Господь не ошибается! Лагерные хроники

      Из записей Марка Неснова)
               
                Но кто ударит тебя  в правую щеку,
                Обрати к нему и другую…
                От Матфея 5, 38-42


         Из всего многообразия философских истин и постулатов, которые нам оставил Христос, это предписание остаётся самым противоречивым и спорным на протяжении уже двух тысячелетий.
Как же так? А око за око? А зуб за зуб?
И как вообще жить на свете руководствуясь такой логикой?
Между тем этот постулат очень действенен, если его рассматривать несколько шире, чем просто мордобой.


Не думаю, что Иисус имел в виду холопское или просто трусливое отношение к  ударившему.
В данном случае рекомендовать ничего не имеет смысла, так как жертва и так не способна к сопротивлению.

Вряд ли Иисус рассматривал случай, когда тебя бьёт твоя любимая женщина за твою измену или бестактность. Тут нельзя отвечать по определению.

Видимо, Христос имел в виду людей, наделённых духовной силой и христианской моралью. А не рабской или жлобской психологией.

Наверное,некоторой иллюстрацией к этой заповеди мог бы послужить эпизод из
*Идиота* Достоевского, когда Ганя ударил князя Мышкина.
То, что Мышкин не ввязался в драку, а практически подставил другую щёку,
не только  не лишило князя достоинства, но и поставило Ганю вне общества, за что он дорого заплатил. Мышкин своим непротивлением ещё и заставил циничного Ганю страдать и стыдиться. Может быть впервые в жизни.

Более того,не отвечая на насмешки и обиды,слабый князь Мышкин каждому указывает на его место,оставляя их со своей совестью.

Иисус, полагаю, имел в виду, что не нужно давать обидевшему тебя, возможность найти себе оправдание в CВОИХ действиях.

А отступив, оставить его с проблемами в своей душе.
То есть заставить человека ЗАДУМАТЬСЯ в непривычной для него ситуации.

И не дать ему возможности найти СЕБЕ ОПРАВДАНИЕ.

То есть жертве нужно совершить ДУХОВНУЮ атаку. Если возможно такое вульгарное словосочетание.

Если уйти от примитивного (мордобойного) подхода к проблеме, то епископ Бьенвеню, отдав Жану Вальжану  к украденным ложкам ещё и подсвечники,  (вместо передачи его в полицию) впервые оставил его наедине со своей совестью.
Он лишил его возможности  найти оправдание своему поступку. Не было оправдания его подлости.
И это заставило героя*Отверженных* страдать и изменяться..

Всегда ли будет такой результат? Нет,конечно.

Но, если не показывать, какими надо быть людьми, то результата не будет  НИКОГДА.

Простые лобовые призывы и лозунги не работают вообще.

Пусть читатель сам попробует во время жестокого спора, вдруг (без оснований) признать правоту оппонента.
Вы увидите, как он растеряется, как обмякнет и будет стараться сделать Вам приятное. А ведь Вы подставили щёку для удара. Но рука сразу повиснет.
Проверялось много раз.

Есть прекрасное выражение: *Если женщина не права, нужно попросить у неё прощение*. А что это, как не вторая щека?
Ох! Как это работает! Сколько женщин было таким путём  обмануто!
И сколько пар сохранилось!


…Шепетовский гранитный карьер – это вам не известняковый карьер в котором Жан Вальжан совершал свои подвиги.
Героям Гюго не нужно было находиться целый день в сплошной пыли от работы отбойных молотков, которыми делались отверстия для последующего подрыва  крупных валунов, оставшихся после основного взрыва.
А это само по себе уже, мягко говоря, не очень сопутствует здоровью и хорошему настроению.
Особенно, если это длится пять-десять лет.
Я уже не говорю о дневной норме -  погрузить на автомашину три кубометра гранита, предварительно расколов его кувалдой до подъёмных размеров.
А  три куба - это около девяти тонн.
Вряд ли у героев Гюго была такая норма.
Дневная норма для наших декабристов была  два пуда железной руды с переноской на двести метров.
Тогда ещё не придумали вдохновляющий термин*Социалистическое соревнование*.
Как тогда кормили во Франции нам неведомо, а декабристы ели не хуже, чем их вольное окружение. О жалобах декабристов на еду нигде не упоминается.
На  Шепетовской же зоне кормили из рук вон плохо, как, впрочем, и во всей системе МВД брежневских времён.
Да и на воле не у многих граждан в те годы хватало нормальной еды.

Но русский человек привык мало полагаться на государство, а потому зэки
 каждого водителя, приехавшего грузиться в карьер, обязали привозить килограмм сала. Без этого не грузили. Жалобщикам прокалывали колёса.

Начальство с этим поделать ничего не могло, и только замполит повесил на рабочей зоне огромный плакат *ПОЗОР САЛОЕДАМ*.
Сало, вообще, в лагерях  Украины было запрещено.
Но аппетит этот плакат никому из сидельцев не портил.
К глупостям политотдела все давно привыкли.

