Три храма
Когда под вопли и стоны толпы обрушился шпиль, проделав в своде огненную дыру, Ян сжал руками край стола так, что побелели костяшки пальцев. С губ само собой сорвалось: «Не-е-ет», и он не услышал, как сзади подошли родители.
– Кошмар. Настоящий апокалипсис! – сказала мама.
– Исторический пожар, – заметил отец, – причём если упадёт ещё что-нибудь, вполне вероятно, рухнет всё здание.
Ян обернулся.
– Не каркай, пап!
Взяв стулья, родители сели рядом.
Несколько минут спустя слова отца подтвердились – из-за угрозы обрушения пожарные объявили полную эвакуацию собора. Часть упавшего шпиля продолжала гореть внутри здания. С потолка один за одним валились, рассыпая искры, обломки, похожие на комки вулканической лавы. Поднявшийся ветер гнал пламя в северную башню, где висели колокола весом в десятки тонн. Если упадут они, обрушится всё.
Затаив дыхание, семья наблюдала за драмой собора. Пожарные снова вошли внутрь, чтобы попытаться потушить огонь в северной башне, и их фигурки маленькие, словно человечки из конструктора Lego, мелькали в проёмах, освещаемых жёлто-оранжевыми всполохами.
– Стой, стой! – твердил Ян собору, замечая попутно, что подражает тренерам, которые кричат «стоять» фигуристам, когда те приземляют на лёд прыжки.
Поздно вечером стало ясно, что собор не рухнет. Пламя исчезло, и теперь отовсюду лились нескончаемые водные массы. За восемь веков горгульи ни разу не видели такого дождя. Они трудились без перерыва, прогоняя через свои горла тонны и тонны воды, превращая собор в гигантский водопад.
– Вовремя ты собрался кататься под Нотр-Дам, – сказал отец.
Ян выключил трансляцию уже за полночь, но и в постели раз за разом читал одни и те же новости, подтверждающие, что Нотр-Дам не упадёт и обязательно будет восстановлен. Только вот Ян никогда не сможет увидеть его в прежнем виде, а он так мечтал!
Он долго не засыпал – под закрытыми веками кадры пожара кружились в бесконечном хороводе: пламя, химеры, горгульи, святые угодники, пожарные, верующие, поющие молитвы вокруг собора; туристы всех национальностей, местные жители, глазеющие на пожар прямо со своих балконов, политики.
Утром перед выходом на лёд тренер сказала ему ровно то же, что и отец:
– Вовремя ты, Вересов, собрался катать «Нотр-Дам».
– Виктория Алексеевна, можно на следующий сезон другую музыку взять, а «Нотр-Дам» пока отложить?
Он не представлял, как настроится на выдуманную историю горбуна и цыганки сейчас, когда с Нотр-Дамом в реальности произошла такая драма.
– Ну, конечно, – усмехнулась Виктория Алексеевна, – у тренера всегда в запасе куча музыки для ваших капризов.
Но вскоре она предложила ему «Севильского цирюльника», а, значит, его поняла.
Через несколько лет, когда он уже перебрался из Екатеринбурга в Москву и именно там исполнил наконец программу под «Нотр-Дам-де-Пари», он шёл однажды с Никитой по Малой Лубянке, как вдруг на город обрушился ветер с ледяным дождём. Опустив головы, они до упора надвинули капюшоны, но ветер задувал и туда, и ничто не спасало лица от колючих льдинок.
– Блин, прямо в морду шарашит, – простонал Никита.
Рядом не было ни кафе, ни магазинов, но Никита знал этот район.
– Тут не только ФСБ. Есть одно место, где можно переждать. Поворачивай сюда, – Никита подтолкнул Яна в бок.
Они зашли за какую-то толстую решётку во двор, покрытый скользким асфальтом. Сквозь зажмуренные веки Ян разглядел впереди себя несколько ступеней, ведущих к белым колоннам, поддерживающим жёлтое здание. На секунду тускло блеснуло наверху что-то золотое. Одолев тяжёлые двери, они оказались внутри помещения, и их сразу окутало тепло и спокойствие.
– Фух, – Ян сбросил капюшон, – где это мы?
– В католической церкви, – ответил Никита, осматриваясь.
Позади послышался голос служителя:
– Saint Louis des Fran;ais – приход святого Людовика Французского.
– Спасибо, – сказали Ян и Никита хором.
Они двинулись вдоль левого нефа в долгий путь от входа к алтарю. Стены были выбелены штукатуркой, в нишах висели барельефы с изображением Крестного пути Спасителя.
