициативе мамы-одиночки, освобождала любимое чадо от службы в армии, делала его неподсудным. давала ему право на свободный, паразитический образ жизни за счёт членов семьи, на пожизненное социальное иждивенчество. Уклонение от армии городской (столичной) молодёжи через подкуп врачей-специалистов в нулевые годы было весьма распространённым явлением, и давно не секрет, что и сегодня численность уклонений от армии таким способом не уменьшается.
В основном, представители поколения ни-ни — это ленивые, капризные молодые люди, требовательные ко всему в окружающем их мире, это робкие и безвольные, пасующие перед самыми незначительными трудностями и лишениями. это и домашние потребители-тираны, любимцы, баловни и баловницы одиноких матерей или отцов. Среди «маменькиных сынков и пирожков», как правило много тех, кто неминуемо становится жертвой дедовщины в армии, травли в школе или в техническом колледже — ПТУ. Именно среди них случаются суицид на почве травли или слепая слепая ненависть, переходящая в серийное убийство свои мучителей и обидчиков в состоянии аффекта и крайнего отчаяния. Среди них часто встречаются как физиологические альфа-самцы, так и самовольные скопцы с пониженным либидо и признаками чувственного мазохизма. Все они разные, и все одинаково несуразные, порой нелепые и «нездешние» моральные инвалиды и калеки, которых родные и близкие (общество и страна) должны содержать всю жизнь точно так же (а порой лучше), как и славных героев-инвалидов и калек войны в Афганистане, в Чечне и на Украине в рядах СВО… И в СССР были такие примеры, когда матери, именно матери-одиночки, сажали себе на шею детей, но в основном это касалось матерей инвалидов детства или инвалидов и калек войны. Сегодня совсем иное дело. Как часто сейчас встречаются мужчины, которым уже сорок и больше, но они одиноки и продолжают жить со своими мамочками. Как много матерей не осознают, что они делают с собой и со своими детьми. Мамы как бы выходят «замуж» за своих детей. Они идут по пути наименьшего сопротивления. Так проще. Ведь с любовником-«спонсором», с приходящим «мужем на час» требуется строить отношения, притираться, считаться, советоваться, учитывать мнение, желание, иногда переступать через свои амбиции. С партнером не все гладко и хорошо, бывает и больно. С детьми проще. С ними не надо притираться, под них не надо подстраиваться. Им можно приказать, навязать, заставить выполнять то, что мы хотим. Не надо считаться с их желаниями, Безумные 40-45-летние мамы-одиночки, решая почти все проблемы своих «ненаглядных деточек», от самых мелких бытовых до самых личных и интимных, не желают и не хотят понимать, что сексуальная зависимость подростка и юноши от родной матери или сестры — это один из видов зависимости наряду с алкогольной, наркотической или никотиновой, нюхательной токсикоманией… За всё приходится платить и платить весьма дорогую цену, особенно, за мимолётные плотские наслаждения. Дорого платить приходится и обществу и стране — своим неприглядным и даже мрачным будущим—полным вырождением и исчезновением с лица планеты когда-то великого народа великой империи. Давно и не нами сказано: есть народ — есть и империя, нет народа — нет и не может быть империи и, соответственно, нет и божественного, всемогущего императора. (Анатолий Апостолов. Кому нужна империя? — Проза.ру)
Однако не следует возлагать всю вину одних только мамочек, не только они одни выращивали в теплицах эгоцентричных нарциссов-потребителей и баловниц-мимоз, но виноват и постсоветский социум и властительная капиталистическая, олигархическая общественность, с её рекламой роскошной жизни и бесконечных наслаждений, которых «достоин каждый потребитель». И семья, и общество, и верховная власть на протяжении словом и делом выращивали совместными усилиями в первую очередь грамотных потребителей, но только не созидателей материальных благ — вот и вырастили ещё одно поколение убеждённых тунеядцев и паразитов — поколение ни-ни. И виноваты в этом не только безумные мамы-разведёнки и мамы-одиночки, но и само государство. Тотальная пропаганда в стране в течение 35 лет бездумного потребительства и разнообразных, прежде запретных наслаждений, сделали своё черное дело. Не следует однако понимать, что только отвращение к упорному труду и получению необходимых знаний и навыков объединяют эту инфантильную молодёжь, наоборот, такая эгоистическая жизненная позиция разъединяет их, «запечатывает» каждого подростка, юношу и девушку в жилые студии, пеналы и ячейки, в кубики квартир типовых многоэтажных зданий, вынуждает их погружаться в мир иллюзий и фантазий, привычно пялясь на экран и поедая чипсы. Численность сторонников тотального нигилизма и ничегонеделания, несмотря на спад в стране рождаемости, с каждым годом увеличивается, порождая в обществе дефицит профессиональных кадров и новую волну скрытого социального паразитизма. По сути, домоседы-потребители — это балласт (отвальная порода) цивилизации, заведомо ущербный и непригодный человеческий материал.
