Искусство нашлось на свалке

1. В юности я приятельствовал с ровесником Витей Лунденом. Он был развитее меня — и у него уже была жизненная цель: он хотел жить в Америке. Впоследствии его желание осуществилось — и он выпал из моей жизни. Но это потом. Тогда он собирал экземпляр за экземпляром рекламный журнал «Америка». Затея была уже небезопасной. Черчилль был уже объявлен поджигателем войны, а главным врагом всех прогрессивных сил были объявлены Соединённые Штаты.

Я проглядывал собранные им журналы и вглядывался прежде всего, как и следовало в юности, в лица обильно представленных там голливудских красавиц. И поражался вот такому обстоятельству: все эти красавицы были похожи одна на другую. Порой — ну, прямо одно и то же лицо. Белейшая кожа лица, намалёванные губы и т. д. Много позже я уж не удивился, увидев на «картине» Энди Уорхола повторенные полсотни фотографий киноактрисы Мэрилин Монро. Эту прославленную красавицу (любовницу, как сообщалось, президента Роберта Кеннеди) я видел до того в фильме «В джазе только девушки» - ни героиня, ни сама картина мне не понравились. И как-то было понятно, что один из создателей поп-арта точто также дублировал «полотна «Тридцать две банки супа Кэмпбелл», «Сто банок супа Кэмпбелл», «Двести банок супа Кэмпбелл» - все одно за другим.

Так что вполне логично идеология, основателем которой был Уорхол, именовалась «homo universale». Все одинаковые — универсальные?.. На всё пригодные? А не вернее ли сказать, обезличенные, стандартизованне? И да — на всё пригодные.

Перенесёмся в наши дни — буквально в позавчерашний день. На случайно открывшемся мне видео легкоатлетка, предельно сосредоточенная на старте. Прыжок в длину — не слишком удавшийся. Но лицо прыгуньи и вся она заставили тут же вернуться к прежнему кадру. Девушка завораживала своей... - в этом случае, уместнее бы сказать - не красотой, но поразительным совершенством. Природа как бы изваяла самоё себя - как-то так...
На экране замелькало уже что-то иное, привычное. Но, слава богу, запомнилось имя девушки — Софья Горшкова из Чебоксар. Стал почти лихорадочно разыскивать её в интернете...

Оказалось — я не одинок. Легкоалетку с несколько нелепым сочетанием византийского имени и плебейской фамилии разыскивали многие. И экран шёл навстречу: Софья Горшкова - уже в качестве модели. Вот она на берегу какого-то водоёма с неестественно, но "элегантно" подвёрнутыми под ягодицу ногами, опершись о землю для равновесия. Лицо вполне подмалёванно - губы, брови, даже ресницы. Ну всё, вполне товарный вид - хоть сейчас на Бродвей!Ну, «очередная Мэрилин Монро» (разве что не блондинка) - словом, дива…
Ну, как все одна в одну из полузабытого журнала «Америка» - «универсальная дива»...
Возвратить кадр, поразивший многих, как ни накручивал свой комп, так и не удалось.

2. Скульптура "Вечная весна" известного французского скульптора Огюста Родена продана в понедельник на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за рекордную цену в 20,4 млн долларов, сообщает агентство Reuters. Оценочная стоимость работы составляла от 8 млн до 12 млн долларов. Скульптура "Вечная весна" была создана Роденом в 1901-1903 годах.

До этого рекорд для творений Родена был установлен в феврале 2016 года в Лондоне. Тогда скульптура "Ирис - посланница богов", ранее находившаяся в коллекции актера Сильвестра Сталлоне, ушла с молотка за 16,7 млн долларов".

Я не галерист - и не знаю, много это или мало за прекрасные скульптуры Родена, созданию которых отданы годы…

Но вот некогда в "Салон де Индепенданс" в Париже было выставлено полотно "Закат над Адриатикой" кисти Боронали. Австрийский коллекционер приобрел его после того как получил рецензию экспертов модной галереи, что это полотно принадлежит яркому представителю экспрессионистской школы...

Через некоторое время Ролан Доржеле и группа художников выяснила, что полотно было создано… ослом. Художники привязали кисточку к ослиному хвосту и кормили животное морковкой. Осел радостно махал хвостом по подставленному полотну, и получилась абстрактная картина...
"Боронали" было переиначенным именем Алиборон ослика из басни Ля Фонтэна...