– Современные, конечно, но всё равно интересно. Смотри, – Никита указал на статую Христа, в чьей разверстой груди пылало большое красное сердце. – У нас так не принято.
В конце левого нефа обнаружилась статуя человека в золотой короне и голубой королевской мантии, отороченной горностаем.
– Святой король Людовик IX, – пояснил Никита.
– Давай посидим.
Они вернулись ко входу и уселись на заднюю скамью так, чтобы видеть весь храм.
– Здесь не как в Нотр-Даме, здесь всё белое и светлое, а в Нотр-Даме – темнота и в ней свечи горят, – сказал Ян.
– Естественно. Там самая ранняя готика, а это ампир.
Ян замолчал ненадолго. В узких окнах было видно, как на улице продолжает свирепствовать непогода. Ветер бросал льдинки в стёкла, но те не могли их пробить, и от этого атмосфера внутри храма казалась ещё уютнее.
– Никит, как ты думаешь, я всё-таки увижу Нотр-Дам?
– Конечно, увидишь, – ответил Никита беспечно, – пандемия почти закончилась, нас уже и маски не попросили надеть, а к тому времени, когда Нотр-Дам откроют, про ковид вообще позабудут. Купишь билет и вперёд.
Внезапно в храме зазвучал орган.
– О, ещё и концерт послушаем, – Никита расстегнул куртку, словно собирался впустить под неё мелодию и там сохранить.
Первые аккорды пьесы призывали человека ко вниманию, подавали ему сигнал: останови на несколько минут свой бег, повороши прошлое, погрусти, потрави сам себе душу, поплачь. Органные композиции почему-то всегда печальны, даже если темп их быстр. Эта пьеса была такой же. Мелодия переливалась от более низких звуков к более высоким и обратно. Тяжёлые ноты давили на сердце, но сменявшие их лёгкие переливы давали облегчение. Музыка вызывала тягучую тоску по недостижимой небесной гармонии, и в то же время из неё рвалась наружу какая-то неуёмная страсть, которую никто никогда не сможет утолить и которая, казалось Никите, вообще неуместна в церкви. Погружаясь в звуки пьесы, Никита вспоминал и свои прошлые метания, и события последнего года и, думая обо всём этом, он кусал губы не в силах решить, чего ему больше хочется: чтобы музыка длилась подольше или чтобы она поскорее закончилась, но это точно была одна из самых восхитительных среди всех слышанных им мелодий.
Когда последние звуки растаяли в углах храма, Ян, сидевший с отрешённым видом, тихо проговорил:
– Как красиво! Будто по небу полетал.
Никита почесал затылок.
– У меня так противоположные ощущения – всё земное вспомнил.
Мимо скамьи шёл служитель с какой-то церковной утварью.
– Простите, не подскажете, что это за произведение? – спросил Никита.
– Микаэл Таривердиев «Домский собор».
– Спасибо. Домский собор я посещал, – он повернулся к Яну.
– Это где?
– В Риге. Я маленький был, полконцерта проспал, а всё равно хорошо помню. Красный такой, из кирпича. Снаружи эффектный, но внутри тоже белый и декора самый минимум. Лютеране, все дела.
– А в Нотр-Даме ты был, Никит?
– Я вообще во Франции не был. Про Нотр-Дам у Арсения Ивановича спроси. У тебя ведь с ним завтра урок?
На следующий день Ян пришёл на занятия к Арсению Ивановичу – пожилому преподавателю французского языка. Пока Арсений Иванович заваривал им обоим чай, Ян, воспользовавшись моментом, спросил:
– А вы помните, как в первый раз увидели Нотр-Дам?
Арсений Иванович присел у стола и, с улыбкой помешивая сахар, ответил:
– Ещё бы, как такое забыть! Это было весной. Даже дату могу точно назвать: восьмое марта девяносто седьмого года. Я приехал в Париж впервые с делегацией одного крупного ведомства. Город купался в солнечном свете. Повсюду уже росла нежно-зелёная трава на газонах. Помню, нас поразили огромные цветы магнолий. В Москве таких деревьев ещё не было, да и в Париже я не ожидал их увидеть, считая, что они растут южнее. И вот с этих залитых светом улиц мы нырнули в Нотр-Дам, а там царили сумерки, и в них сияли витражи, и маленькие плоские свечки горели в подсвечниках, которые… как бы сказать… сами походили на небольшие архитектурные сооружения. Время от времени из динамиков раздавалось: «тсс-с-с-с, тсс-с-с-с». Понимаете, Ян, в советской школе рассказывали, что готические соборы нарочно построены с целью подавить человека, заставить его почувствовать себя ничтожеством, песчинкой, мелким червяком et cetera. И я, советский школьник, готовился именно к этому, но, когда очутился внутри, вовсе не ощутил себя ни ничтожным, ни мелким, ни червяком. Один лишь восторг и праздник в душе, одно только восхищение архитекторами и строителями, создавшими эту красоту. Помню, хотелось бродить там часами, ни один другой собор не производил на меня такого сильного впечатления, а я потом много, где побывал, много чего видел, да и в Нотр-Дам заходил десятки раз, и на мессе там присутствовал, но тот первый раз не забуду никогда. Так и стоит в памяти: сумрак, тихое шарканье обуви по плитам, свечи и окно-роза, сияющее в темноте.
