Люцифер как причина сотворения мира
В предыдущей беседе «О времени, вечности и бессмертии» я говорил, что в невидимом мире все действия Божии являются завершенными или мгновенными, исключающими возникновение времени и движения, а значит и смертности. Однако уничтожить грех, который был в Люцифере, могла только смерть, поскольку она вошла в мир вместе с грехом и является его следствием. Соответственно, если нет смерти, то нет и ее причины – греха. Святитель Василий Великий говорит: «Смерть убивает грех». Следовательно, для уничтожения греха требовалось создать такие условия, при которых возникла бы смерть. Однако грех гордыни, поразивший диавола, не мог быть уничтожен, поскольку сатана бессмертен, а значит вечным оставалось и зло, как часть его природы. Для решения этой задачи, Господь творит нашу Вселенную и человека, которые могут существовать только в условиях времени и движения, то есть смертности, о чем свидетельствует Книга Бытия: «да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1:14). Промыслом Божиим Вселенная призвана служить человеку, а он – для уничтожения зла и греха, чтобы стать богом по обетованию: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6), – возвещает Господь. Смерть присуща исключительно нашей природе, поскольку в вечности она невозможна. Соблазняя праотцов в раю, диавол заглотил наживку, которая его и погубила: согрешив, они стали смертными, а их неизбежная кончина убивала грех, ибо после смерти грешить невозможно. То, что нельзя было сделать в бессмертном диаволе, стало возможным в смертном человеке. Змей ужалил сам себя, и круг бытия замкнулся. Однако смерть греха не решала главной задачи – уподобление человека Богу, поскольку наступала в силу естественных причин. А для стяжания богоподобия, во-первых, необходимо к нему стремиться, а во-вторых, оно возможно только для первозданной [безгрешной] природы человека. Грех прекращался со смертью, но душа оставалась им пораженной, то есть искаженным образом и подобием Божиим. Следовательно, она не могла воссоединится со Христом, и ее ожидала преисподняя. Смертному решить вопрос спасения было не по силам, поскольку сама мысль об обожении считалась в Ветхозаветной Церкви богохульством, а изменить искаженную грехом природу мог только ее Создатель. Поэтому в мир пришел Сын Божий, и принял «зрак раба», то есть нашу плоть, возвел ее в первозданное достоинство святости, уничтожил грех и смерть. Вне тварного мира, без грехопадения праотцов и злобы диавола, этого бы не произошло. Господь говорит: «сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). В раю Адам и Ева немощи не испытывали, пребывая в блаженстве и святости, и потому были не совершенны, поскольку сила Божия в них совершаться не могла. Из этого мы делаем вывод, что создание Вселенной и человека было предопределено задолго до их возникновения с целью поражения диавола и греха.
Смысл сотворения первых людей заключался не только в разделении с ними Божественной любви, но и возрастание их в совершенстве, целью которого было обожение или уподобление Богу по благодати. Господь хотел приблизить лучшую из разумных тварей к Себе настолько, насколько это было для нее возможно. Но и сам человек должен был приложить усилия для восхождения к Создателю. Условия райского блаженства и безмятежности к этому не располагали, поскольку в нем отсутствовали страсти и грех, а значит причины и цель внутренней брани, которая только и возводит к богоподобию. И, вообще, как представляется внимательному богослову, главной целью сотворения мира было возникновение немощи, чтобы в ней могла проявиться сила Божия. В вечности она невозможна, поскольку связана со временем, старением и движением, а в падшем человеке – раскрылась с нескольких сторон. Во-первых, он стал смертным, подверженным всевозможным грехам и страхам. Следовательно, возникли условия для проявления в нем силы Божьей: веры, надежды на спасение, любви к Богу и ближнему; во-вторых, слабость человеческой природы, подверженной страстям, привлекает благодать для борьбы с ними и причиной зла – диаволом. Только людям дана возможность и силы противостоять козням сатаны и демонов. Ни один из ангелов этими качествами не обладает. Это делает человека сильнее диавола и Небесного воинства; но, и главное – только он был сотворен по образу и подобию Божьему, и только его Христос избрал для Воплощения. А Господь избирает для Себя все самое лучшее, достойное его Божества.
