О сути религии
Пример: недавно я слышал по радио (США) историю, рассказанную женщиной – участницей вторжения в Ирак. В Ираке она служила в снабженческом конвое и была ранена. Колонны машин с грузами для армии часто останавливали партизаны, уничтожая и людей, и машины. Перед очередным выездом командир их колонны получил директиву: «В связи с тем, что партизаны начали использовать детей для остановки конвоя, сажая их на проезжую часть, не останавливаться ни в коем случае». Другими словами, первая машина должна была давить детей, но в ней за рулём должен был ехать живой человек и, в данном случае, её друг. Он пришёл к ней вечером перед выездом: плакал и говорил, что остановит машину. Он понимал, что если остановится – погибнут его друзья, но задавить ребёнка должен был именно он. Его душа категорически отказывала ему в разрешении на этот поступок. В тот вечер он заранее просил у неё прощения.
Вот именно в душе человека государственные интересы наталкиваются на чувство личной ответственности (на совесть). На мой взгляд, очевидное существование именно этого чувства, превышающего страх наказания и даже смерти, а не суеверие лежит в основе любой религии. Именно это чувство даёт человеку намёк на существование Всевышнего и порождает религиозное благоговение. Суеверие вторично. Древние говорили: «Timor dei initum sapientae» (Страх Божий – начало премудрости). Суеверный ужас - не основа, а стимул к движению (см. К. Юнг «Письмо к Юджину М.Э. Рольфу» от 19.11.60).
На практике разделение векторов очевидно: государству важно сохранить большинство, а религия настаивает на возможности только личного спасения («Спаси себя и хватит с тебя»). Оба института очень важны, но государство - скорее порождение «князя мира сего». Интересно, что когда государство почти уничтожает религию (например, в СССР), то оно вынуждено «навешивать» на себя некоторые религиозные атрибуты: появляются, например, «бессмертные» герои («Ленин и теперь живее всех живых») и их святилища (мавзолей); и эти атрибуты государственную власть облагораживают. Попытки же религиозных институтов взять на себя государственную власть приводят к осквернению самой сути религии, поскольку она начинает жертвовать единицами своих приверженцев ради счастья их большинства. Например, взрывы смертников, уносящие без разбора жизни и "правоверных", и "нечестивых", религиозные лидеры объясняют тем, что неверных погибает неизмеримо больше, что противоречит Корану, категорически запрещающему убийство мусульманином даже одного мусульманина.
(Обсуждение в ЖЖ: http://val000.livejournal.com/30534.html )
Свидетельство о публикации №225020301601
Я далека от мысли приписывать государству защиту интересов большинства, даже если это декларируется. В индивидуальном плане государственный человек, считаю, безо всякой мысли, а скорее всего пьян :)
Мост Будущее 03.02.2025 20:21 Заявить о нарушении
Валерий Аллин 03.02.2025 22:35 Заявить о нарушении
Внешнее- любимые слова знакомого психиатра: мало ли кто как галлюцинирует. Мож, гос-во ему кажется отцом вдобавок поднебесным, ладно. Мне совсем непонятно, откуда с другой стороны берётся явная неадекватность вроде всепоглощающей любви к власти. Какой-то фенОмен здесь точно есть - есть примеры фанатиков. Не умею поставить себя на их место, вот как Вы Ленина. Ими движет страх? Или и они перепутывают что-то согласно Юнгу, как внешние?
Или то вездесущие микробы согласно Супотницкому, и в имперских канцеляриях циркулирует патогенный грибок, и передаётся визитами дипломатов (вроде кордицепса, который программирует поведение муравьёв). Тогда Ленин гриб согласно Курёхину?
Мост Будущее 04.02.2025 14:31 Заявить о нарушении
Валерий Аллин 04.02.2025 17:54 Заявить о нарушении