– Здорово! – позавидовал Ян. – А после реставрации хотели бы увидеть?
Арсений Иванович вздохнул.
– Хотел бы, но это уж как судьба распорядится.
Через два с половиной года Ян с Никитой стояли на острове Сите на паперти собора Нотр-Дам. День был пасмурный, но отчищенный не только от копоти пожара, но и от многолетней грязи большого города, собор сиял обновлённым фасадом. Многие парижане говорили: «Нотр-Дам теперь не тот, раньше было лучше», однако Ян, вживую не видевший как было раньше, восхищался всем. Он не ожидал, что Нотр-Дам такой огромный, что в нём столько деталей, что сбоку он действительно похож на большое древнее существо.
– Пора исполнить твою мечту, – сказал Никита.
Отстояв быстро двигающуюся очередь, они попали внутрь и замерли ошеломлённые обилием света. Вдоль нефов горели большие люстры, освещая белые с розоватым подтоном стены и колонны.
Они прошли в центр, остановились, и Ян поднял глаза к сводам. Он долго оставался так, пытаясь уловить энергию собора, впитывая её в себя, сравнивая полученные ощущения с ожидаемыми.
– Не разочарован? – слегка усмехнулся Никита. – А то ведь на старых видео и, вправду, всё по-другому.
– Нет, что ты, – прошептал Ян, – ну… может… совсем капельку… я всё-таки мечтал, чтоб было темнее и стены серые.
В этот момент на улице показалось солнце, его лучи попали на витражи, и отражения стёкол затрепетали на стенах, исполняя свою музыкальную пьесу с помощью переливов цвета.
– Классно, – сказал Ян заворожённо.
– Девиз Парижа помнишь?
– Качается, но не тонет.
– Вот именно. И, по-моему, Нотр-Дам – непотопляемый корабль, рассекающий океан веков. Одиннадцать королей видели, как строится этот собор, и для каждого он выглядел немного по-своему. Ты застал его возрождение, и для тебя он вот такой – светлый.
Ян отвлёкся от наблюдения за игрой витражей и, повернувшись к Никите, сказал:
– Во время пожара спасали терновый венец. Я забыл, откуда он здесь.
– Его привёз Людовик IX. Помнишь его церковь в Москве?
Ян кивнул и прикусил губу на мгновение. Витражи продолжали исполнять свою радостную многоцветную пьесу. Чуть дрогнувшим голосом он спросил:
– А, как ты думаешь, Никит, мы ещё увидим храм святого Людовика?
Никите потребовалось время, чтобы собраться с духом. Он покашлял немного, делая вид, будто запершило горле.
– Я не знаю, – он хотел улыбнуться, но не получилось. – Правда, Ян, не знаю.
И он замолчал.
Они начали обходить собор по кругу, и Ян разглядывал персонажей на старинных картинах и статуи – Жанну д’Арк в доспехах, коленопреклонённого Людовика XIII и саму Богоматерь Парижскую в короне, с младенцем на руках – а потом он остановился и посмотрел вдаль. Он видел сквозь стены Адама, Дениса Парижского и иудейских царей на Западном фасаде, ангела Воскресения на крыше и двенадцать апостолов у основания шпиля, алхимика, сатира, химер с крыльями летучих мышей, козлиными рогами, обезьяньими телами, птичьими клювами, женщину с головой льва и высоко над городом горгулий, всегда ожидающих дождь.
Готический собор есть модель мира, но и мир тоже молчал. Мир ничего не знал.
Свидетельство о публикации №225020100507
Марина Таурина 22.02.2025 01:30 Заявить о нарушении
Спасибо!
Ирина Астрина 22.02.2025 09:34 Заявить о нарушении