Происхождение этнонимов Зихи, Адыгэ
и латинском языках, татары и
турки зовут их «черкасами», а
сами они называют себя — «адига».
Джорджо Интериано
Языки развиваются естественным образом со временем под влиянием, социальных, политических и культурных факторов. Изменения языка включают такие процессы, как: расширение словарного запаса; фонетические изменения; грамматические изменения; социальные факторы; исчезновение и создание языков.
Соответственно, при установлении первоначального значения слова, нужно опираться на некоторые, дошедшие до нас, исторические сведения.
Итак, значения этнонимов Зихи, Адыги.
Зихи
Выдержка из Большой советской энциклопедии:
«Зихи, зиги (по-грузински — джики), древнее племенное объединение северо-западного Кавказа. Впервые названы Страбоном (1 в. до н. э.). Зихи локализовались в приморских нагорных районах от современного Новороссийска до Гагры. Занимались земледелием, скотоводством и морским разбоем; были основными поставщиками рабов для боспорских городов. На рубеже 8—9 вв. «Зихия», возглавляемая вождями, была довольно значительной страной. Последнее упоминание Зихии относится к 15 в. Зихи явились одним из основных компонентов в этногенезе абхазов и адыгского этнического массива народов северо-западного Кавказа.»
Выдержка из свободной википедии:
«Зи;хи, Зиги, Зики, Зикхи, Чиги, Чики, Джихи (др.-греч. ;;;;;, Zygo;, груз. ;;;;;; джикеби) — древнегреческие, латинские и грузинские названия для адыгских (черкесских) племенных объединений Зихии на северо-западе Кавказа, использовавшееся с периода классической античности по период позднего средневековья. Зихи явились одним из основных компонентов в этногенезе современных адыгов и абхазов».
Первое упоминание зихов сделал Страбон в I в. до н. э., в своём труде «География», книга XI, глава II:
- пункт 12: «После Синдской области и Горгипии, что на море, следует побережье ахейцев, зигов и гениохов, лишенное большей частью гаваней и гористое, так как оно является частью Кавказа…»
- пункт 13: «…Управляют ими так называемые «скептухи», а эти последние сами подвластны тиранам и царям. Так, например, у гениохов было 4 царя в то время, когда Митридат Евпатор, изгнанный из страны своих предков в Боспор, шел через их землю…».
Одно из последних упоминаний этого этнонима относится к XV веку. Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Джорджо Интериано в своей книге «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на простонародном греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», а сами они называют себя — «адига».
Проживавшие, а северо-западном Кавказе предки адыгов, известные с I тыс. д.н.э., под собирательным названием меотов, включали в себя такие племена, как: синды, керкеты, ахеи, гениохи, саниги, зихи, псессы, фатеи, тарпиты, досхи, дандарии, искоматы др. В VI в. д.н.э. образовалось древнеадыгское государство Синдика, вошедшее в IV в. д.н.э. в Боспорское царство.
Итак, известны племена, жившие на северо-западном Кавказе в I тысячелетии до н.э. Именно в это время на Кавказе, появляются греки. В 6 веке до н.э., с Малоазийского побережья Эгейского моря, в основном, из города Милет, волны греческих переселенцев оседают в Крыму и на черноморском побережье Северного Кавказа. Причина, побудившая греков отправиться в далекие края, заключалась, естественно, в торговых интересах.
Греки поселились на восточной части Крымского полуострова и на Таманском полуострове. На последнем возникают города Фанагория (современный поселок Сенной), Гермонасса (современная станица Тамань), Горгиппия (Анапа), Кепы, Синдик и другие.
Торговые взаимоотношения между греками и меотами были, довольно, интенсивными. От греков меотам уходили вино, ювелирные изделия, посуда и предметы быта. Обратно получали зерно, меха, рыбу и рабов. В начале IV в. до н. э. произошло резкое увеличение поставок вина и оливкового масла. Это было результатом создания территориальной державы Спартокидов (Боспорское царство), начала их экономической и политической экспансии в Синдике и активизации торговых связей Боспора с Афинами. На протяжении всего IV в. до н. э., торговля была интенсивной: в обмен на обильный греческий импорт, основную часть которого составляли вино, а также в некоторой степени оливковое масло, меоты поставляли в большом количестве продукты сельского хозяйства, рыбу.
Естественно, греки, прибыв на Кавказ, захотели узнать подробнее о проживающих здесь племенах. Выше, указаны племена, населявшие побережье: синды, керкеты, ахеи, гениохи, саниги, зихи, псессы, фатеи, тарпиты, досхи, дандарии, искоматы др. Однако, общность уклада жизни, культуры, нравов у древнеадыгских племен была столь велика, что греческие авторы не всегда могли провести точные территориальные и этнические границы между одной адыгской группой и другой.
На вопрос греков, допустим, синдам:
- А, какое племя живет рядом с вами?
Те отвечали:
- Гениохи, но они зихи.
- А, псессы, досхи, тарпиты?
- Они тоже зихи.
Почему греки стали называть все племена адыгов Зихами?
Вот, теперь, мы подошли вплотную в расшифровке этнонима «Зихи».
Принято считать, что зихи по-адыгски — это «одноморцы». Термин переводится как «зы» — один, а «хы» — море.
С позиции современного адыгского языка, вполне логичное название. Живут вдоль побережья («хы» — море), значит «одноморцы». А, как же быть с племенами, жившими в горах? Или с псессами и фатеями, жившими в бассейне реки Гипанис (Кубань)?
Дело в том, что в современном адыгском языке, в результате естественных изменений, почти утрачено прежнее значение слова «Хы».
Ранее, в рассматриваемые времена, и до сего времени, вплоть до XX века, в слово «Х» вкладывалось значение – люди, народ.
