Ох уж эти шестые классы...

Сегодня пятница, поэтому мне нужно провести два урока у шестых классов. После девятого «В» это казалось пустяковым делом, и именно поэтому на свой второй в жизни урок в шестой «В» класс я шёл почти без страха. Огорчало только то, что в школе ввели карантин, и потому мне пришлось нести всё оборудование (карты, атласы) в другую аудиторию. Хорошо ещё, что помогли коллеги – брат Коля и одногруппница Карина.

Мы вошли в класс, и я невольно остановился. К сожалению, учительский стол здесь стоял на возвышении: на мой взгляд, будет очень неудобно ходить возле доски и показывать объекты на карте. Я начал вешать карту полушарий на треногу, а Карина тем временем раздавала атласы. Похоже, из наших больше никто не придёт на мой урок. До начала оставалась всего минута, но шестиклассники и не думали успокаиваться – они устроили игру в догонялки, и вообще казались вовсе не такими спокойными, как раньше.

Звонок. Карина и Коля сели за последнюю парту и уставились на меня. Класс не обращал на нас никакого внимания и продолжал гудеть, как потревоженный улей. Учительницы не было, а меня они, видимо, не воспринимали за учителя. Надо брать инициативу в свои руки.

– Ну-ка тихо! Урок уже начался!

Наконец-то они притихли. Я откашлялся и продолжил:
– Здравствуйте, садитесь.

Шестой класс сидел и внимательно смотрел на меня – двадцать человек детей. Однако их взоры меня не смущали, как и в прошлый раз, когда я вёл у девятого класса. Судя по всему, я уже привык к этому, хотя раньше совершенно не выносил взглядов в упор – хоть одного человека, хоть толпы.

– Я буду вести у вас географию всю первую четверть, меня зовут Александр Викторович.

Возможно, последние слова излишни – ведь я уже был представлен этому классу, когда пришёл к ним на белорусский язык.

–  А сейчас давайте запишем домашнее задание, – продолжал я, указывая на доску.

Ученики зашелестели дневниками, а я терпеливо ждал, пока они запишут. Убедившись, что все записали, я начал:
– Итак, а теперь проверим домашнее задание. Что такое география?

Несколько шестиклассников подняли руки. Я удовлетворённо кивнул:
– Встаём и представляемся. Ну, давай ты.

Я указал рукой на симпатичную ученицу, и она зарделась.

– Кристина… География – это наука, которая изучает поверхность Земли, её природные условия…

Я полностью выслушал её ответ и кивнул:
– Правильно, молодец. Садись.

Продолжая улыбаться, она села. Ну и ну! Похоже, девочка со мной флиртует. Однако это даже и приятно.

– Ну, а теперь ты… – я обратился к девочке в очках, сидящей на первой парте. – Скажи нам, кто ввёл это название – география?

Молчание.

Класс зашептал:
– Эратосфен!

Но она упорно молчала. Видимо, настаивать бесполезно…

– Ладно, – сдался я и начал расхаживать по классу. – Вижу, в целом готовились. А теперь давайте изучим новую тему.

Тем временем в класс вошла учительница географии и села за последнюю парту. Странно, они даже без неё сидели очень тихо. А девятый «В» шумел, хотя она и покрикивала на них.

Я подошёл к карте и показал указкой материки и океаны, попутно сообщив главные факты о них.

– Итак, сколько материков?
– Шесть! – кричали одни.
– Пять! – не согласны с ними другие ученики.

Чувствуя себя героем романа Э. М. Ремарка «Возвращение», который также впервые вёл уроки в младших классах, я ходил вдоль доски и перечислял материки, которых на самом деле шесть. Потом приступил к островам и полуостровам. Тема закончена, хотя до конца урока оставалось целых двадцать пять минут.

– Что ж, теперь нанесём их на карту. У кого контурных карт нет – дневники сюда.

Я собрал дневники и передал их учительнице. Она вопросительно посмотрела на меня:
– Ты так быстро рассказал новую тему? И что они теперь будут делать всё оставшееся время?

Я промямлил, что дети займутся картами, но женщина меня перебила:
– Всё равно все они не будут спокойно работать. Садись и смотри.

С этими словами учительница встала и продолжила объяснять новую тему – то же самое, что и я, только более подробно.

Пока она вела урок, я сидел и завидовал. Эх, вот что значит профессионал!

Когда прозвенел звонок, и ученики разбежались, Юлия Викторовна подошла ко мне и начала перечислять ошибки, которые я допускал. А я уже не спорил с ней, как в прошлый раз, когда её очень разозлил. Что ж, зато сейчас дети сидели тихо…

***

После перемены мне предстояло повторить то же самое, но уже в другом шестом классе. Я учёл свои ошибки и теперь дольше спрашивал по старой теме, а новую объяснял более подробно. Класс достался не очень тихий и менее способный, чем предыдущий. Однако зря я обрадовался, что всё идёт как по маслу – проблемы начались с того момента, когда шестиклассники стали наносить объекты на контурные карты. Дети совершенно не умели работать с атласами, поэтому нанесли много ненужного, а в том, что нужно, допустили кучу ошибок.

После урока Юлия Викторовна выговаривала мне:
– Я, наверное, поседею, пока ты закончишь практику. Ну ты же в курсе: в шестом классе они не знают, что такое атлас, ты должен был заглядывать к ним в карты и поправлять их!
– Ну как же, – не согласился я. – У них атлас перед глазами! Неужели сложно переписать те названия, которые я перечислял? Сахару я называл? Зачем некоторые её нанесли?
– Они ещё не умеют работать с атласами, – повторила учительница. – Эх, тебе ещё работать и работать над своими ошибками…

Я ничего не ответил, но в душе был полностью согласен с ней.


14 сентября 2012 года;
31 января, 01 февраля 2025, Гомель, Шведская Горка (много мелких исправлений, уточнений, перестановок и замен слов, устранение разных времён глаголов; удалена фраза «Хоть я и правша, но показываю с той стороны и той рукой, которой должны показывать левши»).


Рецензии