Практическая полезность научного поиска

                Интервью
                с автором книги
  В.М. Шепель. «Инновационные отрасли гуманитарных знаний». М. ИТРК. 2024. 440
                ***
  М. П: Виктор Максимович, каков замысел вашей книги «Инновационные отрасли гуманитарных знаний»?   
   В.М. Шепель. 
    Человек - трудоемкий объект гуманитарных исследований.  В этой связи заслуживает внимание книга Г. Ле Бона «Психология социализма», в которой научно-познавательный интерес представляет толкование Г. Ле Бона феномена «Человек»: «Человеком руководят среда, обстоятельства и в особенности воля мертвых, т.е.  те таинственные наследственные силы, которые в нем живут.  Они управляют большей частью наших поступков и имеют тем большую силу, что мы их не замечаем….»
     В силу сложности обстоятельств, которые влияют на человека, велико значение исследований гуманитарных наук как наук о человеке.
   . Возрастает не только теоретическое, но и прагматическое значение гуманитарных наук. Гуманитарные науки –   реальная производительная сила, благодаря которой возможны эффективные преобразования в жизни людей.   
                *
     Председатель Верховного Совета СССР А.И Лукьянов, прочитав мою служебную записку «Каковы должны быть слагаемые  имиджа спикера советского парламента»,  сказал : «О том, что вы  пишите,  я ничего не знал»,  после краткой паузы спросил: «как мне пройти «ликбез» по представленным вами проблемам в служебной записке»?
.  Мой ответ : «Анатолий Иванович, Вы можете воспользоваться своим служебным статусом и из закрытого библиотечного фонда получить книгу Ле Бона «Психология социализма»…
     Когда мы встретились, он подарил мне экземпляр этой книги.
     Как сказал А.И. Лукьянов: «если бы наши партийные руководители ее своевременно почитали, то многих проблем в стране можно было бы избежать».   
                ***
       Книга Г. Лебона «Психология социализма», наряду с практической полезностью, является фундаментальным научным трудом. Например, утверждение Ле Бона, что человеком руководят среда, обстоятельства, и особенно воля  тех таинственных наследственных сил, которые в нем живут.
     Интересная интерпретация феномена «человек».
     Обращаю внимание: Г. Лебон психолог, а толкование феномена «человек» -  антропологическое..
     Человек находится под  воздействием нескольких сред: природной, социальной, технико-экономической и  жизненных обстоятельств, в которых он оказывается.
      И еще:  на человека оказывает воздействие «таинственные силы мертвых», т. е. генетика,  определяющая его поведение.
                *,
      В силу  сложности факторов, которые влияют на человека,  велика роль гуманитарных наук. В этой связи возрастает не только теоретическое , но и прагматическое значение гуманитарных наук. Гуманитарные науки призваны предлагать  практические рекомендации: «что и как делать».
      Научный прагматизм гуманитарных наук – реальная производительная сила.

            М.П.: Возможно ли достижение  такой роли гуманитарных наук?
           В.М.Ш. Реально, что доказано исследовательскими работами моих коллег по гуманитарным наукам. 
                *
      Прагматизм гуманитарных наук потребовал разработки методологии междисциплинарных гуманитарных исследований.
     Это подтверждает правоту утверждения В.И. Вернадского: «Проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые отрасли знания».
                *
     Первоначальное мое  обращение к методологии междисциплинарных гуманитарных исследований   опубликовано в книге В. М. Шепель. «Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства предприятием». М. 1970.
     Итоговые результаты моих многолетних междисциплинарных исследований представлены в книге  «Инновационные отрасли гуманитарных знаний» М. 2024.
                ***
               Краткое содержание книги.
                Раздел.
         Актуальность междисциплинарных
         исследований в ХХ1 в.
     В разделе представлены  гуманитарные проблемы, которые обретают возрастающую научную и практическую актуальность:
         *роботизация  - проблема «душевного дефицита» трудового социума.
         *«искусственный интеллект» – проблема формирования «менталитетной лени» у людей (зачем соображать, когда есть кому соображать).
          *«конституционное табу» на идеологию – проблема потери духовной ценности убеждений
          * недооценка роли в воспитании учащихся   школьных  общественных  организаций.      
                *
          Блок предложений по работе аспирантуры и докторантуры: ввести в аспирантуре  учебные дисциплины: электронные методы обработки информации, технология научного эксперимента, маркетинг и аудит научно-исследовательской деятельности, имиджи логия, спичрайтерство, основы научного редактирования.
                *
    В аспирантуре и докторантуре важен подбор научных наставников, обладающих качеством, говоря словами Н.М. Карамзина: «видеть великое в людях». Таким научным наставникам сократить аудиторную нагрузку, доплачивать не менее  20% за работу с аспирантами и докторантами.
                *
       М.П.: Какая из  названных проблем для вас наиболее актуальна?

