29-32Москвее некуда. Ингредиенты игры

МОСКВЕЕ НЕКУДА. (БАЛКОНЫ.)
                2018.
         
Не обязательно её, других хватает.  Но после марта восемьдесят второго (3.82.)
без неё не обходилось.  Кольке сразу понравилась.
И дальше самого В.С.  «Мангустов», например.  А потом и вовсе «Таганку».
Оба мы отчётливо понимали:  после такой  увертюры  любые дела сыграются,
как по нотам.   
Вскоре после нашей первой встречи у Тестина появилась крохотная квартирка на втором (2) этаже правления и мне уже не нужно было ждать, когда мой основной никологорский друг отправится на дачу.
Коля, по долгу службы, присутствовал там всегда.   


                29-32Москвее некуда. Ингредиенты игры.

                29Москвее некуда. Игрун, игрок, игроман.

И для меня всегда свободен.  Мы, например, могли отправиться к самому молодому, но весьма влиятельному  члену правления кооператива, с которым у Николая были постоянные разнообразные дела, и совершенно не откладывая, не игнорируя  хозяйственных проблем, параллельно с ними расписать пулю и от души попить сухенького.  До утра.  Одновременно решалась и «проблема ночлега».
Впрочем, такой проблемы на Николиной не существует.
Во всяком случае, я никогда не замечал.
Наоборот, всегда бросалась в глаза явная избыточность свободных помещений.
Преферанс.  Вот удачная ассоциативная излучина сюжета.
Игра.   Понятие, присущее в той или иной мере любой жизни.
Но в Колином, да и в моём характере, элемент игры, превышающий все нормы и квоты,  в какой-то степени доминирующий,  постоянно мешающий и тревожащий, вне всякого сомнения, сильно исковеркал наши судьбы.
Я, естественно, тешу себя мыслью, что мне-то удалось справиться с «игрой»,
как и с другими негативными личностными проявлениями.   
Или, по крайней мере, загнать «игру» в нужное русло.
Сублимировать её должным и удобным образом.
Впрочем, искусственный, пусть даже и сам искусный канал никогда не река.
И большинство видов животных плохо размножаются в неволе.
Общеизвестный факт.
И самоограничение – всё равно ограничение и ущемление.
Иногда, самая мучительная кабала.
И «если нельзя, но очень хочется, то можно».
Вот они, вот они предпосылочки.
Эмоциональная неустойчивость, сниженный самоконтроль – предрасположенность.
Игромания – весьма модная в наше время тема.
Да только словечко это вовсе  не равно какому-нибудь конкретному понятию.
За ним прячется не одно (1) явление, не два (2), не…
А вот мы сейчас вместе и посчитаем сколько.
И начать мы, конечно, обязаны с официально обозначенной руководством проблемы.  Власть проявила политическую волю и развернула масштабную почти военную операцию против игорного бизнеса.  И бои, с переменным успехом, продолжаются уже несколько лет. В опале оказался даже спортивный покер.
Здесь, правда, термин «игромания» скорее для прессы, для простоты.
И точнее, правильней говорить «лудомания» (латинское ludo — играю +
древне-греческое ;;;;; — страсть, безумие, влечение) или гэмблинг (английское gambling — игра на деньги) — патологическая склонность к азартным играм.
Ещё каких-нибудь сто (100) лет назад в России существовало слово
«азардовать» — рисковать), от французского jeu de hasard — «игра случая»,
в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая.
Есть даже тяжеловесное экономическое определение: «заключение пари на деньги или какую-либо материальную ценность на событие с сомнительным исходом с главным намерением получения прибыли или материальных ценностей».
Интерес направлен не на процесс игры, а на её исход.
Подобная зависимость, несомненно, представляет как социальную, так и медицинскую проблему для общества.
Врачи, естественно, сразу ухватились за «новую» модную болезнь (будто и не писали о ней классики).  Присвоили диагнозу код и занесли его во все свои реестры.
Осталось только решить, то ли это  пагубная привычка, навязчивая потребность в определённой деятельности, то ли «одержимость идеей», невроз навязчивых состояний — психическое расстройство.
От этого, по всей видимости, зависит, какие пилюли выписывать.
Мне же, бедняге, в результате их дискуссий, пришлось, вопреки всем литературоведческим рекомендациям, дважды (2) в предложении употребить
одно (1) и то же слово.  «Навязчивость» прямо-таки навязалась.
Впрочем, всё логично – она-то (навязчивость) и является искомой сутью.
Подобная переувлечённость ведёт «к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.»
Ну, на черта такой государству?
Вот и борется оно за каждого человека и… работника.
Непонятно, правда, почему не предпринимаются столь же решительные действия и меры по борьбе с идиотической игрой в финансовые пирамиды.
Или они рентабельнее?
Или ошибаюсь я, и антипирамидальная деятельность не вялотекущая, а адекватная.
И эффективная?
Может показаться, что я опять слишком далеко отклоняюсь, ухожу в сторону, бросаю своего очередного персонажа в очередной раз.
Что ж, не в первый раз признаюсь, что я большой любитель мешанины.
Что это, в некотором смысле, стиль и творческий метод.
Но в данном случае, я не собираюсь нарушать свои обещания.
(Умышленно, для убедительности, повторяюсь. Заклинание! Мантра!)
Не нарушу.
И обязательно завершу вставную повесть о Николае Васильевиче Тестине,
не останавливаясь цельным самостоятельным фрагментом.
Главное, чтобы не получилась «вставная челюсть», уродующая светлый лик повествования.  Впрочем, ухмылки и гримасы, богатая мимика, не только допустимы, но и весьма желательны и полезны.  Расширяют общение.
Не нарушу. А разнообразные наигрыши вокруг игры, помогают мне составить понятный, полный психологический портрет нашего героя.
Итак, был ли Коля игроком по жизни, рисковым парнем, авантюристом, адреналинщиком?  Был, был.  И только?
Многое он понаделал  такого, что нанесло непоправимый ущерб его жизни, его семье.  Он же с ними никогда ничего не согласовывал.
Не находил нужным даже оповещать.
Но и окружающий мир тоже не считал нужным предупреждать и оберегать его.
Нет, для описания явно не хватает первой (1) части эссе об игроманиях.
Я-то считаю завсегдатаев казино просто слабаками и примитивами, пытающимися приобрести адреналин самым безопасным способом и по самой низкой цене.
А всех любителей (впрочем, и профессионалов) «пирамид», как бы это помягче
и политературнее сказать, - идиотами.   
Здесь, я рискую потерять читателя, слишком уж многие так или иначе, тем или иным образом поучаствовали.

