О причинах поражения белой армии
- Нет, не грабят, в общем... Пошла другая мода. Вы думаете, как при Деникине... Нет, нет, - теперь иначе... Теперь мужика тронуть - боже сохрани. Сейчас следствие и суд... теперь с мужиком цацкаются...
... Ведь я же помню... Мы же чувствовали себя, как в завоёванном государстве... Так нельзя...
А как «нельзя» выразительно описывает бывший депутат госдумы Шульгин в книге «Дни», сопровождавший Белую армию в её переходах.
«Почти что святые» и начали это белое дело... Но что из него вышло? Боже мой!
...........
Это был хорошенький мальчик, лет семнадцати- восемнадцати. На нём был новенький полушубок. Кто-то спросил его:
- Петрик, откуда это у вас?
Он ответил:
- Откуда? «От благодарного населения», конечно. И все засмеялись.
Разве не ленинское «Грабь награбленное» звучит в словах этого большевизированного отпрыска благородных родов? - Вопрошает Шульгин и в одобрительном смехе окружающих ему уже видится гибель белого дела:
Они «смеются над горьким крушением своего «белого» дела, над своим собственным падением, над собственной «отвратностью»...
«Белое дело» погибло. Начатое «почти святыми», оно попало в руки «почти бандитов».
В бытность мою в Подольске примерно раз в месяц местная интеллигенция собиралась у художника Игоря Бабаянца «на пироги к Варваре Мартыновне», его маме. На столе царствовали электро самовар и заварной чайник. Торжественно вносился поднос с румяными пирогами и с разной начинкой.
Это была маленькая сухая голубоглазая старушка лет под восемьдесят, сохранявшая однако завидную хозяйственную активность и прекрасную память. Родом она была из Ростова, а точнее его пригорода, где жили армяне «Нахичевани на Дону». Она прекрасно помнила гражданскую войну, когда была юной девушкой лет 16-17. Город переходил из в рук в руки. «Приходили белые - вешали, приходили красные - вешали», вспоминала - А однажды иду по улице, и казак на лошади за плечо меня хватает: «Жидовка?». "Нет, армянка" и крестик ему показываю на шее..."
Можно представить казака на коне с вечным чубом из под фуражки, распалённого винными парами и чувством мести и хрупкую смуглую и голубоглазую девушку с нотной папкой, спешащую на урок музыки.
Был ещё уникальный случай. Напекли блины и поставили блюдо с ними на подоконник в ожидании ужина. Вдруг открывается дверь, в комнату входит женщина белогвардейка, в военной форме с иголочки, идёт к подоконнику, берёт тарелку с блинами и, ни слова не говоря, на глазах у изумлённого семейства уносит.
А в одну из ночей в дом пытались ворваться непрошенные гости: грубые мужские голоса требовали открыть дверь, однако замки и засовы были прочны и потоптавшись, поматерившись «гости» ушли. Про эти ночные походы я прочитал в мемуарах самих белогвардейцев: вечером собирались в группы и шли по домам и квартирам промышлять, а над теми, кто отказывался принимать участие в таких походах цинично смеялись.
А вот красные патрули детям запомнились: угощали любопытных к оружию мальчишек конфетами.
Всё это говорило об отсутствии дисциплины и полном игнорировании приказов Деникина прекратить эти безобразия. Врангель прекратил, расстреляв, если говорить цинически, «всего лишь» - 5-10 человек однако это тут же подействовало. А мягкотелый Деникин не мог пойти на крайние меры с офицерами нарушителями дисциплины. В отличие от красных, спаянных единой целью и единой волей у белых отсутствовала ясно выраженная политическая цель: Деникин считал, что его дело лишь военное - победить большевиков, а дальше пусть решают политики, учредительное собрание. Да и не могло быть у белых политического единства: бок о бок сражались монархисты и республиканцы всех оттенков, их объединял лишь общий враг. А большевики демагогически обещали крестьянам землю, и немедленно, без всяких промежуточных собраний - воплощение их вековой мечты. Агитация работала у большевиков мощно и непрерывно, у белых же она отсутствовала совершенно. Ну, конечно, и раздробленность военная: соединиться с Колчаком Антону Ивановичу не удалось.
