Патриотичный общепит из Записок 16 часть
Знаете, что меня больше всего бесит в современном телевидении? Подозреваю, что не меня одного. Это реклама. Сейчас без неё телевидению никуда. Говорят, оно держится на деньгах тех, кто заказывает рекламу своих товаров или услуг. Большую часть времени мой телевизор выключен. Я его включаю только утром, днём и вечером, чтобы посмотреть новостные блоки, как там мир живёт и что в нём происходит. Фильмы я смотрю в основном старые, и не только советские. Хочется, чтобы после просмотра фильма, что-то в душе и сердце осталось. Современные фильмы можно за редким-редким исключением смотреть. Ещё люблю смотреть передачи о животных, о путешествиях, об интересных местах на нашей планете. Но и некоторые передачи по разнообразной технике – гражданской и военной.
Я сейчас не о своих телевизионных предпочтениях, а о том, что, включая «телеящик» хоть на небольшое время, ты неизменно становишься жертвой телерекламы. Тебе постоянно хотят что-то «втюхать». Ну, стараются банкиры, ночами не спят, всё думают, как вам предложить деньги. Популярные артисты, пересаливают лицом, как говорится, задушевно рассказывая, что тот или иной банк желает принять вас в свои объятия, путём выдачи кредитов, чтобы вы всегда помнили о нём, как о любимой тёще.
Рекламируют вся и всё. Лекарства, услуги, лотерею, колбасу, бытовую технику и так далее. Ну, естественно и еду. Так называемый – «фаст-фуд». Я проверял, некоторые источники пишут это слово, как одно, а некоторые, через дефис. «Фастфуд», дословно – быстрое питание или быстрая еда. То есть то, что можно, не заморачиваясь, быстро взять, оплатить и съесть. Или тут же, на месте, или на ходу. Ну, кому как нравится, или какие обстоятельства сложились на момент поглощения пищи.
Ну, и кто у нас сейчас лидер по количеству рекламы на единицу времени телевещания? Я имею в виду тот же фастфуд. Правильно – «вкусно – и точка». Названия блюд, что они предлагают, у всех на слуху. Эти бигмаки, чизбургеры, вопперы. Реклама красочная. Молодые люди, с небывалым аппетитом, широко раскрыв рот, вгрызаются в ту еду, что они только что приобрели. И на лице небывалое выражение наслаждения. Вот, оно – то самое!!! Наверное, альпинист, на вершине горы, покорённой им, стоит с менее гордым видом, чем поглотитель фастфуда. А что сделаешь, товар надо продать!
Знаете, я специально поинтересовался историей развития этих заведений американского общепита. Всё началось в Калифорнии, в 1940-ом году. Братья Макдональды – Ричард (Дик) и Морис (Мак) придумали эти свои заведения. Естественно, как принято в Америке, они думали не как прокормить страждущих (это попутно), но и как разбогатеть. Но дела у них шли не очень. На жизнь хватало, но особо бизнес не развивался. Пока, лет через десять, к ним не подключился Рэй Крок. Он и создал ту, всемирную марку, которую теперь знают все – «Mc Donald;s System Inc». Поменяли всю суть заведений. Кухня превращается в заводской конвейер, который на постоянной основе создаёт один и тот же набор еды. Официантов убрали (самообслуживание), клиент сам подходит к кассе, делает заказ, получает его и идёт к столикам. Потом, к этому предприятию, в начале шестидесятых, подключился экономист, Гарри Соннеборн. Он помог, при помощи некоторых махинаций с земляными участками, получить кредиты в банках. И дело пошло на лад. У братьев Макдональдов выкупили весь этот бизнес за неплохие деньги. И весь мир теперь знает этот логотип – жёлтую букву М на красном фоне. Кто интересуется историей компании, всё это может прочитать в интернете.
Была только одна часть мира, где не знали, что такое закусочная «Макдональдс». Это Россия. И вот, наконец, свершилось. 31 января 1990 года в Москве открылся первый ресторан (громко сказано, но пусть будет ресторан) Mc Donald;s. На Пушкинской площади, по адресу: ул. Большая Бронная, 29. На открытие, как говорится, собрались и стар, и млад. Сначала думали, что придёт немного народа, но собралась длинная очередь в пять тысяч человек. Так, по крайней мере, утверждает всезнающий Гугл. Журналисты выказывали прогнозы, мол, устоит ли новая фирма против советского общепита. Устояла. Как утверждают, по всей России, за определённое время открылось до 850 закусочных этой марки. В день открытия первого заведения, судя по фотографиям, очередь была много больше, чем в Мавзолей, к Ленину.