Но, дорогой мой читатель,
во-первых (1) о присутствующих не говорят (а мы же здесь сейчас вдвоём);
во-вторых (2) с кем не бывает (и опять не о нас с тобой);
в-третьих (3) все столь рознящиеся категории захваченных «пирамидеей»
(а ничего словечко, согласитесь) вряд ли возможно обобщить даже под столь объёмным термином как «идиот»;
в-четвёртых (4) существуют определённые субъекты, которые весьма аргументировано и доказательно (включая вещественные доказательств) будут
утверждать, что идиот, несомненно, я.
Но, но!   
У меня как раз есть несколько весомых и забавных поводов претендовать на звание «эксперта».  (Хотя почему эксперт не может быть идиотом. Сколько их у нас!)
Итак, поводы и доводы.

                30Москвее некуда.  Игрища.

Сначала, конечно, об окнах и балконах.
И из моего восточного окна, и с западного балкона виден дом, где совсем недавно ещё
жил знаменитый пирамидостроитель.  Дистанция по прямой приблизительно двести метров (;200м.).   Я и сам обитал в том же дворе, в соседнем подъезде.
Недолго, но заметно.
Ежесекундно видеть (хочешь - не хочешь, при любом случайном повороте головы в сторону в улицы) его подъезд, мои бывшие три окна, мешает лишь южный торец нашего дома.   Строгим по азимуту «Юг» видом я вряд ли обзаведусь, не позволяют планировка дома и финансовые возможности.
Ярко и громко арестовывали его по другому близкому здешнему адресу.
Но, чёрт возьми, и в том дворе я  тоже жил.
Пока самый долгий мой адрес. И уж там-то я запечатлелся ой-ой-ой.
Думаете, хвастаюсь – опросите аборигенов.
Большинство, правда, вымерло и продолжает активно вымирать.
Удивляться не надо, улица тут у нас есть, и не маленькая, не короткая, а на ней все дворы мои, кроме одного (1).
А вот мы с ним (фараоном – фанфароном) и учились ещё в одном весьма занимательном московском ВУЗе,
причём года три (3) одновременно.
И не в нашем околотке он находится.
Здесь и близко вокруг сразу несколько супергигантов учебной индустрии.
Помните, конечно, МГУ в шаговой доступности.
Количество  мест в местных вузах многократно превышает количество местных соответствующего возраста.
А туда на метро.   
И чуть ли не самый маленький в городе. Читай: приём весьма ограничен.
Вероятность мала. Но как-то оказались и тут и там рядом.
 