Важно понимать, что тварный мир и человек неразрывно связаны друг с другом, и существование одного без другого невозможно. Об этом Бог прямо говорит Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:17). Другими словами, окружающий мир был приведен из нетленного состояния в смертное, а прекрасная природа безгрешной земли превратилась в дикий мир и непроходимые джунгли. Поскольку пал человек, чем извратил свою божественную природу, то и земля отреагировала соответствующим образом: святое и вечное не могло существовать совместно с грешным и тленным. Это касается как человека, так и земли. Однако следует знать, что в день Всеобщего Воскресения, все вернется «на круги своя», но в более совершенном и обновленном виде, чем были Вселенная и праотцы до падения. Как причиной проклятия земли стал Ветхий Адам, так и причиной ее обновления в святости тоже стал Новый Адам, возведенный в это состояние Воплощением Сына Божьего.
Возвращаясь к теме падения Люцифера, необходимо пояснить следующее. Христос в беседе с учениками говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). Он свидетельствует о низвержении Люцифера с неба, но не упоминает, куда именно пал диавол. На Небе [среди ангелов] его нет. Тогда, где он обитает со своими слугами? Мы знаем, что ангельский мир и война в нем произошли задолго до сотворения мира. Следовательно, ни земли, как нашей планеты, ни Вселенной, как космоса, еще не было. Была вечность, но в ней движения, а значит и падения, в прямом смысле этого слова, быть не может. Тогда, что значат слова Христа? Если исходить из понимания вечности, как неизменяемости, то можно предположить, что Спаситель говорит не о падении диавола, как о движении сверху вниз, а о падении как о состоянии лишенности былого достоинства [Неба]. О человеке, совершившем неблаговидный поступок, мы говорим: «так низко пал». Но это не значит, что он в буквальном смысле плюхнулся лицом в грязь. Мы имеем ввиду повреждение его нравственного облика. О том же самом говорит Иисус ученикам. Иначе говоря, Он напоминает, что всякий превозносящийся лего может утратить достоинство святости и пасть в глубины греха. Принято считать, что сатана и демоны обитают глубоко под землей, в аду, где мучаются грешники. Однако это весьма упрощенное представление, поскольку ад – пребывает в вечности, а она местом не определяется. Под «землей», в данном контексте, понимается не подземная область, а состояние вне божественного света, что и есть тьма. А самое точное определение тьмы – это отсутствие света. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14), — спрашивает Павел. И о том же говорит апостол любви Иоанн: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5).
В заключении хотелось бы сказать следующее. Мы все смертны, подвержены страстям и смерти, страхам и малодушию. Причина – утрата праотцами в раю состояния бессмертия и чистоты. По любви к человеку, Господь решил дать ему большее, чем он утратил, а именно: стать сыном Божиим по обетованию. Этот дар – «последний гвоздь в крышку гроба» сатаны и его гордыни, предмет его вечной зависти и злобы. Ангелы склоняют лики перед достоинством человека, ибо лишены возможности богоподобия и усыновления Отцом. «Нет ангела, который не мечтал бы стать человеком», – говорят святые отцы, потому что всякий из них, даже Серафимы и Херувимы блекнут перед образом и подобием Божиим, восстановленные в падшем Адаме Христом. Это важно понимать, и ценить немощи, как единственное условие и путь к престолу Отца и десному сидению рядом с Сыном в Царствии Небесном. Люди должны ценить и любить смерть и слабость человеческой природы, ибо вне их, как и вне борьбы с грехом и страстями, уподобление Богу, а значит и спасение невозможны. Эта история наглядно свидетельствует о том, что Бог все злое обращает во благое, значит зло - бессильно перед человеком.
Свидетельство о публикации №225020100668