Одна восторженная либеральная журналистка, жаль, забыл её имя, но оно есть в интернете, взахлёб восторгалась: «Наконец-то! Свершилось! И мы, в России, почувствовали глоток свободы! Знаменитый Бигмак приобщил нас к семье цивилизованных народов!». Во как! Ни больше, ни меньше.
Прошли годы. И вот, мы узнаём, что 14 марта 2022 года, грубо говоря, почти через три недели после начала СВО, все заведения этой фирмы в России закрылись. Не переживайте, дорогие мои. После всех неурядиц, смены некоторых менеджеров, организационных реформ, появления нового названия и сокращения некоторого числа заведений, американский общепит всё-таки остался на нашей земле. И теперь вы всегда можете видеть на экранах телевизоров его новое название: «Вкусно - и точка». Даже оставили в логотипе узнаваемую букву «М», две косые палочки и точка внизу слева. Вам за день сотню раз напомнят это словосочетание «Вкусно – и точка», чтобы вы, не дай бог, не забыли. И наши молодые люди по прежнему, работают в этих заведениях, и наш народ так же продолжает вкушать пищу в них же.
Я сейчас не берусь рассуждать, как распределились финансовые потоки от всей этой кулинарной деятельности. В чьих конкретно карманах оседает прибыль, кто является главным бенифициаром. Я даже не хочу ничего сказать о вкусовых качествах, полезности данного фастфуда. Да и как я могу об этом судить, если почти за двадцать два года существования этих «Макдональдсов» на нашей земле, не удосужился осчастливить их своим посещением, как и «Вкусно - и точка» впоследствии. Вот представляете, такой себе кулинарный антагонист со всем американским. Скажу даже более страшную вещь – ни разу не пробовал пиццу, шаурму/шаверму и суши. И, представляете, до сих пор жив, не помер с голоду, и даже прибавил в весе. Но это только потому, что меня жена хорошо кормит, и с возрастом несколько изменилась в организме скорость обмена веществ. Вот ходит такой дядечка в возрасте 65 лет, весом за 105 килограммов и радуется жизни.
Вот только не подумайте, что я осуждаю всех, кто посещает вышеперечисленные мною заведения и ест всё, что в них подают. Да ради бога, ходите, куда хочется и ешьте всё, что вам нравится. Тем более что сейчас такой выбор, особенно в крупных городах. Там, «Пиццерия», там «Суши-бар», там «Вкусно – и точка» и кругом киоски с шавермой/шаурмой.
Правда, время от времени в прессе, в интернете, по телевидению всплывает информация, что в разных местах народ отравился, то суши, то шаурмой. Как уж всё это там, на местах, и из каких продуктов, а главное, кто это всё готовит, тоже всплывает информация. Я несколько раз, как увидел кадры видео в интернете, матюкнулся про себя. Но мне по барабану, я всё равно туда не хожу, и это не ем.
Я хочу сказать о другом. Умеют другие народы преподнести свою национальную кухню, блюда этой кухни. Так сказать, показать товар лицом. Все знают, что когда-то давно королева Маргарита зашла со свитой перекусить, и мастер-кулинар подал ей пиццу, украшенную продуктами в цветах итальянского флага – белый, красный, зелёный. Всё это так понравилось королеве, что она восхитилась шефом, поблагодарила его, а он назвал эту пиццу «Маргарита», в честь королевы. Итальянцы умеют свою пасту преподнести в лучшем виде всему миру, стоит только посмотреть хоть одну из кулинарных передач об итальянской кухне. И так поступает весь мир. Ах - японские суши, ах – фондю, ах – суп буйабес и так далее.
