Музей мостов

ПИТЕРСКИЕ ЗАРИСОВКИ

МУЗЕЙ МОСТОВ

Моё посещение музея мостов было запланировано изначально. Вот только я, наверное, невнимательно смотрела про музей, раз пришла рано утром и у меня не получилось послушать полноценную экскурсию, которая проходит каждый день в 15.00, независимо от количества посетителей. А в выходные дни даже два раза – в 13.00 и в 15.00.

Однако при написании своих впечатлений о музее я специально зашла на сайт проверить степень своей невнимательности и оказалось, что я достаточно внимательная, а информация о экскурсиях, написанных выше отсутствует и о ней узнаешь только, придя в музей. Так что, для тех, кто читает этот рассказ информация окажется полезной, я надеюсь.

НАПЛАВНЫЕ МОСТЫ

Начинаю свой рассказ про музей с моделей самых простых мостов – наплавных.

Наплавные мосты через большие водотоки были известны в России ещё с 12 века. Сооружения состояли из плавучих опор, которыми служили баржи, плашкоуты, понтоны или лодки, на них укладывались пролётные строения.

Распространение наплавных мостов в Петербурге в 18-19 веке связано с невозможностью в это время строить опоры на большой глубине. Для города деревянный мост был совершенно не подходящим сооружением, потому что Нева является очень быстрой рекой, глубина достигает до 20 м., дно илистоходячее, а город расположен на болоте. Вот поэтому Пётр 1 вообще предпочитал через Неву не строить мосты, а только через реки и каналы, а через Неву пожалуйста на лодочках переправляйтесь. Поэтому были сделаны наплавные мосты, существовавшие только в летний сезон. Как только начинался ледостав их убирали.

В 1727 году был построен первый наплавной мост через Неву в Санкт-Петербурге, который назывался Исаакиевский, и соединил Адмиралтейский и Васильевский острова. Он состоял из более 25 крытых барок, на которые уложили пролётные строения.

В 1821 году Исаакиевский наплавной мост перестроили под руководством инженера А.А. Бетанкура. Новый вариант сооружения подкостной системы закреплялся на 15 –ти плашкоутах – опорах.

Для обеспечения судоходства каждую Невскую переправу обслуживала бригада из 3-х обер- офицеров и 3-х рабочих на каждые два плашкоута.

Разводка плашкоутов занимала около 2-х часов, а для наводки требовалось от 4-х до 6-ти дней. На время ледохода и ледостава наплавные мосты убирали.

К 1828 году в Санкт-Петербурге существовало 10 наплавных мостов через реку Неву и её широкие протоки. Они не раз меняли своё местоположение и названия.

Так Исаакиевский, после постройки Благовещенского моста, передвинули выше по течению и назвали Дворцовым, а с сооружением постоянного Дворцового моста, наплавной отодвинули на старое место. Плашкоутные мосты в Санкт- Петербурге наводили вплоть до 1916 года.

ПЛАШКОУТЫ

И уж коли мы с вами заговорили о плашкоутах, не плохо было бы окунуться в историю и разузнать, что такое плашкоут.
 
Плашкоут— грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности (обводом), барка с высокими бортами, сухогрузная баржа.

Плашкоут применяется чаще для погрузочно-разгрузочных работ, при погрузке и разгрузке судов. Груз устанавливается на палубе.

Плашкоуты могут служить для настилки временных мостов и опорой для наплавных мостов. Также на них может устанавливаться разводная часть постоянного деревянного моста, расположенная в самом глубоком месте реки для пропуска судов.
Плашкоут может быть самоходным, в этом случае его часто называют баржей (сухогрузной) или самоходной баржей.


Рецензии