       В.М.Ш.: В советской школе были   общественные организации учащихся - октябрята, пионерия, комсомол, которые совместно с педагогами успешно занимались становлением гражданского самосознания молодежи. 
       Отсутствие таких общественных организаций учащихся негативно отражается на их патриотическом воспитании, следовать девизу «один за всех – все за одного».
       Известно, что молодое поколение –   продолжатели  жизнедеятельности нашего Отечества.Популярно выражение: "Сегодня - дети. Завтра - народ".
      От того, насколько молодое поколение будет патриотично и заботливо относится к людям, природе и животным, определяется оптимизм россиян.
      Оптимизм (от лат. optimus — «наилучший») — взгляд на жизнь с положительной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.   
                *****   
                Раздел.               
                Управленческая антропология.               
    В  литературу по менеджменту введен в оборот феномен «человековедческая компетентность» руководителя.
    Представлена семантика  понятия  «человековедческая компетентность»:
      *личностно-гражданские и личностно-профессиональные качества  руководителя
      *правила «человековедческой логики», которая, вкупе с правилами «маркетинговой логики», является матрицей управленческого мышления.
                ***
     *инновационные учебные дисциплины, составляющие человековедческую компетентность руководителя:
 управленческая антропология, управленческая психология, управленческая этика,
 управленческая социология, управленческая педагогика, управленческая
 конфликтология, управленческая имиджелогия, управленческая ортобиотика,
 управленческая риторика.
                *
     *реестр  человековедческих технологий по работе с персоналом:

        технология индивидуальной работы с персоналом,
        технология конструирования делового социума,
        технология стимулирования профессионального честолюбия,
        технология предупреждения конфликтов (по зарубежным исследованиям —   
                70%конфликт создается руководителем,
       технология повышения профессионального мастерства персонала,
       технология корпоративного имиджа
       технология ортобиотики - самосбережения здоровья персонала.

    Глава.  «Меритократия – весомый аргумент для признания "управленческой
                антропологии»
                Текстуально сделан акцент:
                В России должны править патриотические личности
                В России должны править талантливые личности
                В России должны править личности, обладающие управленческим               
                мышлением
                В России должны править личности, умеющие достойно работать
                с людьми               
                В России должны править многогранно образованные личности 
                ***
       Управленческая антропология – учение как общаться и обращаться
                руководителю с персоналом.
                *
        М.П.:  Какая проблема «управленческой антропологии» для вас была наиболее трудоемка при ее научной разработке?

