Человек, который поймал Бога

Художник Сергей Смирнов (умер в 2006 году, Калифорния) «Рыбачок», холст, масло

Вот так примерно выглядел апостол Андрей Первозванный до своего призыва Иисусом, да и другие рыбаки, ставшие потом Его учениками, тоже выглядели не очень-то от мира сего. Наивный до невозможности, совершенный ребенок, ходивший в смешной шапочке с удочкой и сачком, он разительно отличался от своего младшего, но уже женатого брата Петра, грубоватого мужика.

БОГАТЫРЬ (что значит, БОГА ТЫРИТЬ)

А этот в маечке вообще не мужик - как видно уже из картины - и не всякую рыбку он вытянул бы из озера своими слабенькими руками - зато Андрей был бесстрашен. Видите этот удивительно внимательный и бесстрашный взгляд? И этой его открытости открывалось Небо. Бога тырить, а не рыбку - вот его настоящая страсть! Это он притащил к Иисусу Петра, который упирался руками и ногами и никогда бы не осмелился к Нему подойти, если бы не Андрей.

Художник Сергей Смирнов (не путать с многочисленными однофамильцами) писал главным образом портреты задумчивых дам в стиле Модельяни. Однако, эта картина, если не по стилю, то по теме, весьма выделяется на фоне других. В ней раскрыта какая-то невысказанная глубина, словно к художнику подошел сам апостол Андрей и шепнул ему на ухо: «А ты знаешь, художник, мне нравятся твои дамы. Я и сам был таким, как эти женщины - мечтательным и утонченным. Напиши-ка меня!»

О чем он мечтал?

Два года, которые он провел в компании двенадцати, два года непрерывных походов и трудов, сделали из него богатыря. Иисус специально набирал в свою команду таких мало на что способных ребят и учил их мужеству, превращая их слабости в силу. В это трудно поверить, но факт: любая слабость превращалась в силу, и только одна слабость отказывалась превращаться - предательство. Однако, мы сейчас не о ней, мы о физической слабости, о мягкотелости Андрея, который на глазах у всех превращался в здорового мужика двухметрового роста.

ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБЫ

Началось все с того, что однажды Иисус взошел на гору, что на восточном берегу Генисаретского озера. И за Ним, поскольку прошла уже слава, что Он умеет исцелять от всякой болезни, тащилась многотысячная толпа. Люди несли на носилках своих инвалидов и прокаженных. К этому времени у Иисуса было несколько сотен учеников, и Он обратился к одному из них, к Филиппу, со словами:

«Откуда нам взять столько хлеба, чтобы накормить всех этих людей?»

Он сказал так, испытывая Филиппа, так как хорошо знал, что сейчас собирается сотворить, и думал, тот догадается, что произойдет. Но Филипп не догадался, наверное, боялся, что Иисус пошлет его закупать хлеб на все оставшиеся у них деньги.

 - «На двести динариев, что у нас есть, и то не купить столько хлеба, чтобы каждому досталось по крошке».

Вот такой ответ Он получил от Филипа, самого мудрого из учеников, и хотел было высказать вслух, что ОН о них думает - "Сколько это можно терпеть! Когда ж, наконец, до вас дойдет, что Я есть хлеб жизни?" - но не успел как следует выматериться, как в это время к Нему подошел молодой рыбак с рюкзачком за спиной:

 - «У одного мальчика тут (это Андрей про себя!) есть пять хлебов и две рыбы. Но что это для такой массы народа!»

Иисус взглянул на долговязого ребенка широко открытыми глазами и сразу всё понял:

 - «Чего стоишь? Живо давай сюда этого мальчика!»

И Андрей развернул свои хлебы. А Иисус преломил их и раздал участникам трапезы, и все ели, и все насытились, и еще они собрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. Произошло великое чудо насыщения пяти тысяч пятью хлебами. Однако для Иисуса чудом было не то, что еды хватило на всех, а то, что нашелся, наконец, человек, умеющий Его слышать и понимать. Сразу же во время трапезы Иисус произнес перед рассевшимся на поляне народом свою первую большую речь о том, что в истории наступил переломный момент (это Он про явление Андрея!) и что, начиная с этого момента… К сожалению, речь не была записана, так как евангелист Иоанн (второй человек, который Его понимал) находился в то время по другую сторону Генисаретского озера.

