Зарубежная литература
Краткие сведения об авторе и произведении
Впервые персонаж Фигаро был выведен в комедии Пьера Огюстена Карона, именовавшего себя Бомарше, "Севильский цирюльник" , написанной в 1773 году и поставленной в 1775 году. Пьеса хоть и не сразу, но принесла Бомарше небывалый успех. Вторая из трилогии о Фигаро пьеса Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро" была написана в 1779 году, а её премьера состоялась 27 апреля 1784 года и стала настоящим триумфом Бомарше, сделав его самым любимым писателем Франции того времени.
Характеристика Фигаро
Фигаро — персонаж трех пьес Бомарше, первоначально — цирюльник, а позже —слуга графа Альмавивы. Живая иллюстрация излюбленной мысли автора о том, что судьба личности определяется не обстоятельствами, а ее возможностью сопротивляться сословным предрассудкам и другим нехорошим влияниям. На протяжении трилогии Фигаро претерпевает весьма впечатляющую эволюцию от лукавого и беспечного юноши до философа, проникнувшегося идеалами Просвещения.
Выявление идейной значимости героя
Фигаро — это сирота, который с детства скитается по дорогим домам в поисках работы. Цитата: "Ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомлённость и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми [Испаниями]…"
Некоторое время главный герой прослужил в Мадриде у графа Альмавивы. После отправился в Андалусию, чтобы работать помощником ветеринара на конном заводе. Попробовав заработать сочинительством и не справившись с работой, герой возвращается в Мадрид. Теперь Фигаро — бродячий цирюльник и лекарь.
Случайная встреча с бывшим хозяином меняет привычную жизнь героя. Он берется помочь графу Альмавиве жениться на Розине. Девушка живет в доме местного доктора и строго охраняется опекуном.
Преодолев сложности, постоянно насмехаясь над богатыми, Фигаро осуществляет задуманное. Граф счастливо женат на любимой, а бывший слуга снова принят на должность домоправителя в имение дворянина. Цитата: "С умом, и вдруг — продвинуться? Шутить изволите, ваше сиятельство. Раболепная посредственность — вот кто всего добивается."
Спустя три года Фигаро планирует свадьбу. Избранница героя Сюзанна прислуживает графине. Цитата: "Время — честный человек, как говорят итальянцы, а они всегда говорят правду. Вот время — то мне и покажет, кто желает мне зла, а кто добра." Радостное событие постоянно откладывается, так как в горничную влюблён женатый граф. К тому же старый аптекарь, которого Фигаро однажды обманул, не упускает случая отомстить слуге.
Старик настаивает на браке Фигаро и Марселины — старой экономки, которой Фигаро должен денег. В запутанную ситуацию попал молодой паж, который неравнодушен к графине.
Путаница разрешается неожиданным способом. Марселина узнает в Фигаро собственного сына, потерянного много лет назад. Отцом Фигаро оказывается старый доктор, бывший опекун Розины. Графиня вновь влюбляет в себя ветреного мужа, а Фигаро и Сюзанна получают большое приданое за то, что помогли супругам разрешить проблемы и сохранить достоинство. Цитата: "Задумать какое-нибудь опасное предприятие — это не штука, надо суметь всё проделать безнаказанно и добиться успеха."
Несмотря на неприятности, Фигаро не покидает графа. Получает должность камердинера при Альмавиве. Уже пожилой слуга, забыв обиды, отстаивает мир в семье дворянина. Ради спокойствия хозяев Фигаро разоблачает молодого секретаря, который задумал развести супругов и завладеть имуществом семьи.
Так неожиданно меняется характеристика героя — из сатирического шута и балагура Фигаро превращается в преданного друга, простившего обиды и унижения. Хотя литературоведы видят в его преображении другой подтекст: возможно, Фигаро, нашёл своё счастье.
Собственное мнение о герое
Мне симпатичен образ Фигаро. Я считаю, что этот образ выписан достоверно. Моё отношение к герою положительное. Фигаро — страдалец, всю жизнь вынужденный скитаться, оттесняемый всеми, но при этом не теряющий надежды на счастье. Он сохранил жизнелюбие, несмотря на трудную судьбу.