И сам по себе возникает вопрос о качестве человеческого материала в процессе его, так сказать, «планового» и внепланового, стихийного воспроизводства? И возможно ли, с привлечением огромных денежных потоков, на поток производство детей нужного качества и в нужном для государства (для империи) количестве? И возможно ли вообще государству эффективно управлять демографией в стране, где в течение 35 лет наблюдается острый дефицит человечности и любви, где продолжает царить пропаганда гедонизма, плотских наслаждений и запретных удовольствий? Ещё великий Ломоносов, рассуждая в эпоху Просвещения на демографическую тему, утверждал: «Где нет любви, ненадежно и плодородие». Надо иметь мужество и пора признать, что с таким слабым и ущербным «семенным фондом»», что при такой психофизической расслабленности нынешней урбанизированной молодежи (а она, по свидетельству Татьяны Голиковой, составляет две трети из 37 млн человек в возрасте 14-35 лет), долговременный демографический проект Путина по успешному размножению людей в РФ вряд ли когда-нибудь претворится в жизнь, ибо то, что требует усилий нескольких поколений и веков, не решить волевым решением (указом) одного человека «ударными темпами» в течение двух-трёх пятилеток. (Анатолий Апостолов. Путин Великий и Трамп Всемогущий - Проза.ру).
Вполне возможно Владимир Путин понимает, что в нынешних условиях, особенно после криминально-сексуальной революции 90-х и нулевых годов, что ему и его команде русскую, традиционную и многодетную семью в РФ никогда не возродить. Давно известно, в том числе и Владимиру Путину, что в стране уже давно нет традиционной многодетной семьи (она погибла во время войны большевиков за хлеб с русским крестьянством, во время раскулачивания и коллективизации – А.А. ), что с 1960 годов в стране нет воспроизводства населения, Россия давно из страны аграрной и крестьянской стала страной индустриальной и промышленной с урбанизированным населением. «Ничего на земле не проходит бесследно»,- когда-то надрывно и отчаянно напелось в одной из модных советских песен. Ничего не проходит бесследно в жизни каждого народа и каждого поколения. Для советского, постсоветского и русского народа не прошли безвредно и без необратимых последствий ни его славные победы, ни позорные поражения, ни красный террор и гражданская война, ни тотальная разруха и два голодомора, ни принудительная коллективизация и лихорадочная ударная индустриализация/милитаризация, ни война СССР с Германским рейхом, — ни одна из кардинальных реформ большевиков не пошла русскому народу на пользу, а только во вред его национальному психофизическому здоровью, в ущерб давно заслуженному им достатку и благоденствию.
Нельзя бесконечно долго испытывать на прочность человеческий материал ради своих сомнительных социально-экономических и политических экспериментов и утопий — всем известна пресловутая усталость стали и металла. И совсем нелегко несколькими федеральными законами запретить «гнилую философию» домоседов-потребителей из племени ни-ни, а вместо неё учредить в молодёжной среде философию любви и созидания. Легко запретить в судебном порядке пропаганду добровольной бездетности (чайлдфри) ради беспечной жизни полной наслаждения и удовольствий, но почти невозможно особым постановлением убедить детей измученной и усталой нации жить по заветам древних предков — любить и ценить жизнь законном браке, «добывать хлеб трудом в поте лица» плодиться и размножаться, как завещал нам Господь Бог, Творец Вселенной. Здесь одними деньгами и социальными льготами проблему рождаемости и воспитания юной поросли, не решить, и материнский капитал, и детские пособия для матерей-одиночек, и даже миллион рублей в порядке единовременной выплаты беременной студентке являются всего лишь временной поддержкой со стороны государства, но родить ребёнка только часть демографического проекта, ребёнка надо ещё вырастить, воспитать, образовать, поставить на ноги, подготовить к самостоятельной жизни, а для этого необходимы не один и не два миллиона, а десятки миллионов рублей, не считая приобретения своего жилья по льготной ипотеке…
Здесь необходима совершенно иная Идеология Партии Будущего в кардинально обновленном Социуме, необходима смена нескольких поколений, несколько «крутых переломов» и социальных революций на тернистом пути к доблести и совершенству.
Необходимы новые борцы и энтузиасты, которые смогли бы убедить себя и своих современников мужественно бороться с жизнью и смертью до конца, кто вслед за Шота Руставели, мог бы сказать молодому поколению альфа, что «лучше гибель, но славой, чем бесславных дней позор», что смысл жизни человека и смысл истории не в личном блаженстве, а в борьбе со злом, с тёмным основным инстинктом, с ревностью, завистью и жадностью. Здесь вполне уместно вспомнить замечательные слова из песни Виктора Цоя, которые звучат сегодня как никогда актуально и злободневно: "..Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?"
31.01.2025, День родителей Сергия Радонежского
Свидетельство о публикации №225020101825