ЦАРЬ ИЛИ НЕ ЦАРЬ

А толпа, покушав и поаплодировав чуду, подступила к Иисусу с требованием, чтобы Он стал их царем. И Иисусу пришлось сбежать от своих учеников! Он укрылся в горах, и никто не мог Его найти.

До сих пор недоумевают: Почему же Он не захотел стать царем Израиля, когда народ Его так просил? Они даже дорогу в Иерусалим устилали Ему пальмовыми листьями - а Он ни в какую!

Наверное, потому что не хотел быть царем дураков. Он хотел себе таких учеников, как Андрей, которые верят, что можно преобразовать свою слабость в силу. А у тех, которые Его окружали, не было веры, и преобразовать свою тупость во что-то другое они не могли, потому что думали, будто они не тупые. И переломный момент состоял в том, что Он сказал себе:

Точка! Отныне буду работать только с такими учениками, как этот рыбачок! А те - пусть себе страдают, пусть молятся, пусть в церкви ходят - но с ними Я работать не хочу!

ИЗБРАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

На следующее утро Он появился неожиданно в синагоге Капернаума на другой стороне озера, куда пришли и те старые ученики, которые вчера вкушали трапезу на горе. И Он закатил им такую речь!

«Я есть хлеб жизни! Истинно говорю вам, что мое тело есть пища, а кровь моя есть истинное питье! Тот, кто ест, тот ест мое тело; тот, кто пьет, тот пьет мою кровь! И лишь тот, кто вкусит от моего тела, будет жить в вечности».

Он нагнал на них такой страх, так запугал их трудностями пути, так заморочил им голову своей неразрешимой задачей, что выслушав эту речь, сотни учеников разбежались кто куда. Остались только пятеро из старых, плюс пятеро новых (пять хлебов), среди которых Иуда и Петр, плюс Иоанн и Андрей (две рыбы). Вот и всё, произошло разделение человеческой массы на две части. И Иисус сказал этим, которые остались стоять:

 - «Может быть, и вы хотите уйти?»

Тут Петр, который до сих пор угрюмо молчал, произнес первое свое слово:

 - «Куда же мы без Тебя!»

Иисус сказал:

 - Это Я вас избрал! - Он действительно успел явиться своим избранным ночью во сне, когда им приснилось, что они приняли Его, шествующего по воде, к себе в лодку. Те же, кто не видел этого сна, естественно, отошли от Иисуса.

Вот так благодаря Андрею состоялось историческое избрание двенадцати учеников, которые приняли Его в себя, и таким образом дали начало христианству.

Андрей креп с каждым днем, он становился выше других апостолов, его тело приобрело способность регенерации, но при этом он сохранил в душе качества того ребенка, которого мы видим на картине - абсолютную доброту, абсолютную открытость и неагрессивность. Он ни разу за свою долгую жизнь ни на кого не обозлился и не обиделся, даже когда его избивали, пытали, пронзали его тело пиками и обрубали пальцы на руках, он не пытался защититься от боли. Внутри него жил все тот же рыбачок, все такой же женственный, но все больше наполнявшийся внутренним мужеством, становящийся рослым красавцем и богатырем.

Как ловко этот рыбак променял содержимое своего рюкзачка на силу бессмертия!

Еще при жизни Иисуса Андрей так возвышался над группой учеников, что проходящие мимо люди думали, будто это и есть Иисус. Когда они хотели увидеть Иисуса и поговорить с Ним, то сначала подходили к Андрею, и Андрей их принимал, спрашивал, чего они хотят, и отводил к Учителю. Он был своего рода личным секретарем при Иисусе, всё прекрасно понимающим и исполняющим.

АПОСТОЛЫ ИОАНН И АНДРЕЙ

Иоанн и Андрей - это те две рыбы, которых изображают на зодиакальном знаке Рыб. Пути их противоположны по направлению.

Путь первого - это путь мудреца, писателя, путь принятия божественного откровения, апокалипсиса.