Задание 2
Рыцарский эпос Средневековья. Идейно-смысловые особенности.
Эпос (греч.«повествование», «стих") — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев.
Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы.
В отличие от раннесредневекового героического эпоса, где воспевался героизм людей, борющихся за интересы своего рода и племени, иногда против ущемления своей чести, в эпосе расцвета Средневековья воспет герой, сражающийся за целость и независимость своего государства. Его противники — как иноземные завоеватели, так и буйствующие феодалы, наносящие своим узким эгоизмом большой ущерб общегосударственному делу. В этом эпосе меньше фантастики, почти отсутствуют мифологические элементы, на место которых становятся элементы христианской религиозности. По форме он имеет характер больших эпических поэм или циклов малых песен, объединенных личностью героя либо важным историческим событием.
Народность героев в эпосе в период расцвета Средневековья — в их самоотверженной борьбе за общенародное дело, в их необычайном патриотическом воодушевлении при защите родины, с именем которой на устах они иногда погибали, борясь против иноземных поработителей и изменнических действий анархиствующих феодалов.
Лучшие памятники героического эпоса XII-XIV вв. — "Песнь о Роланде" — образец французского эпоса, "Песнь о моем Сиде" — испанского, "Песнь о Нибелунгах" — немецкого, циклы песен о Марко Кралевиче и о Косовской битве - южнославянского.
Общая характеристика:
«Песнь о Нибелунгах» — средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. В ней рассказывается о взаимоотношениях германских племён V века и о попытке германцев установить родственные связи с укрепившимися в то время в Восточной Европе и угрожавшими берегам Рейна гуннами. Есть основания полагать, что сочинена эпопея около 1200 г., место её возникновения следует искать на Дунае, в районе между Пассау и Веной. -Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами». Песнь о Нибелунгах" (XIII в.), созданная в юго-восточной Германии на основе устных сказаний об эпохе великого переселения народов, занимает особое место среди памятников героического эпоса расцвета Средневековья. Главное в "Песне" то, что в ней нарисована правдивая картина трагической и мрачной жизни феодального мира, кровавого мира феодалов с их бесконечными распрями, порожденными военным соперничеством, столкновениями на почве выполнения вассального долга, из-за материальных благ ("сокровищ", "кладов") и т.д. Сказаное соответствовало реальной жизни XIII в. в Германии, где царили феодальная раздробленность и анархия. Хотя еще с 962 г. страна громко именовалась Священной Римской империей германской нации, императорская власть в ней была почти неощутимой.
Данные исторические особенности развития Германии наложили свой отпечаток и на немецкий героический эпос: "Песне о Нибелунгах", в отличие от "Песни о Роланде", ей не свойственен патриотический пафос.
"Песнь о Роланде", возникшая около 1100 г., во многом типична для всего эпоса расцвета Средневековья. Вместе с тем в ней отразились и особенности развития тогдашней Франции, где стремления буйствующих, эгоистичных феодалов помешать централизации страны были необычайно ощутимыми, вредными. В этих условиях и могло произойти на первый взгляд необычное явление: незаметное событие, легшее в основу "Песни", - неудачный поход в 778 г. Карла Великого за Пиренеи, было в результате переработки и переосмысления его народной фантазией превращено в нечто грандиозное - в столкновение двух начал: величайшего героизма, проявленного во славу "милой Франции", с величайшим феодальным эгоизмом, приведшим к предательству по отношению к той же Франции. Центральным эпизодом "Песни" стала битва в Ронсевальском ущелье между арьергардом Карлова войска и сарацинами. Главный герой-патриот - командующий арьергардом Роланд, пасынок крупного феодала Ганелона и племянник Карла Великого (истории, однако, не известен Карлов племянник с таким именем). Основной антипод Роланда — изменник феодал Ганелон, чье предательство и привело к огромной катастрофе - гибели всего арьергарда во главе с Роландом. Подстать Роланду и другие герои-патриоты: его друг Оливье, епископ Турпен, рядовые воины. Ганелон же - носитель феодального эгоизма, который из личной мести к Роланду губит вместе с Роландом еще двадцать тысяч воинов-соотечественников. Жестокая казнь, постигшая Ганелона, воспринимается в песне как заслуженная им кара.Следует отметить из художественных особенностей песни ее композиционную стройность и слаженность, наличие свойственных народной поэзии приемов: гиперболизации, повторов, устойчивых эпитетов. Народность "Песни о Роланде", выражение в ней настроений прогрессивных кругов Франции XII в. сделали ее популярной и в последующие века.
