Новгород и рюриковичи. глава 2. 882-972
Глава 2. Друг, сын и внук. 882-972
882 год. Завоевание Киева (убийство Аскольда и Дира). Олег Вещий умер в 912 г. от укуса змеи.
912 год. Игорь, сын Рюрика. Убит древлянами в 944 г.
944 год. Святослав, сын Игоря. Фактически до 964 года правила Ольга, жена Игоря – Хитрая, Умная, Святая. Месть Ольги древлянам. Приняла христианство 955 г.
962 год. Походы Святослава – победитель волжских болгар, ясов, касогов.
Разгром хазарского каганата.
Убит печенегами 972 г. при возвращении из Царьграда.
(Подчёркнуты имена людей, бывших князьями в Киеве)
Ещё примечание: к сожалению, сайт не поддерживает подчеркивание, смотрите схему
Вот и весь конспект, содержащий даты прихода к власти сына Рюрика Игоря и его внука Святослава. Давайте рассмотрим чуть подробнее события этих 90 лет русской истории (представьте, что мы рассматриваем историю нашей страны с 1914 по 2004 год). И не надо думать, что ход истории ускоряется, человек ведь не изменился за прошедшую тысячу (всего!) лет: та же форма скелета, та же мышечная масса и объём головного мозга, та же связь нейронов этого мозга через синапсы, даже количество нейронов не изменилось (или всё-таки уменьшилось?).
Олег правил более 30 лет. Что же находилось в его власти?
[882]. Н.М. Карамзин пишет, что только за один этот год Олег со своей дружиной, спускаясь по Днепру, легко покорил и сделал данниками Смоленск, город вольных кривичей и Любеч, посадил там своих представителей-бояр.
Дойдя до Киева и подозревая, что Аскольд и Дир окажут ему сопротивление, Олег пошёл на хитрость: «Оставив назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел объявить Государям Киевским, что Варяжские купцы, отправленные Князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь, – и показав Игоря, примолвил: – Вот сын Рюриков! Сим словом осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым…».
И далее: «Олег, обагренный кровию невинных Князей, знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя. Веселое местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю или войну с разными богатыми странами – с Греческим Херсоном, с Козарскою Тавридою, с Болгариею, с Константинополем – пленили Олега, и сей Князь сказал: Да будет Киев материю городов Российских!» (Н.М. Карамзин).
Другими словами, Олег, которого позднее прозвали Вещим, назначил Киев столицей своих, как уже свершившихся, так и будущих завоеваний. В итоге можно сказать, что с этого времени возникло более-менее централизованное государственное образование с названием
КИЕВСКАЯ РУСЬ.
Господин Великий Новгород жил своей жизнью, будучи самостоятельным хозяйствующим субъектом с особыми условиями. На новгородской земле проходили стажировку в качестве верховных правителей и главнокомандующих претенденты в будущие Киевские князья, в основном это были старшие сыновья действующих князей. Пост Великого князя доставался тому, кто успешно заканчивал эту Новгородскую военно-хозяйственную академию.
Уезжая в Киев, князь оставлял в Новгороде наместников-посадников, которые временно исполняли свою должность, поэтому процедура выборов для них была не обязательна, обходились ежегодным переназначением. Новгородцы платили набравшему силы Киевскому князю отступные, как гаранту безопасности (на современном слэнге можно сказать: за крышевание бизнеса) по две тысячи гривен в год самому князю и тысячу на содержание его лейб-гвардии (гридней). Через территорию Господина Великого Новгорода осуществлялся бесплатный трафик в варяжские земли по перемещению киевских товаров и проезду физических лиц.
За что предоставлял Великий Новгород такие преференции Киеву? Затрудняюсь ответить. По одной из версий нынешних историков, Старый город, выходцы из которого построили Новый на берегу Ильмень-озера, находился на Ладоге, и основали его варяги. Стало быть, варяжские предки новгородцев и были исконными русами. Зов крови. Князья киевские в последующем во время боевых действий использовали новгородскую землю, как крепкий тыловой плацдарм для переформирования сил, в ходе которого нередко призывали себе на помощь варяжские дружины.
[883-884]. Завоевал Олег много: обязал платить дань черными куницами лесных древлян, живущих на берегах Припяти, овладел землёю днепровских северян и соседних с ними радимичей, соединив тем самым «цепию Киев с Новымгородом». Южнее Киева Олег завоевал левобережные земли, на которых жили днепровские славяне, единоплеменные с черниговцами, а также территории современных Н.М. Карамзину Подольской и Волынской губерний, часть Херсонской губернии и Галицию.
[903]. Олег Вещий подыскал своему подопечному Игорю Рюриковичу невесту: псковитянку из варяжского рода Ольгу «славную прелестями женскими и благонравием».
Пассионарный характер русского викинга Олега не позволял ему довольствоваться мирной тишиной. «Олег, наскучив тишиною, опасною для воинственной Державы, или завидуя богатству Царяграда и желая доказать, что казна робких принадлежит смелому, решился воевать с Империею. Все народы, ему подвластные соединились с Варягами под его знаменами. Днепр покрылся двумя тысячами легких судов: на всяком было сорок воинов; конница шла берегом.» (Н.М. Карамзин). В общем, испуганные греки предложили киевскому князю «мир и дань». Кроме того, в 911 году Олег направил послов в Царьград, и Византийский император подписал с ним письменный договор: «драгоценный и древнейший памятник Истории Российской, сохраненный в нашей летописи».
[912]. Теперь уже сам Карамзин цитирует Нестора-Летописца: «Волхвы, – так говорит Летописец, – предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался».