Путь второго - это путь в земной мир, к людям, в народ. Мудростью Андрей никогда не отличался - ребенок есть ребенок - зато он великий путешественник, который обошел все страны мира, и его до сих пор в некоторых странах, таких как Шотландия и Россия, считают своим апостолом.

У обоих апостолов обострились отношения с общиной христиан, которую Петр основал в Иерусалиме после событий смерти и воскресения Христа. Понятное дело, что Иоанн, будучи по возрасту самым юным среди апостолов, далеко опережал их в духовном развитии, он самый зрелый среди них, и ему трудно было шагать в ногу вместе со всеми, подчиняться их правилам и догмам. Но он не изгнанник из их среды, и, пережив их всех, он стал даже своего рода духовным руководителем первых христианских общин.

Путь второго сразу расходится с общиной апостолов, так как его по-прежнему считают мальчиком на побегушках, соответственно относятся к нему как к большому ребенку, хотя он далеко не самый юный среди них, а по физическому развитию так превзошел всех. Он не вникает в организационные дела общины - ему бы рыбку ловить, какой из него организатор! - и он не умеет проповедовать, и его сказки про то, что Христос воскрес, никто не желает слушать. Авторитет не тот!

И тогда Андрей в одиночку пустился в самостоятельное странствие. Он нес в мир не проповедь, а свое физическое тело, кровь и плоть Христа, которые должны были стать пищей для всего человечества.

ЧЕТЫРЕ ПУТЕШЕСТВИЯ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Об этих путешествиях можно прочесть в интернете. Просто поразительно, как много людей изучают сегодня деятельность апостола Андрея! Открываются все новые апокрифические факты, все новые исторические источники указывают на деяния, за которыми, угадывается по их характеру один и тот же христианский проповедник, действовавший в первом веке нашей эры - это наш апостол Андрей Первозванный!

Он действовал в самых разных уголках Земли, куда не добирались другие апостолы; не исключено, что был даже в Америке, не исключено, что добирался до Кольского полуострова на севере и до Китая на востоке. Мечта сбылась! А если составить приблизительную карту его маршрутов, то оказывается, их можно разбить на четыре большие многолетние путешествия. У Андрея не было своего корабля, не было провианта, не было ни денег, ни когорты солдат для обороны от разбойников, и путешествие стало возможным лишь благодаря его способности находить общий язык с другими людьми.

Собственно, всю жизнь он провел в путешествиях, у него не было родины, куда бы он мог вернуться как к себе домой, но зато была цель - ее найти. Место, где можно было бы поставить Храм, что изображен на картине в левой части. В проповедях он был не силен, предпочитал общаться с людьми индивидуально и собирал в беседах не более трех-четырех человек. Конечно, этот безоружный великан поражал всех своей способностью выживать в самых невероятных условиях, за что и подвергался наказаниям и гонением. Его пытались заковать в кандалы и продать в рабство, но он чудом выходил на свободу живым, когда все думали, что он уже мертв.

Нигде его не принимали с радушием - потому как от природы он был не таким как все, слишком не от мира сего. В сущности, то был прежний ребенок-рыбачок с удочкой и сачком, который шел к людям, чтобы рассказать им удивительную историю, как он из маленького превратился в большого. Но его били и пытали за то, что вопреки логике он подкреплял свою историю рассказом о каком-то Воскресшем. Только под конец жизни Андрей более-менее научился проповедовать, так что палачи, заслушавшись его рассказом, разрезали вдруг веревки, привязывающие его к позорному столбу, и отпускали на волю.

СЛОВЕНИЯ

И вдруг свершилось чудо! В конце четвертого путешествия он нашел свой народ, который принял его как своего. И как ни странно, эта страна располагалась не где-то у черта на куличиках, а сравнительно рядом - на левом берегу Дуная, там, где сегодня находится город Братислава.

Это был народ вендов, который жил по ту сторону границы тогдашней Римской Империи, у них не было государства, не было господ и рабов. Они называли себя свободными вендами, или словенами, которые после нашествия гуннов в четвертом веке н.э. ушли отсюда частично на юг, к Адриатическому морю, а большей своей частью - на север к берегам Балтики и на северо-восток, в район, где несколько веков спустя будет основана Рюриком Новгородская Русь. Собственно, это наши предки.

