Предмет психологии
Но было одно исключение – это теория деятельности. Теория принадлежала самому декану факультета психологии Леонтьеву. Согласно его теории, единицей рассмотрения психологии во всех ее видах является деятельность. Он выделил составляющие деятельности, т.е. цель, предмет, задачи, мотив и пр. Поспорить было трудно, так же как трудно спорить с утверждением, что Волга впадает в Каспийское море. Конечно, это правильно, но что из этого следует? Сама по себе теория не была ни хорошей, ни плохой, но ее объявили всеобщим объясняющем принципом и довели до абсурда.
Все подотделы и кафедры соревновались в том, чтобы найти особую деятельность, отличающую каждый подвид психологии - психологию труда, где изучали «трудовую деятельность», инженерную, где уже изучали особенности «инженерной деятельности», социальную психологию с «деятельностью» общения, патопсихологию - речь тут шла уже о нарушении деятельности и т.д.
В детской психологии, на которой я специализировалась, деятельности нашли место в виде основы развития ребенка. Ввели термин «ведущая деятельность», т. е. эта та деятельность, которая и определяет развитие детей в разных возрастах, для каждого возраста своя ведущая деятельность. Так в дошкольном возрасте дети развивались во время игры (ее называли игровой деятельностью), младшие школьники – в учебе (в учебной деятельности). Заведующий лаборатории, в которой мне потом не повезло работать, придумал тезис, что в подростковом возрасте ведущей является общественно-полезная деятельность. Защитил на этом докторскую и донимал нас требованиями развития этой «теории».
Сейчас, я надеюсь, об этих теориях «деятельности» можно прочитать только в учебниках по истории психологии.
Я уже давно не работаю психологом, но нельзя сказать, что я страшно далека от этой «почти науки», образование накладывает свой отпечаток.
Вспомнив недавно, про «деятельность», я придумала свою теорию психологии развития, и это психология «любви».
Тезисы.
В раннем возрасте ребенок хочет быть любимым мамой и папой. Без этой любви он, конечно, развивается, но плохо, с явными дефектами, которые могут оставить след на всю жизнь.
В младшей школе ученик хочет быть любимым учителем. Он старается быть таким, чтоб его хвалили и ставили в пример другим.
В подростковом возрасте хочется быть любимым товарищами. Подросток хочет быть принятым в группу, быть своим для своих.
В раннем взрослом возрасте человек хочет быть любимым его избранником или избранницей или страдает от отсутствия любви.
В среднем взрослом возрасте человеку нужна любовь народа, признание, авторитет, уважение. Как мерило этому выступают карьера, деньги, и «Вася, ты меня уважаешь?».
А в старости... Подскажите, пожалуйста.
Свидетельство о публикации №225020102115