Ну, а там-то я даже гимн написал.   
Вот прекрасный повод продлить саундтрек (soundtrack).
А то уже несколько страниц ничего не бренчало, не гремело, не лилось.
      
     ГИМН (; - ;).               
                1.
Давно путь шагами измерен,                C G   
Я каждое утро спешу в институт.                F G
(; - ;) стеклянные двери –                C Em
Сюда все дороги и мысли ведут.                F G
На лекции рядом с друзьями,                Dm G
И вместе с друзьями спешу на экзамен.      C G F C
Что может быть лучше студенческих лет.  C G F C
Гордись своим званьем (; - ;) студент.    C Dm F C
                2.   
И давнее время мне снится,
Счастливый мальчишка со школьной скамьи.
Мне списки твердят – ты частица
Студенческой умной весёлой семьи.
Я годы в зачётке листаю,
Уходит, уходит пора золотая.
Нам время прощаться, в подарок возьми
Задорную песню, студенческий гимн.
                3.
И снова отпразднует лето,
И снова, и снова – так будет всегда,
Рождение новых студентов,
Ребята недаром пришли вы сюда.
(; - ;) стеклянные двери
Ведут первокурсника в завтрашний день.
И снова, и снова взовьётся над ним,
Задорная песня, студенческий гимн.
                (Последняя редакция 30.7.75.)

Я тут название института в порядке конспирации и превентивной адвокатуры заменил схемой стопы (отпечатком? стопкой?) амфибрахия.   
Молекула амфибрахия – как раз аббревиатура с прописной «а», родительный падеж.
Жаль, исполнялся он полуофициально всего один (1) раз, на каком-то незначительном празднестве местного мелкого для (; - ;) значения, под две гитары,
в несколько другой редакции.
Разрешите мне  не менять «иероглиф» (; - ;).
Так я буду величать свою первую (1) альма-матер (лат. alma mater — буквально «кормящая, благодетельная мать»).
Впрочем, может быть, и не буду, – не потребуется.
Всерьёз, официально, под усиленный состав тогдашней главной институтской битгруппы, гимн должен был прозвучать на вечере в честь десятилетия (10) нашего столь любимого учебного заведения.
Но, то ли высокое руководство запретило меня, неправильного, неконформного, несообразного записывать в историю института, то ли музыканты не решились громко обозначить нашу отнюдь не только музыкальную дружбу - не случилось.
Сейчас, поверьте, те обстоятельства совершенно не имеют для меня никакого значения. Тем более, что я уверен в их (ну, пусть не всех поголовно) комментариях
и ответах при напоминании.   Всё почти всегда сводятся к единственной короткой реплике «Не помню!».  Как часто я уже слышал такое, и услышу ещё не раз.
Как смешно при этом смотреть в бегающие глазки и улавливать тембральные изменения в голосе.  Справедливости ради: часто, но не всегда.
И традиционный для меня рефрен, один из основных принципов:
те, к кому это не относится, не обижайтесь.      
Вот почему, я стараюсь как можно реже упоминать реальные имена.
И ещё об одном феномене памяти.
Обращали внимание, чем объёмнее и разнообразнее воспоминания, чем больше значительных событий и ярких впечатлений, тем лучше и надёжнее укладываются они в голове.  А «не помню» чаще всего говорят, прожившие пустоватенько.
Опять не хочется никого незаслуженно обижать.
Но ведь факты, свидетельства.
И, самое главное, - их собственные признания и сетования.
«Что ж, мне жаль!».     Итак мало, а тут ещё и «не помню».

   
     РАССТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ.
                1.
Сотый этаж,                1
Тапки на подоконнике,               
Очередной персонаж               
Дёргает занавес штор.               
Знаю: не блажь –                1
Жажда пожить законная,
Но отмеряю срок ваш.               
Вы лишь мираж,                1
Странные сны бессонницы,               
Только тревожный восторг.               

