Замкнутый круг

         «… Ехали бояре с папиросками в
         зубах, местная полиция на улице
         была…»
 
            /Подпись под карикатурой в журнале
               «Искра» в начале 60-х г-в 19в./
 
 
    Всё ходит более или менее по кругу, как карусельная лошадка. Философы, правда, говорят, что не по кругу, а по спирали. Не знаю. Не уверен.
    Как по мне, сын Сирахов, Екклесиаст, сказавший: «Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем», - был совершенно прав. Совершенно очевидно, что он знал жизнь лучше философов. Жизнь, что называется, покидала этого древнего еврея.
    Всё же нам иногда кажется, что наш 21 век это что-то совершенно особенное, чего никогда ещё не было. Прошлые же века нам представляются дикими и туманными как на морском дне.
    На самом деле это не так. Например, моды. Не знаю как женская, а мужская мода на короткие, что называется, «подстреленные», брюки-дудочки и на кургузые пиджачки, по виду на два размера меньше чем надо – уже была. Этот фасон совершенно тот, который носил старик Хоттабыч, когда Волька переодел его в дедушкины вещи.
    Нет, честно, всё уже было до нас, и не только в двадцатом, самом ближнем к нам, веке, но и ещё раньше.
    Так, один дореволюционный автор… Вот интересно, что когда слышат «дореволюционный» сразу понимают, что речь идет о революции 1917 года, а не о какой-нибудь другой, например, 2014-го. Наверное, это потому, что та революция была настоящей, а эта – фуфельной.
    И вот, у этого дореволюционного автора имярек, а этот имярек был никем другим как знаменитым Гиляровским, я прочитал, что пьяные десятилетние проститутки были не редкостью.
    Ну, как сейчас с малолетними, не знаю, но должны быть. По крайней мере, с обычными всё в порядке. Я, правда, не специалист в этой сфере, и так бы и прожил жизнь, не увидав ни одной, если бы мне не показали: «Гляди, вон плечевые стоят!»
    А сам бы я ни за что не подумал – ну, стоят и стоят, попутку ждут, студентки, наверное.
    Так что насчёт десятилетних не знаю, но должны быть. Всё-таки, двадцать первый век.
    А другой дореволюционный автор, то есть не другой, а опять Гиляровский, рассказал, как в начале 1860-х годов вышло запрещение московского начальства курить на улицах. Виновных отправляли в кутузку, «не смотря на чин и звание», как было напечатано в приказе обер-полицмейстера.
    И у нас то же самое. Недавно я шёл по улице Михайловской, рядом с мэрией, зашёл в магазин взять стаканчик кофе и, выйдя на эту нашу красивую пешеходную улицу, хотел уже закурить под этот кофе и вдруг уплатил штраф двум каким-то копам, и не только после этого не курнул, но пошёл назад домой, потому что без денег не мог теперь ничего купить из того, что велела жена.
    А вы говорите, двадцать первый век! Тот, дореволюционный приказ, тоже вызвал много скандалов и даже пожаров: курильщики в испуге кидали папиросы куда попало.
    Хотя это и было очень давно, сразу после отмены крепостничества, но, как видите, Екклесиаст был прав и под солнцем нет ничего нового.
    Или вот современные супер-пупер разработки учёных насчёт увеличения лет жизни, а в дальнейшем и бессмертия. Казалось бы, тут уже нас на гнилом коне не объедешь, но и опять-таки это совсем не так.
    Так, один дореволюционный автор, но не дядя Гиляй, а другой, некий Свифт Джонатан, англичанин, писал об одной стране, не помню только какой, но, по-моему, из Евросоюза, где иногда рождались Бессмертные, живущие сотни, а может быть и тысячи, лет, как какие-то допотопные Мафусаилы из Библии.
    Получается, что и тут нам нечем похвастаться в плане достижений. Тем более, оказалось, что на эти сотни и тысячи прожитых лет молодость и здоровье не распространялись и эти бессмертные, струльдбруги, были самыми несчастными людьми на свете, вроде старушек, доживающих свой век на украинскую пенсию.
    Так что, может быть, не стоит современным учёным корчить из себя профессоров, а лучше прислушаться к опыту прошлого и хорошенько полистать «Екклесиаст».
    Что же касается полётов в космос или на Луну, то это уже было сто раз до нас, и в старину люди опускались на нашу бледную соседку ещё чаще, чем мы сейчас – и в пушечном ядре, и на воздушном шаре, и даже на упряжке орлов, и никто не делал из этого сенсации.
    В-общем и целом, я пришёл к тому неутешительному выводу, что человек совершенно не изменился от начала времён, разве что стал глупее.
    Ну, ничего, будем ждать, время ещё есть. Или уже нет?

         2018 г.
 


Рецензии