Притчи мастера Кихара Даичи

1. Наши мысли - это не мы

В японских сказаниях говорят: когда ветер проносится сквозь бамбуковую рощу, каждый стебель склоняется, но остается собой. Так и наши мысли — лишь ветер, пролетающий сквозь сад сознания. Мы же — тот безмолвный садовник, что стоит у ворот и наблюдает, как осенние листья мыслей кружатся и опадают, и который не пытается поймать их или удержать. В этой вечной переменчивой игре мудрость приходит не от количества мыслей, что мы собрали, а от глубины тишины, в которой мы научились пребывать. Подобно тому, как луна не цепляется за отражения в озере, наше истинное "я" не привязано к мыслям, похожим на слабую рябь или сильные волны по поверхности сознания. Мы — та самая тишина между волнами, то пространство между вдохом и выдохом, где живёт бесконечность. Мы - простой наблюдатель, который отпускает мысли, чтобы не попасть в их ловушку.



2. 100 шагов или кит в глубине

Древние японские сказители говорят: когда лисица-кицунэ меняет облик, она ждет самого темного часа ночи, когда даже луна прячет свой любопытный взгляд.

Можно ли представить себе замершего в неподвижности кита?
Если кит ныряет на глубину, то может показаться, что он исчез и, где-то спрятавшись, замер под водой, а его движение прекратилось. На самом деле далеко в пучине в это время движение продолжается. В непроницаемой тьме глубин, где колоссальное давление сжимает каждую клетку его исполинского тела, кит движется с той особой грацией, которую дарит лишь его абсолютная мощь. Замедлив биение сердца до нескольких ударов в минуту, перенаправив драгоценную кровь к жизненно важным органам, кит позволяет тысяче мускулов работать в древней гармонии анаэробного метаболизма. Каждое движение, внимательно выверенное миллионами лет эволюции, безупречно, пока это величественное создание скользит сквозь холодную бездну, храня в себе тайну своего одинокого погружения.

Так и мы, подобно киту в бездонной глубине, совершаем свои самые важные превращения вдали от чужих глаз. Маленькие шаги среди толпы — словно капли дождя в океане, они растворяются в общем потоке, не оставляя следа. Но сто шагов в одиночестве — это маленькое путешествие, это незримая работа души, подобная той, что совершает кит, когда в полном молчании пересекает темные воды. И однажды утром мир заметит: ты уже не тот, кем был вчера, словно бумажный фонарик внезапно превратился в звезду.


3. Там, где рождается свобода или безмолвная мелодия орла

Древние говорят, что когда Небо хочет напомнить Земле о свободе, оно посылает орла. В бескрайней синеве, где воздух становится таким разреженным, что даже мысли обретают кристальную чистоту, парит великий хищник. Его крылья, раскинутые словно врата в иной мир, не рассекают воздух - они сливаются с ним в единой медитации полета. Здесь, на границе между землей и небом, орел становится самим воплощением ветра.

Его взгляд, зоркий и острый как клинок самурая, подобен солнечному лучу, пронзающему толщу облаков. Как разворачивающийся свиток древней карты, под его взором открывается необъятная панорама жизни, которая охватывает целые долины и горные хребты, но в этом взоре нет жадности или суеты. Он видит мир таким, каков он есть: текучим узором света и тени, священным потоком жизни и смерти, где каждая травинка внизу - часть великого целого. Время здесь течет иначе: между взмахами крыльев могут пройти минуты, наполненные безмолвной мудростью.

Скользя в воздушном океане, каждое перо его тела становится живым компасом, чутко улавливающим малейшие изменения потока. Длинные маховые перья на концах крыльев трепещут и подстраиваются, словно тончайшие антенны, считывающие сигналы ветра. Когда восходящий поток воздуха касается его перьев на теле, орел чувствует это всем существом - как мы ощущаем прикосновение к коже. Его шея плавно изгибается, позволяя голове оставаться неподвижной среди воздушных течений и не теряя сосредоточенности, а глаза, защищенные специальной перепонкой от режущего ветра, непрерывно сканируют пространство, замечая малейшее движение в радиусе нескольких километров. Хвост, раскрытый веером, играет роль живого руля, который малейшими движениями корректирует курс. Достаточно легкого скоординированного наклона нескольких перьев, чтобы изменить направление полета. В этом священном единстве с ветром каждая частица его тела знает свое предназначение, а каждое перо поет свою ноту в безмолвной мелодии полета.

В этой высоте орел находит ту истину, которую люди ищут в древних свитках: подлинная свобода приходит не от борьбы с потоком жизни, а от умения стать этим потоком. Когда воздушные течения поднимают его ещё выше, он не сопротивляется - он доверяет, понимая этот беззвучный язык ветра. Когда воздушные течения опускают его, он принимает это с той же безмятежностью. В этом единении с небом он обретает то, что мудрецы называют просветлением - абсолютное присутствие в моменте, где нет ни прошлого, ни будущего, только бесконечная гармония между землей и небом.


4. Дорога туда, где ты еще не был  или как научиться летать, потеряв все

Когда нечего терять, идти вперед — это как ехать на велосипеде без тормозов: страшно, но зато ветер в лицо. Велосипед — это твой верный конь. Ты скачешь вперед, как рыцарь без доспехов, без меча и, честно говоря, без седла, потому что сиденье отвалилось, когда ты упал. А если есть что терять, то, двигаясь вперед, ты все равно все потеряешь. Сначала воду, потом карту, потом веру в человечество. Может быть ты обрадуешься, когда увидишь, что ближайший подъем — это гора, а не холм? Но, черт возьми, ты продолжишь ехать, потому что назад — это к началу пути, а там тебя ждет только твоя лень, которая уже шепчет: "Ну что, сдался?"

Если тебе действительно нечего терять, то впереди только одно — дорога. Ну, или пропасть, но это уже мелочи и детали. Главное — идти! А если есть что терять, то, стоя на месте, ты рано или поздно все потеряешь. И вот тогда, поздравляю, ты снова в игре! Это как играть в шахматы с жизнью: сначала теряешь пешки, потом ферзя, а потом понимаешь, что играешь в шашки, и все это время доска была перевернута. Но, черт возьми, ты все равно идешь вперед, потому что назад — это к началу, а там тебя ждет только твоя старая жизнь, которая уже сидит на диване, ест чипсы и смотрит сериал. Ты же не хочешь к ней? Возможно она даже не помнит, как тебя зовут! А впереди — дорога. Или пропасть. Или дорога, которая ведет в пропасть. Но, это все равно лучше, чем стоять на месте. Потому что стоять на месте — это как пытаться выиграть в лотерею, не покупая билет. Или как пытаться похудеть, заказывая двойной бургер. Так что вперед! Даже если впереди ждет только обрыв, ты хотя бы узнаешь, каково это — летать.


Рецензии