Отрывок из записок защитника Ленинграда
...В декабре наш отдельный лыжный батальон был включен в состав 708-го стрелкового полка. Из траншей второй линии обороны мы вышли. Велась усиленная боевая подготовка.
Наступил 1943 год. В середине января стало известно, что ведется наступление в районе Синявинских болот с целью прорыва блокады и соединения с Волховским фронтом. 18 января дивизии Ленинградского и Волховского фронтов встретились. Наступило затишье. Дивизия продолжала боевую подготовку.
8 февраля нам зачитали боевой приказ о вступлении в бой. Нам противостоит испанская дивизия из добровольцев-франкистов. Мы получили НЗ и боекомплект. Глубокой ночью прибыли в траншеи переднего края и были рассредоточены по отведенным участкам. С рассветом началась атака. Испанцы вероятно знали, что им надо воевать с сибирскими частями. Когда мы приблизились к траншеям испанцев, они бросились бежать. Мы открыли огонь. Много испанцев погибли. К вечеру достигли населенного пункта, но с ходу его не взяли. Ночью населенный пункт был взят, преследование приостановилось. В немецком дзоте нашли карту Ленинграда, на которой был обозначен каждый дом. В двадцатых числах февраля достигли торфоразработок. Я нес коробки с пулеметными лентами. После взрыва снаряда два пулеметчика были убиты, а я контужен глыбой земли. Прошли торфоразработки, углубились в лес. Задача: форсировать реку Тоско. Перед нами были траншеи с проволочными заграждениями. Атака захлебнулась, нас осталось очень мало. Мы залегли в лощине. Пища доставлялась только ранним утром и поздним вечером. Самым трудным была погода: днем шел дождь, ночью был мороз. Во время атаки в правый бок ударила пуля. Я упал, как-будто в бок ударили хорошей дубиной. Ранения не было, но бок был в синяках. Пулю нашли около нательной рубашки. Были обморожены ноги.
28 февраля нас отвели в тыл. От батальона осталось менее 100 бойцов. Позже узнал, что здесь были бойцы из трех батальонов, а от нашего осталось 32 бойца, из нашей роты — 12 бойцов, в том числе два бойца из тех, которые выходили на огневой рубеж, а 10 бойцов были из пополнения во время боя. Мы вышли на пополнение. Мне снова приказали быть писарем роты. В конце марта мы прибыли в Ленинград. Здесь нас пополнили до штатного расписания. Направились в сторону Карельского перешейка, к финскому фронту. Остановились в рабочем поселке «Песочное» в казармах военного городка. Началась боевая подготовка. 20 июля выступили из лагеря.
Мост через Неву прошли благополучно. Наш батальон был направлен в район Синявинских торфоразработок.
22 июля был зачитан приказ о вступлении в бой за овладение Синявинскими высотами. К утру заняли исходные рубежи в траншеях на склоне высоты. До немецких траншей было всего лишь метров 80-100. В 4 часа утра залпом «катюш» была начата артподготовка.
Во время атаки был ранен командир роты. Атака захлебнулась. Не дали успеха и последующие атаки.. Вблизи нас разорвался снаряд. Два человека были убиты, я ранен осколком снаряда в коленный сустав правой ноги. Лицо и руки были иссечены песком. Я перевязал ногу, направился в перевязочный медицинский пункт, но он был разбит снарядом. Я взял палку и пошел по узкоколейке в тыл с еще одним бойцом. На полковом медпункте мне оказали помощь и направили в медсанбат. Лечился в госпитале в Ленинграде. На Ленинградском фронте воевал племянник Петр Михайлович Захаров, мы вели переписку. Через несколько дней он приехал ко мне в госпиталь. Это была первая в жизни встреча. Когда рана поджила, мне сделали операцию, удалили осколок от снаряда. Лечение прошло успешно.
Выздоравливающих направили в запасной полк в Токсово. В последующих числах сентября команду в 150 человек направили в действующую Армию, в 134-й гвардейский полк 45-1 гвардейской стрелковой дивизии. Дивизия в конце сентября без особых потерь взяла Синявинские высоты.
Шли полевые занятия. 14 января 1944 года мы выступили из Ленинграда в район исходного рубежа на Пулковскую высоту. В 9 часов 20 минут утра началась артподготовка. После артподготовки сигнал к атаке. К исходу первого дня завязался бой уже за вторую линию обороны.
Наш батальон понес большие потери. Бойцов перераспределили. Нас, 18 бойцов передали на пополнение противотанкового истребительного дивизиона. В мою обязанность входило помогать носить противотанковое ружье, носить сумку с патронами, во время боя подавать патроны заряжающему. Дивизион состоял из трех батарей трехорудийного состава и роты противотанковых ружей. С боями дошли до реки Нарвы. Бои продолжались.
В феврале 1944 года был принят кандидатом в члены ВКП(б). Дивизии была поставлена задача прорыва на финской границе для освобождения Выборга. Задача прорыва была выполнена. Дивизия отошла во второй эшелон до 30 августа. Финляндия вышла из
состояния войны. Получен приказ о передислокации, путь лежал на Псков. Рота ПТР сосредоточилась в 20 км севернее г. Тарту.
17 сентября солнечным утром началась артподготовка. Дивизия направлялась к речной переправе, переправились. Траншеи были разрушены, кто был в траншеях, погибли. Я пытался найти место свободное от осколков, чтобы поставить ногу и не нашел. Дивизия направилась к городу и порту Пярну. До Пярну мы не дошли — порт был освобожден.
Направились к Таллинну. К нашему подходу Таллинн был освобожден. Дивизион разместился километрах в 40 от Таллинна.
Утром 6 февраля 1945 года погрузились в эшелон и направились в сторону Шауляя. В Шауляе направление изменилось в сторону Либавы. Здесь мы узнали о капитуляции Германии.
Получили приказ двигаться в Ленинград, но эшелон нам не дали. Под Ленинград прибыли 7 июля. 8-го приводили себя в порядок. 9-го — парад войск Ленинградского фронта. Утром 9-го направились в центр Ленинграда. Наш дивизион остановился около Исаакиевского собора. По команде выехали на Дворцовую площадь. Парад принимал командующий фронтом маршал Говоров. После выхода с Дворцовой площади остановились в пригороде. На другой день зачитали приказ о моей демобилизации в числе еще 42х человек.
Я был обмундирован во все новое, получил две пары нательного белья.
Мы прибыли в запасной полк километрах в 20-ти от Ленинграда. Через несколько дней нас направили за Выборг. Недели 2-3 заготавливали сено для военной части. В полку нам выдали по 10 кг муки, по 900 рублей, часть сухого пайка, талоны на питание. Я получил 10 пар нательного белья.
2 августа наш эшелон направился в Сибирь.
На фото мой дед Захаров Илья Иванович, награжден медалью "За оборону Ленинграда"
Записки печатаются в сокращении, в них сохранён материал, представляющий интерес для потомков нашего семейства. В записках сохранена стилистика и орфография автора.
Свидетельство о публикации №225020201512
С теплом, Людмила.
Людмила Легчило 03.02.2025 11:16 Заявить о нарушении