"Песнь о моем Сиде", отобразившая освободительную борьбу испанского народа против поработивших его в начале VIII в. арабских завоевателей (мавров), как и "Песнь о Роланде", проникнута большим патриотическим пафосом. И в то же время нельзя не заметить ее своеобразия, отражения в ней демократического характера испанской Реконкисты (отвоевания страны у иноземных завоевателей), главной силой которой был народ, тогда как короли нередко выступали в низкой роли пособников мавров, гонителей тех, кто боролся за свободу. Отсюда ярко выраженная демократизация образа борца против мавров Сида по сравнению с его историческим прототипом Родриго (Рой) Диасом де Биваром (1044-1099), знатным человеком по прозвищу С ид. Здесь же лежат и истоки конфликта героя с королем и высокой знатью в лице графа Гарсии и инфантов Карионских, с которыми у него не возникает дружбы, несмотря даже на то, что инфанты на какое-то время становятся его зятьями. Сид выступает как типичный народный герой и возглавляет борьбу за свободу, обладает свойственными народу отвагой, гордостью, чувством собственного достоинства, юмором, находчивостью.
Лучший образец так называемого "животного эпоса" — возникший во Франции, но потом распространившийся по всей Европе "Роман о Лисе". Это огромное произведение, состоящее из 26 эпизодов, в которых весь феодальный мир представлен в виде царства зверей.Заслуживает внимания меняющееся отношение авторов "Романа о Лисе" к центральному образу самого Лиса. Симпатии авторов на его стороне, когда он борется против животных, занимающих видное положение в зверином мире. Подобно простым находчивым людям из фаблио и шванков, он в этих случаях ловко выходит сухим из воды, ставя в глупое положение других. Но когда Лис начинает обижать слабых — кур, цыплят, зайцев, котов, — он лишается авторских симпатий и нередко сам попадает впросак, становясь олицетворением верхушечной части горожан, в будущем — хищной буржуазии.
Из произведений антифеодальной литературы, выходящей за рамки социально-бытовой сатиры, особенно выделяются относящиеся к XIII-XIV вв. немецко-австрийская поэма Вернера Садовника "Крестьянин Хельмбрехт" (1250), английская аллегорическая поэма Вильяма Ленгленда (1330-1400) "Видение о Петре Пахаре", английские народные баллады о Робин Гуде (XIV в.). Тесная связь городской литературы с реальной жизнью своего времени сыграла значительную роль в последующем развитии европейской культуры по пути реализма, подготовив переход к литературе Возрождения.
В дальнейшем с упадком самого рыцарства рыцарский роман, лишенный питательной основы, становится все более подражательным, эпигонским. На него пишутся пародии, самой яркой из которых является роман гениального Сервантеса "Дон Кихот", представляющий собой в то же время замечательное реалистическое произведение эпохи Возрождения.
Итоги рыцарского эпоса Средневековья:
Основой повествования становится историческое предание, а не миф. Однако историзм героического эпоса находится на уровне поэтического обобщения, что означает поэтизацию, «додумывание» фактов в процессе создания произведения.
«Враг» в героическом эпосе теряет свои мифологические, сказочные черты и обретает черты исторического врага, образ которого персонифицируется, заостряются конкретные качества его личности (зависть, злоба, нарушение вассального долга и др.).
В героическом эпосе Средневековья значительно конкретизируется исторический фон. События происходят в реальных жизненных обстоятельствах, появляются наименования исторических местностей, географические названия рек, городов и т.д.
Создаётся новый тип героя, обладающего рядом устойчивых качеств, среди которых выделяются такие, как благородное происхождение, совершение череды подвигов.
Свидетельство о публикации №225020100618