Микеланджело из Огонька
Фрагмент очерка для второй книги «Удивительные – рядом!»
В этом году известному российскому живописцу Евгению Барскому исполняется семьдесят пять!
Он уникальный художник ещё и потому, что извержения вулканов писал с натуры. При первой возможности, часто на последние деньги, отправлялся в сейсмоопасные места планеты. Для вулканологов Камчатки Евгений Савельевич вообще свой человек.
А ещё он удивительный рассказчик!
Кстати, про «последние деньги» сказано не для красного словца. Подтверждением тому история, записанная мной 6 мая 2019 года.
- После двух месяцев работы на пароксизмальном – внезапном, сильном - извержении вулкана я устал до чертиков и засобирался домой. Билет от Петропавловска-Камчатского до Петербурга стоил 180 рублей… Нет! Девяносто четвертый год – в девяносто четвертом другие деньги были: то ли тысячи, то ли миллионы. В общем, сумма требовалась немалая, а у меня ни копейки! Не провернув халтуру – не улететь!
Друг мой Сергей Черепанов договорился с местным коллекционером произведений искусства, что я напишу картину на заказ, он мне за нее заплатит, и у меня будут деньги на билет.
- Что бы вы хотели видеть на полотне? – спрашиваю коллекционера в звании полковника Российской Армии.
- Напишите мне Вилючинскую бухту. На картине обязательно должен быть Вилючинский вулкан. Обязательно – «Три брата». (Это такие большие скалы, вертикально выступающие из воды у входа в бухту, метрах в трехстах от берега - символ Авачинского залива). И чтобы вода была – как у Айвазовского! – отдавал команды полковник. – И чтобы на переднем плане солнце играло с волной и просвечивало через волну! И камушки на берегу чтобы были выписаны! Каждый камушек!
- Как скажете.
- Это не все. Главное: все должно быть – как у майора Петрова.
Я растерялся:
- У какого майора Петрова?
Полковник указал пальцем на картину на стене. Пейзаж майора Петрова был примитивен и безвкусен; я бы даже сказал: отвратителен до ужаса. Это был такой жуткий дилетантизм, что я понял: с главной задачей мне не справиться.
- Извините, товарищ полковник, - говорю, - но так, как майор Петров, я не смогу.
- Ах, не сможешь! Ну тогда вообще ничего не надо! – сказал, как отрезал, камчатский «искусствовед не в штатском», а в военном мундире.
Сергей договорился с управляющим строительной компанией, что для ее интерьеров я напишу две большие пейзажные акварели с местными березками. Березы на Камчатке очень необычные: стволы – корявые, береста – лохмотьями. Есть что писать.
Я постарался быть реалистом.
Приехала женщина забирать работы. В райцентр Елизово – там находилась строительная компания – мы поехали вместе, в кузове бортовой машины. Спрашиваю у попутчицы:
- Вам нравится то, что я сделал?
- Нет, не нравится, – честно отвечает.
Ну, думаю, и на этот раз не видать мне денег на обратный билет. Из чистого любопытства, как человек, поднаторевший в общении с людьми далекими от изобразительного искусства, интересуюсь:
- А что вам нравится?
- Как, что? Микеланджело.
- А где вы могли видеть его работы?
- Как, где?! В журнале «Огонек»…
Приехали в Елизово. Управляющий компанией глянул на мои камчатские березки, кивнул и сказал:
- Нормально.
И послал меня в кассу – получать гонорар, которого хватило на билет до Петербурга…
Свидетельство о публикации №225020301061