Я прочитал замечательные строки Александра Анатольевича Ширвиндта. Цитату дословно не привожу, но смысл запомнил. Достаёт бедный крестьянин закаменевший кусок сыра, что осталось, опускает его в кипящее вино, потом туда макает кусочек сухого хлеба. Вот и фондю. Французский рыбак, после того, как вернулся с моря с каким-никаким уловом, продал, что смог, а из остальной мелкой рыбёшки, которую никто не купил, варит себе этот буйабес. Японский рыбак, промокший до нитки в своей лодчонке посреди волн, тонко срезает ломтики сырой рыбы, оборачивает их сваренным рисом, достав из мешочка и водорослями, потом макает в острый соус и всё это употребляет в пищу. Это и есть суши. Как говорит Ширвиндт, все эти лягушачьи лапки и виноградные улитки в еду, это «кухня голода», когда ничего другого сожрать, просто нет. На Руси в худые времена, засухи и недорода, тоже голодали. И лебеду ели, но лягушек не трогали. Я сейчас не о питании людей в скудные годы в деревнях и посёлках России, а всё о том же фастфуде. Той еде, что можно купить на улице, в трактире, на базаре, и тут же съесть.
Доводилось читать исторические материалы, книги того же Вильяма Похлёбкина, «Москва и москвичи» Гиляровского, где упоминается, что и как ели люди на Руси, в России, в различные исторические периоды. Я не беру в расчёт рассказы Антона Павловича Чехова или описания застолий у Николая Васильевича Гоголя. Это всё питание в спокойных домашних условиях, не торопясь, со вкусом, смыслом и с расстановкой. Даже у Ильфа и Петрова есть смачное описание в «Двенадцати стульях», о том, что послал бог «голубому воришке Альхену», заведующему дома престарелых на стол, во время визита Остапа Бендера. Ведь чем-то же питались люди на улицах городов и посёлков России, СССР, в разные периоды, как до революции, так и после неё. В нормальные периоды, когда в стране не война и не разруха. Питались. Я читал, что в предвоенный период, ещё до Великой Отечественной, нарком Анастас Иванович Микоян ездил в ту же Америку, посмотреть, чем народ кормят, перенять опыт. А ведь было это ещё до 1940-го года, когда в Америке появились первые заведения братьев Макдональдов. Из Америки Микоян привёз опыт создания фабрик-кухонь. Были такие в СССР, ещё до войны. Все знают выражение «микояновские котлеты». Видимо какой-то опыт в этой области тоже почерпнул Анастас Иванович в Америке.
Но я не беру столь давние времена. Я хочу сказать о том, что застал и видел своими глазами во времена своего детства, юности и в молодые годы. Раз я стал лётчиком, и много работал в разных местах (командировки, перегонки, учёба и переучивание), то неизбежно довелось побывать во многих больших и малых городах СССР, а потом и России. Москва, Ленинград, Таллин, Рига, Вильнюс, Тбилиси, Киев, Харьков, Кременчуг, Днепропетровск, Свердловск, Пермь, Тюмень, Омск, Новосибирск, Сургут, Салехард, Сыктывкар и та же Печора, где я живу столько лет. Ну вы же сами понимаете, что приходилось прибегать к услугам того же общепита. Голодный много не наработаешь, не полетаешь и не поучишься. Я сейчас не говорю о хороших, дорогих ресторанах и кафе с большим выбором блюд, со всеми этими посиделками за столом, занимающими длительное время, с официантами, принимающими заказ и выполняющими его. Я говорю о других заведениях, где зашёл с улицы, заказал, сам принёс за столик и съел. Иногда, это даже не столик со стульями, а такие высокие стойки, возле которых можно только стоять. Я имею в виду все эти «Пельменные», «Вареничные», «Сосисочные», «Чебуречные», «Пирожковые», всевозможные «Кулинарии», где можно было не только заказать, но и тут же получить еду и съесть. Приносишь себе порцию горячих настоящих сосисок, а на столе уже стоит горчичка и соль. Если пельмени принёс с маслом или сметаной (как заказал), то на столе и соль, и перец, и уксус. А в «Пирожковой» можно взять порцию горячих, с пылу, с жару, золотистых пирожков с ливером и чашку горячего бульона. Уж не говорю о «Чебуречных», где горячие огненные чебуреки доставляют такое наслаждение, что не передать. Ещё сам себе говоришь: «Саня, не жадничай, чебуреки большие, много не бери, а то не съешь!». Всё это было на самом деле.
