О противовоздушной оборона Москвы в Измайлово в 40

   С конца 40-х годов, когда мне не было и 5 лет, помню вздыбленные к небу зенитные пушки невдалеке о теперешней станции метро Партизанская, а вернее в метрах 200 к востоку. Позже это подразделение ликвидировали, но земляные позиции и окопы еще некоторое время оставались. Приходилось там полазить. Так же оставались мачты с натянутыми тросиками. К ним крепились модели самолетов и использовались для тренировки наводчиков орудий.
   Уже в 2000-е годы, интересуясь краеведением Измайлово и Москвы, узнал следующие интересные факты.
   Для противовоздушной обороны Москвы развертывалась сеть аэростатов заграждений, наполненных процентов на 70 водородом, остальное воздухом. Они с помощью тросов, прикрепленных к лебедкам, поднимались на высоту др 3 километров.
   Иногда использовались тандемы, это когда к первому аэростату прикреплялся второй, и он поднимался уже на 5 км.
   Для обороны Москвы поднималось более 160 подобных средств. В самый критический момент обороны столицы  команды обслуживания стали пополняться девушками во главе с мужчинами сержантами или старшинами. Аэростаты были опутаны веревками, за которые их и перемещали по земле к месту подъема.
   Известен такой случай, когда из-за сильного порыва ветра не удалось удержать аэростат, и он вознесся в небо. Но старший по группе, он же материально ответственный, не отпустил веревку и последовал за аэростатом. Ветер дул в западном направлении, а солдат по веревке стал ползти к спусковому клапану. Ему это удалось, газ стал выходить, и наш герой, к счастью, оказался на наших позициях.
   Всего аварию потерпели 7 немецких самолетов, немного, но им приходилось подниматься выше системы заграждений, а это снижало точность бомбометания.
   Погибали и наши самолеты. Так из района Ногинска в 1942 году вылетел бомбардировщик ТБ-3 для атаки немецких позиций под Смоленском. Самолет должен был обогнуть столицу, но штурман допустил ошибку, и ТБ-3 задел трос одного из аэростатов и рухнул в районе Народного проспекта в Измайлово. Из восьми членов экипажа, использовав парашюты, спаслось только двое - второй пилот и стрелок.
Следует сказать, что наши зенитки сбивали и аэростаты, и их количество  превысило 100 штук.

 
 


Рецензии