Таким образом, этноним «Зыхы» переводится как «зы» — один, а «хы» — народ.
И когда на вопросы греков меоты отвечали о племенах, то говорили - «Зыхы», подразумевая, что все вышеперечисленные племена, принадлежат к одному народу. Буквально: «Мы все - один народ. Мы Зыхы».
И вот почему в БСЭ так и сказано: «Зихи - древнее племенное (адыгское) объединение северо-западного Кавказа». Не страна, не территория, а именно племенное (адыгское) объединение.
Зихи означает не «одноморцы», а один народ. Разница была лишь в диалекте. Совпадали и совпадают до сих пор образ жизни и обычаи. Даже в настоящее время, если, к примеру, шапсуг, житель Лазаревского района (до 25 мая 1945 года Шапсугский район), поедет к кабардинцам в Нальчик, то ему не нужно думать, как себя вести - обычаи одни и те же. Потому как они – зыхы (зихи) – один народ.
Путаницу в идентификации меотов вносило также четкое, сохранившееся до сих пор, самоопределение в рамках племени. Племена были независимы друг от друга, самостоятельно решали все жизненные вопросы и, собирались вместе лишь при отражении военных угроз из вне. Поэтому Страбон и говорит, что «у гениохов было 4 царя». И это только у гениохов. У других племен тоже были свои цари.
Своих правителей меоты царями не называли. Так называли предводителей меотских племен иностранцы. Своих предводителей меоты называли «Пащэ». Где «па», «П» означает перед, «щэ» - вести. Буквально – ведущий, вождь. Слово «пащэ» со временем трансформировалось в «пщы» - князь.
Опять же, зихи, сами себя, собственно, зихами не называли. Они, может статься, и не знали, что их называют зихами. В общении между собой, адыги тогда, как и сейчас, идентифицируют себя в рамках своего племени. На вопрос о происхождении адыг адыгу отвечает, что он, к примеру шапсуг, абадзех или кабардинец. Глупо отвечать на вопрос, заданный на адыгском языке адыгу, что ты адыг. Другое дело, если это происходит за пределами Родины, в поисках земляков или понимающих адыгскую речь людей.
Адыги
Я помню, как моя бабушка, и пожилые люди, называли себя – адигэ. Через «и».
В оборотах речи было «адыгэ», через «ы», а они говорили – адигэ.
Вот, и Джорджо Интериано пишет: «Зихами» зовутся они на простонародном греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», а сами они называют себя — «адига».
Оригинальный текст: «Zychi in lingua vulgare, greca, e latina cosi chiamati, e da Tartari, e Turchi domandati Ciarcassi, et in loro proprio lenguagio appellati Adiga…».
Шора Бекмурзин-Ногмов: «История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым». Тифлис: Тип. Гл. упр. наместника кавказского, 1861.
Как видим, в названии говорится «адыхэ». И, если Ш. Б-Ногмов пишет «адыхэ», значит в середине XIX века так и произносили – адыхэ.
Так как же правильно? Адигэ? Адыхэ? Адыгэ?
На этот счет мнений великое множество.
К примеру, слово “тыгъэ” (по-кабардински “дыгъэ”) — солнце. Делается вывод, что в старину адыги-язычники, поклоняясь солнцу, часто обращались к нему “А-дыгъэ!” — “О солнце”, и они постепенно начали отождествлять себя с этим словом. Другая версия связывают данное слово с названием легендарного народа “анты”, получая искусственное слово “антыхэ”, которое якобы потом трансформировалось в “адыгэ”.
Рассматривая этноним «Адыгэ», исследователи оперируют современными звучаниями языка, забывая либо, не зная, что язык изменился.
Нам будет проще, так как выше уже звучало значение слова «Х» - люди, народ.
К примеру, возьмем слово Хъаубыт. Переводится так: Хъа - человек, Убыт - хватать. Тот, кто хватает (задерживает) людей. В 19 веке, после окончания Кавказской войны, когда на территории Кавказа установилась царская власть, полиция приезжала в аул и, задерживала людей, нарушивших закон. И «Хъаубыт» означает – тот, кто задерживает людей, полицейский. В простонародье, так полицейских называют до сих пор.
С «Хъа» вопрос решили.
Современное слово «Адыгэ» состоит из трех слогов: А-ды-гэ. Если записать по-старинному, то будет: А-ди-хэ.
Со времён Д. Интериано, слог «ди» заменился на слог «ды». А, в XX веке, слог «хъа» заменился на слог «гэ».
В итоге, этноним «Адихэ» превратился в «Адыгэ».
Значение этнонима «Адихэ» такое же, как это ни удивительно, что и этнонима «Зихи».
Значение этнонима «Адихэ»:
«А» – значение «это», «эти», «они». Сокращенное от слова «Ахэр». «А пстэури» - значит «это они» (все).
«Ди» - значение «наше», «наш», в адыгском языке символизирует символ принадлежности, собственности. «Ди хабзэ» - наш закон.
«Хэ» - значение «народ», «люди».
«Адихэ», буквально, означает - это наш народ.
Опять же на вопрос: «Кто эти люди», отвечали: «Ахэри ди хэ» - сокращенное «Адихэ» -это наши люди, это наш народ.
У многих народов, слова «человек», «люди», на разных языках были первыми самоназваниями. К примеру, берберы, эскимосы и гуахира в Колумбии, народ яо (в Китае и Вьетнаме) и атапаски (в США и Канаде) называют себя одинаково – «люди». Ненцы, ханты, манси, нанайцы – свой этноним переводят как «человек».
Вывод: и Зихи, и Адыгэ, означает наш народ (мой народ).
Значение этнонима «Черкесы» - продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225020301752