Я понимаю, что чебурек или пирожок сделать технологически сложнее, чем тот же бигмак, но как легко мы отступили, убрав с наших улиц и площадей ту еду, к которой привыкли с детства, и перешли на питание в основном по американским стандартам. Когда-то я прочёл в книге Тома Клэнси (ярого антисоветчика) «Игры патриотов», как доктор Райан лежит в английской больнице, подстреленный террористом. Доктор смог помешать покушению на семью наследника престола. И вот, офицер ФБР, проведывающий раненого доктора Райана, приносит ему в палату бигмак, картофель фри и кока-колу в стаканчике. И говорит с улыбкой: «Я понимаю, что в этой Англии нормальной еды не найдёшь, так я решил вас порадовать НАСТОЯЩЕЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЕДОЙ!».
Кстати, об американской настоящей еде. Прочитал научную статью, как один американский экспериментатор решил поставить опыт на себе, питаясь, какой-то срок (не помню, то ли два месяца, то ли три) только теми «блюдами», что можно заказать в Макдональдсе. Парень чётко следил за своими параметрами. Вес, давление, содержание холестерина и сахара в крови, и прочее-прочее. К концу эксперимента всё поползло в худшую сторону. Он набрал вес, появилась одышка, хоть он и не менял привычного образа жизни. Только еда из американской «харчевни».
Вы обратили внимание, как выглядят американцы на экране? Не в голливудских фильмах, где они такие поджарые, подвижные, подтянутые, спортивные. А реально, в выпусках новостей и репортажах с улиц. Недаром, у них сейчас появилось выражение – «бодипозитивный». А на самом деле толстяки или толстухи, чьё тело выпирает из любой одежды. У них даже полицейские и военные попадаются, похожие на пончики. А Пентагон ввёл специальную программу по борьбе с ожирением среди личного состава армии и флота.
Мне сколько раз попадались цветные фотографии наших людей времён СССР, годы этак шестидесятые-семидесятые. Люди сняты на улицах городов в летнее время или на набережных и пляжах южных курортов – Сочи, Анапы, Ялты и других. И под этими фото, шутливая подпись: «Найди жирного?». А действительно, не попадаются такие, если только человек уже в возрасте, да и то видно, что он ширококостный, но даже близко не приближается к тем, кого сейчас в Америке называют «бодипозитивными».
Я ведь по наивности думал, что когда сменили вывеску «Макдональдс» на «Вкусно – и точка», то возможно вернутся в эти заведения наши привычные блюда. Пирожки с чаем, пельмени, вареники, сосиски и прочее. Ан, нет. Сменилась только вывеска, а курс остался прежним, американским. Всё тот же бигмак, который можно откусить, только если у тебя рот, как у Гарика (Бульдога) Харламова, который рекламирует всё и вся по телевизору. Вы посмотрите внимательно на рекламу «Вкусно – и точка», как широко открывают рот герои роликов. Это же не рот, а грейферный ковш.
Я не говорю, что наша кухня должна широко шагать по всему миру, как это сделали «Макдональдсы» или KFC. Какой там мир, если мы у себя в стране не смогли отстоять то, что у нас было испокон веку.
Сейчас уже мало путешествую. Только раз в год вместе с женой, едем в Крым, в Ялту. Туда и обратно, через Москву. А чего делать, ведь нет прямого поезда «Воркута-Симферополь», идущего через Печору. Я надеялся, но, увы. Поезда нет. Мурманск-Симферополь – есть, из Петербурга есть, не говоря уже о Москве, из Сибири поезда ходят, с Урала. А из Коми – нет. Так вот, бывая в Москве, мы с женой ходим (в промежутке между поездами) в кафе «Русская кухня» на Казанском вокзале, где мы останавливаемся в гостинице. Заказываем нашу сборную московскую солянку и жаркое в горшочках. И никакой шаурмы/шавермы, бигмаков или суши. Из принципа. Повторяю, я никому не указываю, что ему есть и как. Нравится, ешьте, хоть червячков, тем более Европа сейчас выходит на эту «прогрессивную» стезю. Коров убивают, чтобы они не пукали, повышая содержание CO2 в атмосфере, зато производят и покупают, как не в себя автомобили, выбрасывающих в атмосферу столько всякой гадости, что коровам ещё пукать и пукать. Ну что возьмёшь с «человека разумного».
А я лучше буду есть то, к чему привык с детства. Как говорится, «щи да каша – пища наша». Приятного аппетита, будьте здоровы!
Свидетельство о публикации №225020301618
Иван Варгатый 31.05.2025 20:55 Заявить о нарушении