К 4. Глава 22 Фараон
Одним из самых важных институтов был царский сан и статус, который возник «в процессе развитие божественных свойств правителей». Это становится ясно из титулов царей, которые и до первой династии носили «имена Гора». К концу первой династии правитель получал пять имен, известных как «пятичастная царская титулатура»: это имя Гора, имя «двух женщин» (небти), золотое имя Гора, тронное имя (несу-бит) и имя, данное при рождении, — именно это последнее чаще всего употреблялось как отличительное, индивидуальное имя.
Некоторые из этих имен подчеркивали царское достоинство правителя, а другие акцентировали его роль как главы Египта. Например, тронное имя могло означать «Тот, кто есть осока и пчела», поскольку осока служила символом Верхнего Египта, а пчела — Нижнего. Аналогично, «две женщины» (небти) — богиня-стервятник Нехбет и богиня-кобра Уаджет — представляли соответственно Верхний и Нижний Египет. Стервятник и кобра (урей) также присутствовали на головном уборе фараонов объединенного Египта, так называемой «двойной короне» (пшент), составленной из венцов Верхнего и Нижнего Египта. И хотя в «пятичастной царской титулатуре» не упоминались лотос и папирус, они тоже были обычными иконографическими символами двух Египтов.
При дворе владыки Египта устанавливался сложный этикет, за соблюдением которого следили множество специальных чиновников. Для каждой потребности царя имелся специальный придворный. Например:
1) «Смотритель ларца с косметикой, ведающий искусством косметики к удовлетворению своего владыки»;
2) «Смотритель косметического карандаша, ведающий искусством макияжа, для удовлетворения своего владыки»;
3) «Носитель царских сандалий, ведающий всем, что касается царских сандалий, к удовлетворению своего владыки».
И подобные должности можно перечислять еще очень и очень долго. Само их существование — явное свидетельство особого отношения в обществе к особе фараона. Каждый такой чиновник получал изрядное содержание из государственной казны.
Фараоны содержали также большой гарем, в котором любимая жена считалась официальной царицей, и её сын был наследником престола. Другие жены тоже рожали своему повелителю детей. Сыновья получали прибыльные должности и богатые поместья, а дочери — выгодных мужей, которыми зачастую были их братья. Такая политика привела к тому, что могущественные вельможи, окружавшие царя, были связаны с ним узами кровного родства.
Как уже говорилось, фараон служил связующим звеном между небесным и земным царствами и отвечал за поддержание «маат», божественного порядка вселенной. Следовательно, сила и богатство царя отражали здоровье и счастье его царства и подданных, что стимулировало сосредоточение власти в его руках, получавшее отражение в строительстве великих храмов, гробниц и памятников. За долгие годы правления фараон подтверждал свои величие и божественность на празднике «сед», традиционно проводившемся на тридцатый, юбилейный год царствования. Этот праздник отмечался уже при фараоне первой династии по имени Ден — кого первым изобразили в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта.
Классическое определение «хеб-седа», которое можно встретить во многих публикациях с незначительными изменениями, гласит, что это праздник, посвящен возрождению царских сил и подтверждению божественного происхождения правителя, что, в свою очередь, свидетельствует о его праве на трон. Во всех современных исследованиях по египтологии, затрагивающих вопросы, связанные с царским юбилеем, упоминается гипотеза, выдвинутая в начале века знаменитым английским археологом. По его мнению, в доисторический век египтяне, подобно многим другим народам, через определенные промежутки времени убивали своих царей-жрецов, чтобы дать возможность молодому царю, находящемуся в расцвете сил, поддерживать царство в состоянии процветания. Позднее физическое уничтожение было заменено обрядом «убийства» и «возрождения» правителя, который состоял из нескольких этапов:
1) Торжественный вынос культовой статуи божества.
2) Посещение фараоном молельни и жертвоприношение.
3) Торжественное шествие, в котором принимали участие фараон, приближенные и жрецы.
4) Ритуальный бег фараона, символизирующий его силу и приближение к божеству.
Во время церемонии божеству приносили жертвы, чтобы получить благословение и благополучие. Также божество просили сделать землю плодородной. Богатый урожай в год хеб-седа считался явным доказательством крепости сил фараона и его права на власть. В церемонию входили символическое убийство царя и возведение ложной гробницы — кенотафа. Основной задачей хеб-седа было обновление сил фараона через смерть и последующее возрождение.
В недавних работах была высказана гипотеза о том, что ритуальный бег фараона — центральное событие юбилея — представлял собой ритуализированную форму охоты вождя племени. Об этом свидетельствует тот факт, что на всех известных изображениях хеб-седного бега фараон одет в короткую юбку с прикрепленным сзади хвостом, который являлся частью одежды охотника. К ней также относился чехол для пениса, одевавшийся фараоном во время бега — он скрывал его от злобного взгляда, убиваемого во время охоты, животного. Кроме того, на всех изображениях праздника торжественную процессию возглавляет жрец, несущий штандарт с изображением Упу-ата. В священном животном угадывается ритуализированный образ охотничьей собаки, что объясняет важную ролью, которую это животное играло у охотничьих племен. Ритуальная охота проходила в поросшей тростником зоне нильской долины, где дольше всего задерживается вода после разлива. Ее смысл заключался в том, чтобы продемонстрировать силу и ловкость молодого претендента на верховную власть в племени, его умение добывать мясную пищу, от обилия которой зависело благополучие общества охотников.