Вы остались там, где мы расстались.            
Не держать, не бежать.               
Вы расстались там, где мы расстались.
Что ж, мне жаль.
                2.
Мучают нас
Равные жизни женщины.
Знаю теперь: не одна
Крест не сумеет связать.
Вся-то вина –
Приоритет движения.
Вся-то беда, что жена.
Крест – падший знак,
Правило умножения.
Жизнь наша – грязный гризайль.

Вы остались там, где мы расстались.
Не держать, не бежать.
Вы расстались там, где мы расстались.
Что ж, мне жаль.
               3.
Кое-что вам,
Тем, что идейкой тешились,
Будто я просто словарь,
Ваш человек – черновик.
Как мой товар,
Только одно умевшие –
Ауру рвать – воровать?
Как вас назвать,
Маски друзей одевшие?
Распространившийся вид.

Вы остались там, где мы расстались.
Не держать, не бежать.
Вы расстались там, где мы расстались.
Что ж, мне жаль.
                4.
Нет под Луной
Время опережающих.
Есть лишь усталый, больной,
Остановившийся мир.
Есть путь иной:
Не открывая жалюзи,
Время крутить, как кино.
Жить за стеной,
Выложенной скрижалями.
Может, прочтут твой пунктир.

Вы остались там, где мы расстались.
Не держать, не бежать.
Вы расстались там, где мы расстались.
Что ж, мне жаль.
                5.
Я за лицей,
И за благословение,
Но эстафета – не цель.
Я бы хотел быть собой.
Принятый ценз:
Жёлудь на древе гения,
Или свинья - принят в цех.
Нота в конце:
Каплей в моём течении
Не был соавтором Бог.

Вы остались там, где мы расстались.
Не держать, не бежать.
Вы расстались там, где мы расстались.
Что ж, мне жаль.
--
(1)  F7+a#   
                2.11.91.  В. Куроптев.   
 
                31Москвее некуда.   Играем текст
 
Как же я раньше об этой композиции забыл, очень в тему, в темы.
Отмечу одно (1) изменение – уточнение, пришедшее позже девяносто первого (91):
«голосов» я никогда не слышал - не диктовали, не подсказывали.
А Бог.  Он всегда присутствовал.
И своих обозначений, для простоты исполнения с листиком – шпаргалкой, не стал убирать.  Вы, конечно, не тратьте время на их расшифровку.
Простенькие подставки и проигрыши.
По тексту.  Обычно в припеве я пою дважды (2) строчку
«Вы остались там, где мы расстались», забывая, что изначально (нарочно ли?, случайно?  - не суть)  второй (2) раз (1) – «вы расстались».
Так вот – подтверждаю и официально утверждаю, если даже в письменном виде (от руки) и не так.
Некоторые, действительно, расстались в пафосно озвученный мною момент
не только со мной, но и со своими чаяниями, надеждами и перспективами.
Да, да!   Вот так уверенно и страшно. И жизнь доказала мою правоту.
               
         ПОИСКУССТВО.

                1.
Остались  детали,               
Создан  мир.               
А все хохотали,               
Чёрт  возьми.
Теперь перестали,               
Узнают.               
Жизнь  доказала  правоту  твою.         
Жизнь  доказала  правоту  твою.            

                2.
Не  веруешь  в  бога,
Сам  ты  кто?
Ни  мало,  ни  много:
Ты  есть  то.
Твой огненный  логос
Вечно  юн.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
Жизнь  доказала  правоту  твою.

                3.
Не  кризис  каприза -
Свил  мечту.
Посыпались  искры -
Всё  в  свету.
И  всё  это  близко,
Не  в  раю.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
   
                4.
Дождями  пролились,
Проросли,
Скорлупы  пробили,
Вознеслись.
На  древе  извилин
Гнёзда  вьют.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
   
                5.
Сложнее,  чем  камень
Расколоть.
Надёжней,  чем  память
Эта  плоть.
Послушают -  сами
Запоют.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
   
                6.
Воистину  Нова,
Пусть  горит!
Во  истину  Слово
Мир  творит.
Во  истине,  в  зове
Твой  приют.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
Жизнь  доказала  правоту  твою.
                21.12.1995.

1 и 2:     bdd                5  и  6:    afd      

                32Москвее некуда.   Помнят – не помнят.

И опять мировоззренческие изменения,
опять одно из моих «словечек» как название (всё просто поиск плюс (+) искусство),
опять  «значки» (они-то ещё и «пропикивались» компьютером с помощью примитивной самостружной программки задолго до того, как программисты – корифеи выдали нам рабочий нотный стан.   