И словены не гнали Андрея, не избивали его, не заключали под стражу и не пытались продать в римское рабство. Более того, они охотно слушали его истории, верили ему, почитали его как святого и приносили ему своих парализованных и больных, чтобы он их лечил и ставил на ноги. И апостолу так понравилось среди этих добродушных людей, что он даже остался здесь жить, и прожил на территории той Словении двадцать лет! Возможно, что он завел и семью - хотя ему уже было за семьдесят - но выглядел-то он как молодой здоровый мужчина в полном расцвете сил.

Андрей не сделался на новой родине каким-то вельможей или вождем, но вел там довольно скромный образ жизни, он продолжал проповедовать и исцелять, однако денег за свои исцеления не брал. У него было свое маленькое хозяйство, а большей частью он сидел на берегу реки с удочкой, которую сам смастерил, и ловил рыбку. И вспоминал родные места, Генисаретское озеро с его крутыми берегами, вспоминал себя таким, каким его изобразил художник Сергей Смирнов.

ХРАМ НА ГОРЕ И ЯБЛОКО ПОЗНАНИЯ

За двадцать с небольшим лет Словения как-то сама собой стала первой христианской страной в мире. Также и в этом отношении он обогнал остальных апостолов! Оставалось только построить Храм с золотым куполом и зафиксировать навсегда свою вековую мечту.

И наверное для того чтобы посмотреть, как воздвигаются храмовые сооружение, Андрей однажды переправился на другую сторону Дуная и пошел пешком в Грецию, где его, как и раньше, подстерегали те же опасности, преследования и интриги. Мы не будем пересказывать здесь ту историю, которая хорошо известна, как он был арестован, а потом распят на кресте имеющем форму «Х» - Андреевский крест. Два дня он висел в городе Патры, привязанный к кресту, и продолжал проповедовать, а на третий день, увидев, что готовится бунт и свершится кровопролитие, решил-таки умереть.

Вот такую историю мне рассказала картина. Деталей вроде бы немного, но все они соответствуют. Остается только одна деталь - зеленое яблоко, которое мальчик держит в руке. Плод древа познания добра и зла, который мальчик однажды получит - познание, что добро всегда вознаграждается добром. И подобно тому, как Андрей добрым поступком дал Иисусу провести свою миссию и воспитать двенадцать апостолов, так Христос, поведя Андрея по жизни своим путем силы, дал ему возможность завершить миссию - подарил ему целый народ и целых двадцать лет жизни, чтобы он ее завершил. Наверное, это и есть яблоко, которое он держит.


Рецензии
Майкл, привет!!! Рад, что появился! Думал ты покинул страницу и теперь жди появления на какой-нибудь новой! Картина понравилась, а вот пересказ библейского, да ещё вроде как для школьников, для какой-то воскресной школы?.. Даже не знаю к чему?.. Такого начиная с 19 века тонны наклепали, было даже течение, вроде с Ренана началось. Сейчас важно чисто духовное, а не этот весь антураж, задушевность, кресты-персты.. Хотя, как я подозреваю, ты и пытаешься от этого антуража избавиться, типа "истину очистить", избавить.. Но я очень рад что ты появился! Если технически, то пр-е довольно затянуто, тогда уж лучше эпизод, в котором остальные главы по паре предложений. По крайней мере помнится, ты так и делал свои чёткие цельные статьи.
Тебе удач-успехов желаю!
Всегда уважаю, ЭФ.

Эдуард Фетисов   05.02.2025 21:58     Заявить о нарушении
Привет, Эдуард! Обнаружил эту картину и взялся за фрагмент из старой неопубликованной книги 2016-го года "12 учеников Иисуса Христа", решил совместить картину с одной из глав.
Твои замечания принимаю, однако я никаких Ренанов не читал, сам в этой теме как школьник, и открываю все вроде как заново.

С уважением, МА

Майкл Андреев   05.02.2025 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.