Почему чеченцы были недовольны имамом Шамилем
Самая главная причина недовольства чеченцами имамом Шамилем была в том, что он озвучил желание сделать своего сына наследным имамом Чечни и Дагестана.
Это то и стало причиной падения его имамата.
Чеченцы иногда приглашали, как временных "менеджеров" или арбитров князей, с очень ограниченными правами, но наследственное княжение над собой категорически не принимали из-за очень сильных антифеодальных настроений. Это чем-то напоминало приглашение Новгородской республикой князей, которых потом очень легко изгоняли свободолюбивые новгородцы. В Дагестане антифеодальные настроения всегда были слабее, чем в Чечне, и поэтому реакция на такое заявление Шамиля была в Дагестане более слабой, там (в Дагестане) был ещё жив институт райятов, что видно и по нынешним оценкам этих исторических событий позапрошлого века.
Барятинский прямо признавал, что крепость Шатой, и даже Харачой, русские получили не в результате боёв, но только из-за того, что чеченцы сами изгнали сторонников Шамиля и пригласили русских, из-за того, что Шамиль заявил о желании передать своему сыну власть над Чечней и Дагестаном.
Я ничего плохого не хочу сказать о Шамиле, но споры между чеченцами и дагестанцами, по поводу Шамиля и причин его неприятия значительной частью чеченцев, идут уже больше ста лет. В конце концов Шамиль продолжал исповедовать Ислам, и даже смог отправиться в Хадж т.е. он не вышел из Ислама, остался верен Ему, а это гораздо важнее любых других шагов.
В Чечне всегда уважали и уважают настоящего героя аварца Хаджи-Мурата, хотя он несколько раз переходил от одной стороны к другой во время Кавказской войны. Кроме того, Хаджи-Мурат никогда не стремился к личной диктатуре, что тоже отличает его в лучшую сторону.
Среди сподвижников Пророка были те, кто перешёл из лагеря противников Ислама к сторонникам Ислама. Сам по себе переход не есть всегда предательство, ведь мнения людей со временем могут меняться, такова жизнь. Об этом и говорит Толстой в Хаджи-Мурате. Так, что не сам переход Главная причина недовольства и в случае с Шамилем.
Мы об этом уже писали, как и об оценке Шамиля Толстым в его замечательной повести "Хадж-Мурат", но споры по этому поводу идут в Сети до сих пор.
Кроме того, установка в соседних республиках памятников в виде бюстов Шамилю и Сталину противоречит не только Исламу, но и даже Второй заповеди из десяти данных через пророка Моисея (Мусу а.с.), а это имеет место быть и сегодня, что недопустимо для сторонников чистого монотеизма во всех Авраамических конфессиях.
В отношении Шамиля и особенно Сталина, кто бы их как не уважал, эти памятники не просто куски гипса с различной облицовкой, но форма возведения в культ этих личностей, что недопустимо даже по меркам решений съездов КПСС.
КПСС осознавала в отличие от обывателей и современных популистов, что культ личности вещь вредная.
При Брежневе на 9 мая никто с портретами Сталина по Москве не ходил, и это было очень правильно.
В допетровской Руси, кстати, памятники в виде скульптур тоже были под запретом из-за религиозных соображений монтеистического характера.
Требования Ислама как последовательного Монотеизма важнее культа почитания святых и отцов некоторых народов. Может быть об этом забыли наши некоторые соседи.
Об этой Второй заповеди в очень многих странах давно уже позабыли, но кто-то должен напоминать об этих элементарных вещах, если кто-то ещё принимает религиозные заповеди как нечто серьезное.
Свидетельство о публикации №225020301597
Неслучайно у Мусы (а.с.) это была Вторая после Единобожия заповедь из десяти Заповедей
Мачигов Альберт 21.08.2025 07:38 Заявить о нарушении