       В.М.Ш.: Доказательно обосновать необходимость  руководителю
                * обладать знаниями междисциплинарных дисциплин, которые
                представлены автором,
                *соблюдать  правила человековедческой логики,
                *умело использовать человековедческие технологии 
                в общении с людьми..
       Этого нет в зарубежном и отечественном менеджменте.   
                ***** 
                Раздел.
                Ортобиотика.
      Концептуальной основой ортобиотики является пожелание военного врача Н. И. Пирогова  о необходимости создания «превентивной медицины».
      Представлены:   
      *судьбоносные возрастные  периоды жизнедеятельности людей, соответственно которым следует бдительно сберегать свое здоровье
    Древние  философы утверждали: ««modus vivendi - modus operandi” («образ жизни  - образ деятельности»)
      Образ жизни — основа  здоровья людей.
     *ортобиотическое толкование феномена «здоровье»:
            физическое – душевное – духовное.
                *
     *матричные здоровье сберегающие технологии:
           рекреация, релаксация, катарсис,
        необходимость их системное использования.
                *
     *эффективные меры  самосбережения здоровья по каждой здоровье сберегающей технологии.
                *
     *математическая формула «Самосбережение  здоровья»,   
       суточный норматив самосбережения  здоровья – русский и японский временные
       нормативы.
*   
     *профессиональные болезни современного руководителя:

                *Менталитетная усталость
                *Властный снобизм
                *Возрастное слабомыслие
                *Карьерный невроз

             В главе представлен материал, свидетельствующий о  постоянной морально-психологической перегрузки  руководителей, у которых не нормированный рабочий день, неизбежные проблемы в общении с персоналом + огромный груз персональной служебной ответственности. 
          Знакомясь с работами академика В.П. Сербского «Руководство к изучению душевных болезней» и  «Краткая терапия душевных болезней», утвердился в необходимости изучать такой вид профессионального заболевания руководителей как душевные болезни.    
                *** 
              Ортобиотика – учение о культуре самосбережения здоровья.
                *
     М.П.:  На что необходимо обратить особое  внимание читателя, знакомясь с ортобиотикой?
     В. М.Ш.:
                *На толкование слагаемых феномена
                «здоровье:
                физическое-душевное-духовное

                *На здоровье сберегающие технологии:
                рекреация – релаксация – катарсис.

        В книге представлены эффективные составляющие каждой здоровье
                сберегающей технологии.
                *****   
                Раздел.
                Имиджнлогия.
              В 1990 г. вопреки идеологическому непри нятию  в нашей стране феномена «имидж», концептуальное обоснование  получила новая отрасль гуманитарного знания – имиджелогия.
        Представлены:   
        *научно-инфрмационный тезаурс имиджелогии: 17 дисциплин.
         
        *персональная имиджелогия: предмет изучения - «личное обаяние»,

       *семейная имиджелогия: предмет изучения – «благополучие семьи»,

       *корпоративная имиджелогия: предмет изучения -  «репутация корпорации».
                ***
       *опорные понятия имиджелогии:
             имидж, самопрезентация,    
             обаяние, репутация.
                *
     *функции персонального имиджа.
               ценностные и технологические
                *
     * имиджевые результаты:
                эмоциональное притяжение,
                симпатия,
                восторг,
                почитание. 
                *
     *правила коммуникативной  этики:
               «не жечь мостов общения»
               «оставлять теплоту памяти».   
                *
       * новые виды профессиональной деятельности:
            консультант по имиджу,
            преподаватель имиджелогии,
            имиджелог – научный исследователь,
            имиджмейкер
       Прописано содержание функций каждого названного вида профессиональной
                деятельности.
                *
 *слагаемые эффективного речевого воздействия:
      психолого-дидактические принципы
      риторические эффекты.      
                *   
*духовные истоки величия имиджа России:
       «историческая память народа»,
       «генетический патриотизм народа»,
       «менталитетный оптимизм народа.
                **  *
       Имиджелогия – учение как нравиться людям и обретать достойную корпоративную репутацию.
                *
М. П.: Были ли у вас трудности при позиционировании имиджелогии?