Но я не закончил ещё с предпредыдущей песней, где текст, куда менее содержательный.   Ну, по мнению главного специалиста по данному вопросу, никакой особенной поэзии, в гимнах и не должно быть. Слышал его высказывания по теме неоднократно (не 1) в различных интервью. Последний раз буквально вчера, в соответствующем документальном фильме напомнили.  Прекрасно, что сам задумывался.   Назову это принципом СВМ.
И, хотя вам, конечно, ясно, о ком и о чём я говорю,  полностью прописывать не буду.
И не из страха вовсе, а просто не сюда об этом.
Да, и Маяковский в своей статье «Как делать стихи» отмечал, что дискутировать с корифеями прошлого не приходиться.   
Отмечу только, что не раз слышал и читал совершенно замечательные стихи – гимны. Истинную, по любым меркам, поэзию.
Но я, конечно, не о своём текстике.  Стишки незрелые.  Несмотря на многочисленные дописки и переделки, имитацию более позднего времени написания, не удалось избавиться от телячьего восторга августовской ночи шестьдесят седьмого (67) года «после списков зачисленных».
Вот ведь чудеса: от той задумки осталось всего несколько слов, едва ли не одни (1)
«стеклянные двери»; и музыка была иная (считайте, что вовсе не было) - соответственно менялась вся ритмическая система; и взгляды на учебный процесс взрослели; а «выпарить» школьное так и не удалось.  Ну, и хорошо, что не удалось.
И всё-таки и по этой причине, и по некоторым другим, куда более весомым, считаю, что товарищи воспрепятствующие тогдашнему парадному исполнению поступили благоразумно.  Правильно поняли, что я «не тот».
Но неувязочка всё равно возникла.  И со временем крепнет и разрастается.
Чего не хватило. Вкуса? Прозорливости?
Чем их тогда не устроил соавтор музыки (собственно, автор, моих только несколько нот под текст и ускорение темпа)?
Помните его? Я о нём уже вспоминал. Мы расстались с ним тогда лишь до вечера на троллейбусной остановке около института иностранных языков имени товарища Мориса Тореза, что находился на Метростроевской улице, и сейчас остаётся в том же здании, но теперь на Остоженке, напротив прозрачной парикмахерской.
А было это давным-давно, в мае тысяча девятьсот семьдесят второго года (1972).
Представьте, тогда «московскому троллейбусу» не было и сорока (40) лет, а сегодня, прямо-таки сию минуту на улицах города проходит парад троллейбусов, в честь восьмидесятилетия (80) организации в Москве троллейбусного движения.
Восемьдесят (80) лет первой (1) линии в стране.
В тот вечер мы действительно встретились у меня дома и говорили, сочиняли, играли и записывались восемнадцать (18) часов подряд.
Именно тогда среди прочих и был решён вопрос гимна.  До юбилея института оставалось что-то около месяца. Я легко убедил его использовать едва изменённую и ускоренную мелодию уже готовой, исполняемой, красивой песни.
Он всю жизнь пишет только хорошую, исключительную музыку.
Следуя традициям текста,  я и его имени не называю.
И в данном случае это выглядит особенно смешным.
Ведь там, наверху текста, есть цитата, строчка из его творчества, и нет никакого сомнения, что многие узнали её.
И всё равно, пусть сам придёт и впечатает фамилию.
Так чем же их не устроил композитор?
Рано проявленный талант, безупречная репутация и свой совсем (брат родной далеко не последний человек  в ВУЗе).
И, наконец, известный, знаменитый.
Очень популярный, но, не смотря на это,  очень хороший настоящий музыкант. Такое порою случается.
Нет, явно ошиблись, имели бы сейчас модный бренд в музыкальной заставке.         
Недавно чуть-чуть испугал меня, объявил в интервью, что хочет записать ранние произведения. Пусть всех нас порадует, будет что послушать.
А испуг сразу прошёл. Как-нибудь уживутся два текста.
И от него уж «не помню» никак не жду.

Если понадобится, сумею вставить любое название вместо условного обозначения.
Но это уже иная тема, о приключениях самого института.
Всем известно: всякое случается не только с созданиями, но со зданиями.
И так уж заведено, что от метаморфоз не застраховано никакое заведение.   

Продолжение следует.  33МН…

8 страниц.  471 строчка.


Рецензии