Лишь Врангель начал в Крыму земельную реформу, но было уже слишком поздно.
В общем с какой стороны не возьми белые проигрывали красным, у которых армия имела единое командование, мобилизационный а не добровольный принцип комплектования, подчинена жёсткой дисциплине (красные не церемонились с расстрелами её нарушителей). А главное, красные провозглашали ясно и понятно выраженную цель - взять землю у помещиков (скромно умалчивая, что земля у коммунистов изначально являлась государственной собственностью, и давалась крестьянству поиграть в собственность лишь до окончательного утверждения их власти в России). Кроме того, изгнав помещиков и поделив их землю, крестьяне боялись возврата к старым порядкам и потере этой земли при победе белых. Отсюда, вследствие обманом завоёванных симпатий крестьянства и солдат, вчерашних крестьян, красные имели практически неограниченный человеческий ресурс.
И, конечно, песни. Роль песен в революцию и гражданскую войну огромна. Песни вдохновляли, объясняли и обещали. Однако в песнях и романсах белых чувствуется изначально какая-то грусть и обречённость. Иное дело у красных. Белые пели: "И смело в бой пойдём за Русь святую, и как один прольём кровь молодую". Совершенно на ту же музыку красные распевали: "И смело в бой пойдём за власть советов, и как один умрём в борьбе за это" То есть белые обещали вернуть старое время, в котором мужик был бесправен, зависим от царя, помещика, старосты общины, а красные сулили власть советов, власть мужика, "царство свободы", в "Русь святую" мужик, настрадавшись за годы войны, уже не веровал. В "Интернационале" изложена сама суть новой веры для мужика лестная "Кто был никем, тот станет всем!", "Никто не даст нам избавленья, ни Бог ни царь и не герой, добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой" То есть главным будет его величество Мужик, а под ним и царь, и помещики,и слишком умные, которые не пашут и рне жнут, а хлеб кушают. И программа борьбы: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы новый мир, мы свой построим...", то есть ленинское "Грабь награбленное", то бишь иди и жги помещичью усадьбу и забирай землю! В общем цели оправдывают средства. Как всегда - извечный вопрос, о который спотыкается род человеческий.
Свидетельство о публикации №225020100622
Не спорю с Вами, лишь хотел обратить внимание на печальный "нюанс". Возможно, кто-то угощал конфетами. Страна большая, война большая, смута большая - все было возможно. У нас тоже была знакомая, женщина, старше моих родителей лет на 5-8. Пережила оккупацию в Великую Отечественную. Оказалась в деревне, куда вошли фашисты. Зима. К ним в избу поставили на постой солдата. Страшно. Конечно, у кого были куры, тех кур отобрали и съели. Картошку и прочее тоже отбирали. Но солдат катал ребятишек на санках: впрягался, как лошадка, и катал по снегу. Так было несколько дней, потом эта часть ушла дальше на восток, а в деревню вошли СС. Сразу начали вешать заподозренных в связях с партизанами, коммунистов и просто тех, кто не понравился.
Я это к тому, что по степени зверства, наверное, все были вровень. "Конармия" хорошо это показывает. Насилие во всех формах, как неизбежный атрибут. "Правильный" Врангель, такой же "правильный" Чапаев. Мы преступаем одну заповедь, как нам кажется. А, на самом деле, преступаем все сразу.
Мне тоже жаль исчезнувшей страны. Но ведь и то правда, что не с Марса и не с Венеры появились красные. Страна была больна злом (была?..). В себе-то его никак не задавишь, где уж мир исправлять.
А очерк хороший. Это я все - совсем не критику. Порассуждать захотелось. С кем попало не поговоришь, вот и расписался. Спасибо.
Владислав Свещинский 01.02.2025 14:09 Заявить о нарушении
Амаяк Тер-Абрамянц 01.02.2025 22:26 Заявить о нарушении