В.М.Ш.: При подписании к изданию  книги «Управленческая этика»(1989 г.) обнаружил, что в книге изменено название главы «Имидж современного руководителя». Название главы стало «Авторитет современного руководителя».
 Мне сказали, что это сделано потому, что имидж - зарубежный термин и  не соотносится с нашей идеологией. 
После общения с главой издательства было восстановлено прежнее название главы.
                *****
                Раздел
                Семьялогия.               
Представлены:
       *слагаемые семейного здоровья.
          * физическое - психическое - нравственное здоровье членов семьи.
               *душевная связь родителей с детьми
                *самочувствие детей – семейный мониторинг
                *почитание бабушек и дедушек. 
                *природа и животные в жизни детей.
                *
         *диалектика семейного благополучия.
*первая позиция: «удовлетворение либидо»
*вторая позиция: «утверждение родительского уклада»
*третья позиция: «андрогинное умиротворение супругов».
                *
          *взыровоопасные ПЕРИОДЫ состояния семьи.
  *2-3 года - первый период  - (почему?)
  *10-12 лет - второй период – (почему?)
  *20-22 года - третий период – (почему?)
                *
          *супружеское счастье андрогинное долголетия.
  *возрастное долголетие супругов – крепость их душевной привязи.
                *      
     *тайны феномена «женщина»
     *аnima-animus женской привлекательности
     *эротика -изюминка женского обаяния.
      *почему женщины на 10 лет дольше живут мужчин.
                ***
          Семьялогия – учение о достижении и упрочении семейного благополучия.

М. П.: Назовите первоисточник, который был  полезен для научной разработки  «семьялогии?

В.М.Ш.: В Вене в квартире-музее З. Фрейда на одной из книжных полок стоит книга «Psyhopatologie  das Alltaslebens».
    К сожалению, мне не приходилось эту книгу встретить в наших библиотеках и в ссылках отечественных психологов. Кстати, как и брошюру З. Фрейда «Kleine Beitrage zur Traumlehre».
    Просмотр названных работ З. Фрейда, а меня, прежде всего, заинтересовала первая книга, показал, что ее автор, представляя метаморфозы старческого возраста, обращает внимание на такую проблему пожилого возраста как психическая надломленность.
    Увы, но это факт, что многие глубоко пожилые люди испытывают патологию как психическая надломленность.
       Для решения этой проблемы обосновал такой феномен, как «андрогинное долголетие супругов» и обосновал возможности его достижения.
                *****
                Раздел.
                Менталитетология.
           Представлены  положения:
            *версии о природе менталитета:

            мозг и сердце человека – материальные производители
                интеллекта и души   
                *
            *концептуальные основы менталитетологии:

           интеллект воспроизводит рациональные мысли,
           душа воспроизводит иррациональные мысли.

   Совместная деятельность интеллекта и души – реальные механизмы  функционирования  менталитета.
    Вот почему Россию одним умом не понять.
                ***
             *виды менталитетного мышления:
                аналитическое, интуитивное, комбинированное
                ***
             *эффективные тренинги менталитетата
   Авторская апробация представленных в книге тренингов менталитета..
                ***
              *показатели профессионального мышления:
                базовые, конкретные, специфические
 
               *«менталитетные конструкты» – градиенты управленческого мышления.

               *«менталитетное пространство» и «менталитетная общность» социума -
               *негативные морально-психологические последствия недооценки
                представленных феноменов. 
                ***               
             Менталитетология – учение о механизмах человеческого мыслетворения.    
 
                *****
       М.П: Можете привести пример, как воспринимают менталитетологию представители не научной профессиональной деятельности.
       В.М.Ш. Положительную оценку и благодарность от правления предприятия получил мой трех-дневный семинар с топ-менеджерами « О АО АВТОВАЗ»  г. Тольятти по теме «Менталитетология-теоретико-прикладная основа управленческого мышления»      
                *****               
                Раздел.
                Гуманитарное достоинство россиян
     *уникальный человеческий капитал – государство образующий русский народ
     *«беспрецедентное цивилизованное достижение россиян – советский образ жизни
                *****
М.П.:  Жанр Вашей книги?.
В.М. Ш.: Научная публицистика.
                ***               
М.П.: Виктор Максимович: приведите примеры, какие ваши инновации для Вас особо значимы?
В.М.Ш.: Все пять представленных инновационных отраслей гуманитарного знания.
 Академик Д.М. Гвишиани, не зная меня лично, публично дал высокую оценку «Управленческой антропологии».
Учтите, что  академик Д.М. Гвишиани был признанным знатоком американского менеджмента.
                *
     В мировом океане научных знаний, например, не было такой отрасли гуманитарных наук как имиджелогия.
                *               
     Подобное следует сказать и об  ортобиотике.
                *
     В ином научном ракурсе, чем у психологов, позиционируется семьялогия.
     Введен в научный оборот феномен «андрогинное супружеское долголетие»
                *
     Психологи настоятельно утверждают, что мозг единственный орган мышления,
       игнорируя такой  механизм человеческого  мыслетворения
                как  душа.
                *
     Например,  феномен « мыслетворение» в моих статьях и книгах неоднократно
     замещали феноменом «мышление».