«Княжение Игоря вообще не ознаменовалось в памяти народной никаким великим происшествием до самого 941 года, когда Нестор, согласно с Византийскими Историками, описывает войну Игореву с Греками» - пишет Карамзин. Из других источников мы знаем, что основной заботой князя Игоря была защита границ своих владений от постоянных набегов соседних кочевых народов, жителей «Великой степи» (Л. Гумилёв) – печенегов и половцев.
[941-943]. Игорь решил повторить подвиг своего наставника и воспитателя Олега Вещего тридцатилетней давности: князь Игорь пошёл приступом на Византийскую империю. Самое удивительное, что тогдашний Император Роман Лакапин после успешного отражения атак игорева войска и обращения его в бегство, спустя два года не стал сопротивляться следующему нашествию: «Лакапин, не уверенный в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны со врагом отчаянным, немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его близ Дунайского устья, они предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции; обещали и более, ежели Князь благоразумно согласится на мир. Игорь взял дары у Греков на всех воинов своих, велел наемным Печенегам разорять соседственную Болгарию и возвратился в Киев.»
[944]. Престарелый князь лично собирал дань с подвластных селений. «Князь при наступлении осени отправился в землю Древлян и, забыв, что умеренность есть добродетель власти, обременил их тягостным налогом. … Еще недовольный взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с частию своей дружины возвратиться к Древлянам, чтобы требовать новой дани. Тогда отчаянные Древляне, видя – по словам Летописца – что надобно умертвить хищного волка, или все стадо будет его жертвою, вооружились под начальством Князя своего, именем Мала; вышли из Коростена, убили Игоря со всею дружиною и погребли недалеко оттуда. Византийский Историк повествует, что они, привязав сего несчастного Князя к двум деревам, разорвали надвое.» Без комментариев.
[945]. Простодушные древляне, считая Игоря законной целью, а себя победителями, решили взять власть в Киеве, для этого направили послов к Ольге, которые, приплыв на ладье, предложили вдове Игоря стать женой их князя Мала. «Приходите завтра» - ласково ответила Ольга. «Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках… Между тем Ольга приказала на дворе теремном ископать глубокую яму и на другой день звать Послов. Исполняя волю ее, они сказали: Не хотим ни идти, ни ехать: несите нас в ладии! Киевляне понесли их. Ольга сидела в своем тереме и смотрела, как Древляне гордились и величались, не предвидя своей гибели: ибо Ольгины люди бросили их, вместе с ладиею, в яму. Ольга велела их засыпать живых землею и чрез гонца объявила Древлянам, что они должны прислать за нею еще более знаменитых мужей. Легковерные немедленно отправили в Киев лучших граждан и начальников земли своей. Там для гостей изготовили баню и в ней сожгли их.»
Через следующего гонца вдова объявила древлянам, что сама приедет к ним, чтобы справить тризну по мужу и повидаться с потенциальным женихом. «Ольга действительно пришла к городу Коростену, оросила слезами прах Игорев, насыпала высокий бугор над его могилою и в честь ему совершила тризну. Началось веселое пиршество. Скоро действие крепкого меду омрачило головы неосторожных: Ольга удалилась, подав знак воинам своим – и 5000 Древлян, ими убитых, легло вокруг Игоревой могилы.»
Была ещё и четвёртая месть, в результате чего столица древлян была полностью уничтожена. Но достаточно. Хитрость и изворотливость ума, без которых невозможно было выжить в северных холодных фьордах, была присуща варягам на генетическом уровне и напрочь отсутствовала у людей более южных местностей, вдоволь обеспеченных лесными, речными и земельными ресурсами, - только руки приложи.
[955]. Княгиня Ольга, правительница Киевской Руси, принимает крещение в православном храме Константинополя под именем Елена. Крестителем был патриарх, а восприемником – император Константин Багрянородный.
Умерла Святая равноапостольная Ольга (Елена) в 969 году. Напрасно она в последние годы жизни пыталась объяснить своему сыну свет христианства, Святослав гордо держался языческих обычаев. «Сей Князь, возмужав, думал единственно о подвигах великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя делами и возобновить славу оружия Российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного Героя летел в поле. Там суровою жизнию он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем.»
[962-972]. Князь Святослав подчинил себе вятичей и другие народы, жившие на берегах Оки, Дона и Волги и платившие дань хазарам, победил само хазарское государство, территория которого к тому времени была полузатоплена Каспием (Л. Гумилёв), стёр с лица земли столицу Хазарского каганата Белую Вежу. То воевал, то дружил с византийским императором Иоанном Цимискием, непрерывно боролся с печенегами. От печенегов Святослав и принял смерть на Днепровских порогах в 972 году, возвращаясь с берегов Дуная после заключения очередного мира с Императором: «Несмотря на малое число изнуренных воинов, надлежало сразиться с Печенегами, и Святослав пал в битве. Князь их, Куря, отрубив ему голову, из ее черепа сделал чашу.»
Знаменательное событие произошло в 970 году, перед выступлением Святослава в свой последний поход. Читаем Карамзина: «Он [Святослав] поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну, Олегу, Древлянскую землю. В то же время Новогородцы, недовольные, может быть, властию Княжеских Наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в Правители. Ярополк и Олег не захотели принять власти над ними; но у Святослава был еще третий сын, Владимир, от ключницы Ольгиной, именем Малуши, дочери Любчанина Малька: Новогородцы, по совету Добрыни, Малушина брата, избрали в Князья сего юношу, которому судьба назначила преобразить Россию.»
Чувствуете противоречивость фраз: «попросили дать в правители» и «избрали в князья»? Для нас неважно «попросили» или «избрали», факт остаётся фактом: сын ключницы Владимир, будущий креститель Руси Владимир Красное Солнышко, в начале своей политической карьеры был князем Господина Великого Новгорода.
Свидетельство о публикации №225020300448