Поскольку норма была  неподъёмная, а машин на всех для выполнения нормы всё равно не хватало, её выполняли только те (с помощью друзей), кому светила близкая льгота на досрочное освобождение.
Остальным же, чтобы не угодить в изолятор, достаточно было попасть в список, где была  одна отгруженная машина хотя бы на 10-15 человек.
Всех это, до поры до времени, устраивало.


Баптисты в лагере особая публика. Зэки на них смотрят как на чудаков, но не обижают.
Баптисты считаются *терпигорцами*, которых начальство без причины мучает. Работали они всегда с полной отдачей, что не мешало им периодически сидеть по изоляторам из-за идеологических разногласий с системой.
Все баптисты - люди исключительно порядочные и мужественные.

Однажды Коля Желтоногов – наглец, баламут и циник с дружками отгрузил заготовленный баптистами камень в свою машину, пока те ходили на обед.

Увидев, что камня меньше, чем они заготовили, их звеньевой Адам подошёл к Коле выяснять отношения.

Коля побожился, что это не он. И вообще он сегодня остался и без нормы и без сала.
Адам извинился и ушёл. А через пару часов принёс Коле полбулки хлеба и кусок сала с луковицей.

Воровство в лагере вещь запредельная, но камень у баптистов – это всё равно, что песок на Луне. Это вне лагерной жизни. Так, озорство, прикол.
Нехорошо, но права качать никто не будет. А баптисты народ бессловесный в лагерных делах. Чудаки, одним словом.

Однако Коля чувствовал себя неловко. В таких ситуациях он не бывал.
Его энергия и наглость провалились в пустоту.

А тут ещё во время игры в карты, партнёр ему высказал, что он убогих обижает. Хорошему хлопцу такое делать *западлО*.
Вроде и не наехал, а нехорошо.
И другие не одобрили. Да ещё и сало припомнили.
Получалось,что Коля сдешевил. И ему было очень неуютно.

Коля пошёл к  Адаму и отдал  талончик на машину, который водитель отдаёт взамен погруженного камня. Извинился. Сказал, что пошутил.
А Адам вместо обиды стал его успокаивать и утешать, отчего Коле было ещё
 больше *не в жилу*.

Уж не знаю, что там в душе у Коли произошло, но после этого случая вести себя он стал серьёзно и сдержанно. Это был уже не балагур и баламут, а ответственный и путёвый хлопец, каким раньше его не знали.

Наверное, Иисус был всё-таки прав


Рецензии
В текстах, читаемых наряду с Евангелием, есть место, подходящие к описанному эпизоду почти дословно: ─ «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья». (Послание к Римлянам. 12:20)
Это место, наряду с «левой щекой» ─ одно из самых спорных в Писании. В «Толкованиях» сказано, что горящие уголья ─ это муки совести, которые врагу будут больнее твоей мести. Но практика показывает, что, если подставить трамвайному хаму другую щёку, ─ он «в кайф» врежет тебе и по ней, и никаких угольев на голове не ощутит. В этом случае более уместно было бы ─ хуком слева по корпусу и апперкотом справа в челюсть. Чтобы не повадно было.

Есть ещё вариант: ─ получить и по левой, утереть сопли и оставаться в сознании своей верности Евангельским заветам. Это будет ─ твой выбор. Но Святые Отцы предупреждают, что здесь можно впасть в прелесть гордыни по поводу своего смирения.

Тут ещё надо учесть следующее: предложенным приёмом ты оградишь от хамства и возможного насилия окружающих. Доброе дело совершишь, как призывает христианская Церковь. Но и здесь угрожает прелесть того же толка, по поводу «доброделания ради ближних своих».

Какой же выход из этой «вилки»? На этот вопрос Церковь отвечает, что свалить хама надо, но не по гневу и мести, и не ради правого и доброго дела, а ─ «Христа ради». Тогда ─ «всё путём». Но не очень понятно.

По поводу эпизода.
Думаю, что дело вот в чём: Апостол Павел писал свои письма для христианских общин, т. е. ─ для «своих». И «враги», о которых речь, ─ тоже «из своих», с тем же мироощущением, с теми же понятиями. И тогда понятно, что в таких взаимоотношениях можно ожидать этой реакции. Вот, как у Достоевского в "Идиоте".
И в описанном эпизоде зэки в бригаде были всё-таки «свои», поэтому всё было так, как сказано. Не берусь предполагать, как бы складывались обстоятельства, если бы, (условно), бригада была бы составлена из смеси «политических» с «урками». Впрочем, что я могу знать о лагерной жизни?

Марк Олдворчун   31.03.2025 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо,Марк!
С Вами всегда интересно!
Не болейте!

Яков Капустин   01.04.2025 05:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.