        Приходилось объяснять научным редакторам:
             * мышление – процесс человеческого познания и осознания,
             * мыслетворение – технология процесса человеческого познания и
                осознания.

         Принимая во внимание практическое значение технологии, мой научно-исследовательский интерес актуализирован на разработку технологии человеческого мышлении.         
        В итоге  была создана новая отрасль гуманитарного знания - менталитетология.
                *****
             NB.
         Научные-прикладные разработки, которые представлены в интервью,
    находятся в практическом обороте.
           Например:
*В ВАКе в советское время была научная специальность «Управленческая антропология» 
*Благодарность президента Совета общественных наук Министерства наук, технологии и окружающей среды Кубы Мигель Лимия Давид за создание отрасли гуманитарного знания «управленческая антропология».
*В московской «Педагогической академии последипломного образования» преподавались учебные предметы «имиджелогия», «ортобиотика», «семьялогия».
*В московском «Корпоративном университете развития образования» «ортобиотика», «имиджелогия», «семьялогия» являются  ведущими учебными дисциплинами. 
 *В РФ создана Академии имиджелогии.

                *****
М.П.:  Каков ваш девиз как ученого?
В.М.Ш.: Моим девизом   является «риторический шлягер» Д.И. Писарева:
           «Важное значение и достоинство науки состоит исключительно в той
            пользе, которую она приносит людям».
                *
           Буду откровенен, что мой междисциплинарный и научно-прикладной ракурс исследований, дал неожиданный результат: несмотря на большие  тиражи моих публикаций и при большем спросе на мои учебные занятия, публичные лекции и литературу,  являюсь мало цитируемым ученым.          
                *****
        В.М.Ш
               Благодарю за интервью

                и

                «lectori benevolo salute»
             (привет благосклонному читателю)
                .


               



 





               




               


Рецензии
Уважаемый Виктор Максимович, в небольшое по объёму интервью Вы щедро окунули читателя, а это- "айсберг" проблем, которыми Вы занимались большую часть своей жизни и научной деятельности.Поэтому сначала стоит разобраться, а КТО ОН ( она) ВАШ ЧИТАТЕЛЬ? Нужны ли ему эти темы?

( прочерк), не могу знать, кого интересует эти проблемы?
Словом, рыбак на рыбалке:
ЛОВИСЬ РЫБКА, БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ... И улов будет, примерно, таким...
Аудитория Проза.ру-большая и непредсказуемая!
Надо найти тех, кто Вам интересен, и кому Вы нужны?! А как?
Начну с себя. Я увидела в интервью-10-ки тем, актуальные проблемы и наброски.
Не ко всему о чём Вы пишите я подготовлена, ибо большинство касается государственной политики и проблем кадровой подготовки...
Мне, лично, было бы интересно побольше узнать о Лукьянове и "вождизме" тех лет...
Разобраться в их деятельности и дать ей оценку,чтобы не наступать на одни и те же грабли... ( Но кто помнить нынче Лукьянова?)
Поэтому большой потенциал, заложенный в статье, надо рассматривать по частям.
Всё представляет интерес! Но дозированный и с примерами КОНКРЕТНЫМИ!
Послушаем мнение других читателей...
С уважением.

Эмма Гусева   15.02.2025 10:35     Заявить о нарушении