Благотворящий бедному дает взаймы богу?

Среди разных образов любви приводимых Господом ученикам имеется и такой: «всякому, просящему у тебя, дай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк.6:30). И тут сразу возникает вопрос, как же тогда: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6:38). Откуда же оно появится и будет, если - «от взявшего твое не требуй назад»? Здесь нет никакого противоречия! Это образное выражение самого главного духовного воздаяния милостью Божией благодатно подаваемого самому дающему.

Особое значение для понимания сути этого духовного воздаяния имеет сказанное в Притчах Соломоновых: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17). Неточность синодального перевода второй части сказанного: и Он воздаст ему ЗА БЛАГОДЕЯНИЕ его, делает понимание этого выражения буквальным и тем самым содержит соблазн - творите добрые дела и ЗА ЭТО Бог воздаст вам! Но Бог - Любовь дает людям не ЗА ЧТО-ТО, а всегда дает только ДАРОМ по любви Своей! И задача человека состоит не в том чтобы «вымолить» у Него дар, а в том, чтобы стать способным принять у Него этот дар!

Такой взгляд «работника за мзду», к сожалению часто встречающийся в литературе и устных проповедях в корне НЕ ВЕРЕН! Попробуем в этом разобраться. Сразу заметим, поскольку для Бога ни в чем нет недостатка, это выражение никак не может быть понято в обычном общепринятом смысле. Возьмем церковнославянский перевод: «Ми;луяй ни;ща взаи;мъ дае;тъ богови, по дая;нiю же его; возда;стся ему;». Буквально это: милующий нищего взаймы дает Богу, по даянию же его воздастся ему. То есть милующему этот долг, не просто возвратится, и не самим нищим, но воздастся ему Богом по даянию его! Но что является этим долгом? И как вообще возможно дать Богу взаймы, когда вся вселенная, все сотворенное Им итак принадлежит Ему?

Что имеет человек, когда сами его тело, таланты и способности ему самому в ДОЛГ даны Господом! Т.е. человек ДОЛЖЕН распорядиться этим согласно Его воле. Поэтому всякая благотворительность есть лишь исполнение человеком Его воли и сама она никак не может стать долгом и возвратом. Стать долгом может только то, что человек, правильно использовав полученное в долг у Господа, сможет дать Ему уже как СВОЙ полученный им результат. Принести то, что действительно принадлежит уже самому человеку! Что это такое нам разъясняет притча Господня о талантах (Мф.25:14-30).

Известно, что Бог - не по силам креста не дает. По силам каждого человека Богом даны ему таланты, поэтому их количество и не имеет значения. Важно только одно - чтобы каждый талант был использован им по прямому своему назначению и все приобретенное на него, вполне соответствовало ему. И тогда имевшему пять талантов и имевшему только два таланта ответ Господа будет одинаков: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Но опять же - и сами таланты, как и все на них приобретенное так же получено взаймы и не принадлежат самому человеку, а потому просто возвращены Господу….

Что же тогда приобрел в этом служении человек себе, что он может дать «взаймы Богу» и потом по этому даянию воздастся ему? А это то, за что он получил от Бога похвалу - НАМЕРЕНИЕ в своем делании! Именно в нем отражалось состояние его души и отношение самого человека к Господу. А все приобретенное на таланты и уже итак принадлежащее Господу лишь свидетельствовало об этом. Совсем другое состояние души и отношение к Господу отразилось в намерении человека зарывшего талант в землю. И об этом свидетельствовал сам результат его служения. И не за его дерзкие слова, а именно за НАМЕРЕНИЕ был наказан раб, зарывший полученный им талант в землю и затем без пользы возвративший его же своему Господину. Так что же должен возвратить человеку Бог, а точнее что Им «по даянию же его воздастся» каждому человеку?

Как известно во всяком совершенном человеком деле главное состоит не в самом содеянном, а в его намерении. Мы знаем, что внешне абсолютно одинаковые действия могут иметь под собой абсолютно разные намерения, которые человек и принесет Богу. Именно они выражают полное истинное состояние его души и составляют тот самый долг или даяние человека, по которому ему же и воздастся Богом! Итак, посмотрим какие могут быть намерения в творимых человеком благодеяниях, которые «благотворящий бедному дает взаймы Богу»:

• Лицемерное фарисейское тщеславие, требующее благодарности от бедного и хвалебного признания окружающих.
• Корыстный умысел получения налоговых или иных выгод для собственного предприятия.
• Преодолевший скупость страх «наказания Божьего» за свое не милосердие к бедным.
• Надежду на воздаяние Бога здоровьем и всякими благами за милосердие к бедным.
• Успокоение совести упрекающей за избыточное благополучие.
• Жалость и сострадание к бедным часто намного большие чем само благодеяние.
И «по даянию же его воздастся ему»!

Истинное намерение человека в совершаемой благотворительности и есть его даяние Богу! И Бог возвратит этот долг «по даянию же его» и по Своей милости воздаст так, как достоин этого благотворящий и как возможно это будет для него самого! Человека обмануть можно, можно даже обмануть самого себя, но не Бога. И сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7-8). Поэтому Господь наставляет, говоря: «и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк.6:35). Так заповедает Господь нам поступать, не ожидая ничего для себя выгодного, но имея намерение быть ближним другим людям. Ведь именно намерение, а не сами дела: благотворительность, хождения в Храм, молитвы, посты и все т.п. отражает реальное состояние нашей души и наше отношение к Богу!

Только доброе дело, совершенное с истинным намерением любви будет для нас полезным и спасительным. Сотни же «добрых» дел совершенных с хитрым и лукавым намерением - пойдут только нам во вред! Но именно их нам больше хочется делать в угоду нашим страстям. Поэтому крайне важно всем нам вникнуть в это и понять главную - спасительную или погибельную для нас роль нашего истинного душевного намерения во всяком нашем делании. Потому что самим безусловным законом любви - только тому кто имеет доброе спасительное намерение - «тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк.4:25).   


Рецензии