История слова куц1ай в даг. языках

КУЦ1АЙ // КУЦ1-КУЦ1: агул. (в детской речи) - «песик, собака, щенок» и возглас, которым подзывают собаку; хинал. ктю-ктю – тоже возглас при к1ут1а «щенок. В чамалинском языке к1уц1ц1 – «щенок», в лакском куда и кец1а - «щенок», но различаются по полу - в первом случае речь идет о щенке мужского пола, а во втором – женского. В дагестанских языках эти слова имеют финно-угорское происхождение.

В венгерском ему соответствует кутья (kutya), «собака» и коми-перм. куч-кыч-куч - призыв, которым подзывают собаку. В таком качестве это слово отмечается в болгарском и грузинском (куци-куци) языках, как ласковое обращение к собаке. См. также для среднесамодийских заимствований в пратюркском и общетюркском ki и kilz «соболь».

Согласно В.И.Абаеву, данное слово для обозначения собаки широко распространено в иранских языках, а также в русск., болг., серб., латыш., далее в ряде угро-финских языках: осет. кудз, куз (куй) «собака»; курд. кисок, кусик» собака, пес»; перс. саьг «собака, пес», кути «щенок (диал.)»; талыш. /сыпэ/ кытаь, куьтилаь «щенок»; пехл. куутак «дитя, ребенок»; арм. котак «маленький». Из северокавказских языков к ним еще примыкают чеч. (бацб.) к1ац1 «щенок»; лезг. киц1 «собака», рут. гудаь «собака».

В.И.Абаев считает, что слово, обозначающее «собаку» в перечисленных индоевропейских языках, получилось от призывной клички, с которой обращались к собаке (кут-кут! куч-куч!), хотя допускает возможность и обратного развития. Однако, вопреки мнению известного исследователя, номинативный маркер собаки в конечном итоге имеет уральское происхождение и восходит к праформе kуjна с исконным значением «волк», от которого берут свое начало алт. канГ (читается примерно, как каньа»); тунгуско-манч. каси-кан «щенок»; тюрк. канн-цик «сука» (читается примерно, как кань-чык). Считается, что ближе к ним романские: канис, кане, каине; герм. *куьйни «волк, собака» из * куон / кН «собака» // к(j)л, к(j)н, к(в)л «собака, волк».

К данному ряду примыкают и следующие, не отмеченные выше северокавказские параллели  общедагестанского характера:  агул. курч1ав – «волк-оборотень» (используется как кличка женщины); цахур. курч1ав «оборотень», при кучук «щенок» и куч-куч - возглас, которым подзывают собаку; удин. ккуччан // ккуьччаьн «щенок»; крыз. курч1; будух. курч1; инх. к1уч1е  «щенок»  и  др. Сюда же  к1унц1ц1а «щенок» гигатл. диалекта чамалинского языка и агул. канц1а «маленькая собака», перен. «человек, который склонен много болтать».

Если ограничиться приведенным материалом, то для дагестанских языков источником заимствования обсуждаемых названий собаки могут быть финно-угорские, а шире – уральские языки, так как, в них наряду со значением «собака», в части версий сохраняется и исконное значение «волк», что в данном случае имеет значение, поскольку тоже самое мы наблюдаем и в сравниваемых дагестанских языках.

Однако при корректированных оценках н-версии (канц1а...) следует различить от р-версий (курц1ул...), фонетическая разница которых может быть обусловлена хронологическим смещением заимствований. Имеющие данные такое понимание будто бы поддерживают. Так, по сведениям В.Завьялова, Л.Розанова, Н.Терехова (История кузнечного ремесла финно-угорских народов Поволжья и Предуралья и др.) ранние контакты финно-угров с обитателями Северного Кавказа имели место в 7-6 вв. до н.э. При этом исследователи опираются на сходство древних традиций кузнечного ремесла, соблюдавших в регионах расселения этих двух групп племен. Считается также, что при изготовлении кинжалов и некоторых других видов оружия, обнаруженных археологами во время раскопок, мастера соблюдали одни и те же технологии и придерживались одних и тех же стандартов.

Предлагаемая датировка контактов финно-угров и северокавказцев по времени совпадает с периодом появления на Кавказе скифов, в составе которых уральские племена и могли оказаться на юге. А что касается контактов более позднего времени, то, судя по всему, они начались с конца 4 в. н.э., т.е. где-то через тысячу лет, когда финно-угры явились на Северный Кавказ уже в составе гуннского конгломерата племен. Эти контакты могли продолжаться до появления в 7 в. в регионе арабов, т.е., по сути, охватывает период равный где-то 350 лет. Еще одним объяснением существующих в словах фонетических и семантических вариаций могут послужить диалектные различия, присущие изначально языку-источнику.


Рецензии