Однако через одно поколение, то есть через 30 лет, эта сила исчерпывалась, и новый молодой вождь должен был занять место во главе племени как первый охотник. Его предшественник тайно «превращался» в «Великого Белого павиана», который жил в святилище мертвых. Это тайное событие первоначально не имело ритуального выражения, а лишь охота получала его в виде царского бега. Однако позднее ритуализировалось и тайное «исчезновение» «старого» правителя. Оно воплотилось в погребении царской статуи накануне хеб-седа, после чего царь продолжал править как молодой и полный сил наследник самого себя.
В последнее время в работах египтологов была предпринята попытка реконструировать ритуал царского юбилея. Поскольку источники по этому празднику дошли до нас в фрагментарном виде и относятся к разным эпохам, ученым пришлось пойти на ряд неизбежных условностей. В частности, реконструированный ими ритуал представляет собой некую идеальную, вневременную модель празднования царского юбилея. По их мнению, праздник состоял из следующих шести основных ритуальных действ:
1) Начало праздника. Царь вместе с царицей покидает дворец. Впереди процессии несут штандарты «спутников Хора».
2) Ритуальное сидение на ложе с львиными головами. Царь приближается к ложу с львиными головами и садится на него.
3) Коронация и воздаяние почестей. Царя венчают коронами Верхнего и Нижнего Египта. Затем он принимает знаки почитания со стороны подданных.
4) Посещение святилищ богов и хеб-седный бег. Фараон пробегает между двумя столбами, символизирующими границы царства, доказывая свою способность править и символически возрождая физические силы и духовную энергию.
а) Верхнеегипетский хеб-седный бег: Царь посещает святилища верхнеегипетских богов и осуществляет верхнеегипетский хеб-седный бег, следуя за штандартом Упуата.
б) Нижнегипетский хеб-седный бег: Царь посещает святилища нижнеегипетских богов, в частности святилище быка Аписа, который его сопровождает во время нижнеегипетского хеб-седного бега.
5) Осмотр скота и принесение жертв богам. Перед сидящим на троне в хеб-седном павильоне фараоном прогоняют скот, который затем, вместе с другими дарами, преподносится:
а) Богам Верхнего Египта:
б) Богам Нижнего Египта:
6) Ритуальное сидение царя на носилках.
а) Верхнеегипетские носилки: Царь восседает на верхнеегипетских носилках, в его руке — скипетр. Он посещает верхнеегипетский культовый центр Нехен (в реальности — святилища богов Верхнего Египта), где приносит жертвы своим предкам; затем он выпускает четыре стрелы по сторонам света. Ему при этом помогают Гор и Сет.
б) Нижнегипетские носилки: Царь восседает на нижнеегипетских носилках. Он посещает культовый центр Нижнего Египта Пе (святилища богов Нижнего Египта), где также совершает ритуал стрельбы из лука.
Согласно реконструкции, первым и основополагающим ритуальным действом, которое происходило во время царского юбилея (не считая торжественного выхода из дворца), было сидение на ложе с львиными головами. В этот момент царь представал в образе Камутефа, «быка своей матери», и соединялся с материнским божеством, олицетворяемым ложем с львиными головами. В результате происходило самозачатие и повторное рождение царя, что давало ему новую жизненную силу для продолжения правления. Это ритуальное действо было главным таинством праздника.
Другим выражением идеи самозачатия, происходившего во время хеб-седа, было появление царя, сидящего на носилках и держащего скипетр. Носилки символизировали царскую супругу, а голова животного, увенчивающая скипетр, являлась символом не только царственности, но и половой силы Сета. После самозачатия через священный брак следовало подтверждение богами Верхнего и Нижнего Египта прав фараона быть властителем страны и ритуальный бег, демонстрировавший его обновленную силу.
Однако, по мнению других учёных, предложенная интерпретация действа как ритуального самозачатия ошибочна. Очевидно, что в продолжение всего действа царь попеременно обращался лицом к югу, северу, западу и востоку. При этом два божества, ассоциировавшиеся с той или иной частью света, стояли, возложив руки на его чело, тем самым благословляя данную ему власть.
Завершалось всё процессией жрецов, несущих штандарты богов, и вельмож. Во время действа происходило «целование земли» вельможами, придворными и князьями Верхнего и Нижнего Египта. Весь круг действ, связанных с ритуальным возрождением, очевидно, обладал высокой степенью сакральности, не допускавшей присутствия большого числа участников и, тем более, не посвященных в таинство зрителей.
Свидетельство о публикации №225020200893