Благотворящий бедному дает взаймы богу?
Особое значение для понимания сути этого духовного воздаяния имеет сказанное в Притчах Соломоновых: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17). Неточность синодального перевода второй части сказанного: и Он воздаст ему ЗА БЛАГОДЕЯНИЕ его, делает понимание этого выражения буквальным и тем самым содержит соблазн - творите добрые дела и ЗА ЭТО Бог воздаст вам! Но Бог - Любовь дает людям не ЗА ЧТО-ТО, а всегда дает только ДАРОМ по любви Своей! И задача человека состоит не в том чтобы «вымолить» у Него дар, а в том, чтобы стать способным принять у Него этот дар!
Такой взгляд «работника за мзду», к сожалению часто встречающийся в литературе и устных проповедях в корне НЕ ВЕРЕН! Попробуем в этом разобраться. Сразу заметим, поскольку для Бога ни в чем нет недостатка, это выражение никак не может быть понято в обычном общепринятом смысле. Возьмем церковнославянский перевод: «Ми;луяй ни;ща взаи;мъ дае;тъ богови, по дая;нiю же его; возда;стся ему;». Буквально это: милующий нищего взаймы дает Богу, по даянию же его воздастся ему. То есть милующему этот долг, не просто возвратится, и не самим нищим, но воздастся ему Богом по даянию его! Но что является этим долгом? И как вообще возможно дать Богу взаймы, когда вся вселенная, все сотворенное Им итак принадлежит Ему?
Что имеет человек, когда сами его тело, таланты и способности ему самому в ДОЛГ даны Господом! Т.е. человек ДОЛЖЕН распорядиться этим согласно Его воле. Поэтому всякая благотворительность есть лишь исполнение человеком Его воли и сама она никак не может стать долгом и возвратом. Стать долгом может только то, что человек, правильно использовав полученное в долг у Господа, сможет дать Ему уже как СВОЙ полученный им результат. Принести то, что действительно принадлежит уже самому человеку! Что это такое нам разъясняет притча Господня о талантах (Мф.25:14-30).
Известно, что Бог - не по силам креста не дает. По силам каждого человека Богом даны ему таланты, поэтому их количество и не имеет значения. Важно только одно - чтобы каждый талант был использован им по прямому своему назначению и все приобретенное на него, вполне соответствовало ему. И тогда имевшему пять талантов и имевшему только два таланта ответ Господа будет одинаков: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Но опять же - и сами таланты, как и все на них приобретенное так же получено взаймы и не принадлежат самому человеку, а потому просто возвращены Господу….
Что же тогда приобрел в этом служении человек себе, что он может дать «взаймы Богу» и потом по этому даянию воздастся ему? А это то, за что он получил от Бога похвалу - НАМЕРЕНИЕ в своем делании! Именно в нем отражалось состояние его души и отношение самого человека к Господу. А все приобретенное на таланты и уже итак принадлежащее Господу лишь свидетельствовало об этом. Совсем другое состояние души и отношение к Господу отразилось в намерении человека зарывшего талант в землю. И об этом свидетельствовал сам результат его служения. И не за его дерзкие слова, а именно за НАМЕРЕНИЕ был наказан раб, зарывший полученный им талант в землю и затем без пользы возвративший его же своему Господину. Так что же должен возвратить человеку Бог, а точнее что Им «по даянию же его воздастся» каждому человеку?
Как известно во всяком совершенном человеком деле главное состоит не в самом содеянном, а в его намерении. Мы знаем, что внешне абсолютно одинаковые действия могут иметь под собой абсолютно разные намерения, которые человек и принесет Богу. Именно они выражают полное истинное состояние его души и составляют тот самый долг или даяние человека, по которому ему же и воздастся Богом! Итак, посмотрим какие могут быть намерения в творимых человеком благодеяниях, которые «благотворящий бедному дает взаймы Богу»:
• Лицемерное фарисейское тщеславие, требующее благодарности от бедного и хвалебного признания окружающих.
• Корыстный умысел получения налоговых или иных выгод для собственного предприятия.
• Преодолевший скупость страх «наказания Божьего» за свое не милосердие к бедным.
• Надежду на воздаяние Бога здоровьем и всякими благами за милосердие к бедным.
• Успокоение совести упрекающей за избыточное благополучие.
• Жалость и сострадание к бедным часто намного большие чем само благодеяние.
И «по даянию же его воздастся ему»!
Истинное намерение человека в совершаемой благотворительности и есть его даяние Богу! И Бог возвратит этот долг «по даянию же его» и по Своей милости воздаст так, как достоин этого благотворящий и как возможно это будет для него самого! Человека обмануть можно, можно даже обмануть самого себя, но не Бога. И сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7-8). Поэтому Господь наставляет, говоря: «и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк.6:35). Так заповедает Господь нам поступать, не ожидая ничего для себя выгодного, но имея намерение быть ближним другим людям. Ведь именно намерение, а не сами дела: благотворительность, хождения в Храм, молитвы, посты и все т.п. отражает реальное состояние нашей души и наше отношение к Богу!
Только доброе дело, совершенное с истинным намерением любви будет для нас полезным и спасительным. Сотни же «добрых» дел совершенных с хитрым и лукавым намерением - пойдут только нам во вред! Но именно их нам больше хочется делать в угоду нашим страстям. Поэтому крайне важно всем нам вникнуть в это и понять главную - спасительную или погибельную для нас роль нашего истинного душевного намерения во всяком нашем делании. Потому что самим безусловным законом любви - только тому кто имеет доброе спасительное намерение - «тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4:25).
Свидетельство о публикации №225020301422