Вы любите Театр?
Почему я часто выступаю адвокатом Иноземцевых? Сама не знаю. Впору и мне на консультацию к психологу записываться. Но дело в том, что моя Ахиллесова пята - верить в людей вопреки. Даже в тех, в которых уже мало кто верит. Верить в то, что они могут выбраться из самых запутанных, самых невозвратных ситуаций. Могут выйти на Свет из самой непроглядной тьмы.
Со школы я очень люблю пьесы Александра Николаевича Островского. Пересмотрела все (и не по одному разу) в нашем Малом театре. Конечно, все читала. Иногда перечитываю и до сих пор. Не похвальбы ради, а во свидетели беру себе нашего любимого классика. Островский тоже верил в людей. И что бы тогда не говорили нам на уроках литературы о том, как и кого писатель осуждал и высмеивал, я никогда в это не верила. Он любил своих героев, иначе они не были бы настолько живыми, настолько характерными.И людей он любил не лицемерно.
Моя любовь к творчеству Александра Николаевича началась со Снегурочки. Ну, девочкой была совсем маленькой, что с нее взять? А дальше, уже в школе, нам объясняли, что классики – это те особые люди, чьи произведения не устаревают спустя столетия. Островский именно такой. В его пьесах любого литературного героя можно переместить в наше время. И, если бы сегодня он описывал реальность, Иноземцевы у него стояли бы в первых рядах. А чем Николай Шаблов не Иноземцев? Переселился в двадцать первый век. Возможно, живет даже с нами по соседству, ездит в трамваях и метро, гуляет по Тверской. И Беркутов тут, никуда не пропал, не растворился во времени, вот же он: руководит холдингом. И выезд свой имеет. Правда, в марках дорогих машин я не сильна. Просто напишу так: у богатых выезд побогаче, у среднего класса – поскромнее, есть и «безлашадные». И Кабанихи часто сидят на лавочках у подъездов, и Карандышевы мечтательно листают глянцевые журналы, и волки продолжают гоняться за овцами…
Только вот театр после девяностых стал как-то странно меняться и, мне думается, не всегда в лучшую сторону. Сегодняшние молодые люди не знают великих актеров прошлого, людей с глубокой внутренней культурой. Им ничего не скажут имена Царева, Тарасовой, Грибова, Стриженова, Яншина, Плятта… Это на их талантливых спинах, трудами их одаренных душ переместились герои классиков в наше время… А потом как-то потерялись в результате «великих» режиссерских экспериментов. Сегодняшним молодым не с кем сравнивать то, что они видят в театре сейчас. Кто-то недобрый решил отучать наших детей искать и находить глубину в душах человеческих, заменив драматургию на комиксы (утрирую, конечно, но совсем немного). А мы позволили это с ними проделать. И потому не нам их судить. Дети похожи на то время, которое взрослые для них сотворили. Которое натворили…
Дай, Бог, нам всем очнуться, выздороветь и прозреть. Дай, Бог, вернуться к исконным ценностям, к русской драматургии, к глубокому прочтению классиков, добавляя тот новый опыт, который мы приобрели столь дорогой ценой.
Театр… Как бы сохранить тебя? Те золотые крохи, которые еще остались внутри?
ВЛАДИМИР ЭТУШ как-то сказал: «Сейчас, к сожалению, театр сильно изменился. Он отошёл от тех заветов, которые мы слышали от Станиславского. Разрешено всё! Вполне возможно, что на определённом этапе мы можем остаться вообще без театра. Зато потом начнётся процесс возвращения к основам. Опомнятся люди. Дойдут до какого-то тупика — и опомнятся. Но до этого надо дожить!»
Очень хочется дожить. Очень.
Свидетельство о публикации №225020301572