Ещё. Дэмиен Херст (Damien Hirst) начинал как художник, Смерть — центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника — Natural History: мёртвые животные – овца, корова, даже акула - в формальдегиде. Херст, как объявлено, один из самых успешных мастеров "в своём искусстве". Успех очевиден, если заглянуть в его банковский счёт.

Дэмиен Херст: «Я считаю финансовую сторону произведений искусства частью их жизни. Если искусство – это жизнь, а это несомненно так, тогда люди покупают его, платят за него деньги, и оно становится товаром, но в то же время остается искусством».
Дохлая заформалиненная акула — современное искусство...

Андрей Кончаловский: «Дэмьену Херсту достаточно было взять клочок использованной по назначению туалетной бумаги, поместить в красивую раму и, главное, подписать! Этого достаточно, чтобы считать содеянное авторским произведением искусства - и оно продано за немалые деньги».

3. Из СМИ: "Мужчина, повредивший картину Марка Ротко в галерее Tate Modern, является гражданином Польши... Картина Ротко "Черное на красном" оценивается в 80 000 000 (восемьдесят миллионов) долларов!"
Вот, оцениваемая ещё дороже, принадлежащая королевской семье Катара, специально охраняемая… Посмотрите в Сети творения Ротко. Сами вы повесили бы эту небрежную мазню у себя на стенку?..

Что происходит?..
"75 миллионов долларов - такую сумму выручили на аукционе за три цветных прямоугольника на картине "Королевский красный и синий" кисти Марка Ротко - одного из самых известных представителей абстрактного экспрессионизма. Первоначально полотно оценили в два раза дешевле, но в ходе жарких торгов цена выросла.
Что касается творчества Ротко, (кстати, выходца из России) другая его работа - "Оранжевое, красное, желтое" была продана ранее за 87 миллионов долларов"...

Какими же надо быть булыжными идиотами - без капли художественного вкуса, воображения и обычного человеческого сострадания, чтобы на такую элементарную мазню психопата, на вытирание кисти о холст, тратить суммы, достаточные для облегчения страданий, да и полное излечение тысяч и десятков тысяч страдающих и умирающих из-за невозможности оплатить больничное содержание, лекарства и необходимые операции...
Это не просто распад вкуса, но - нравственности, природно присущей человеческому существу. и самой цивилизации.

Знакомый мне по неоднократным пересечениям в Сети Юлий Герцман – главбух (сам себя именует «финансовым офицером») транснациональной компании (США), когда-то с апломбом заявил: "Марк Ротко меня завораживает…" Меня же заворожило само это мнения обывателя, казалось, чуждого какому бы то ни было искусству.

Юлий Герцман: „Среди нефигуративных художников есть и замечательные: Ротко, например, вариации красного цвета у которого просто завораживают. Поллок, по моему, превосходный художник. О Кандинском я уж и не говорю. К Кабакову я большого пиетета не испытываю, но среди инсталляторов есть громадные личности вроде Боба Раушенберга. Этот спор не имеет решения по определению, мне кажется, кому-то нужен сюжет, и он совершенно не дурак поэтому, а кому-то — не нужен, и он — вовсе не жулик. Уорхолл совершил прорыв в понимании искусства: он показал, что тривиальные вещи вокруг нас могут быть объектом созерцания и восхищения. Но это опять же — личное, потому что, скажем, Дэмиана Херста, который пошел по этому пути еще дальше, и которым восхищаются люди с безукоризненым, по-моему, вкусом, лично я терпеть не могу".

Мне-то казалось, что примитивизм должен следовать от избыточности мастерства, а не быть свидетельством его полного отсутствия.
Пусть столь прославленный худо-жник попробует нарисовать, скажем, лошадь…

4. Я присутствовал однажды в престижной галерее Мюнхена при вялой продаже искусных изделий, ковров — и при неожиданном возбуждении зала во время появления небольшой картины, объявленной с необыкновенной помпой (имя «мастера» я то ли не расслышал, то ли не понял). А ведь это было самым главным! Решающим!
На полотне были хаотично (на мой взгляд) набросаны краски — довольно скудные, но главным, повторю, было не это. Минут за пять цены возрасли едва не на порядок. Удар молотка. Двое подсобников (вполне мог управиться один) почтительно уносят «изделие» из зала. Из кресла встаёт счастливый покупатель — раскланивается. Ему вежливо хлопают…

Японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина стильной одежды Юсака Маэдзава, купивший в мае 2017 года на нью-йоркском аукционе Sotheby’s картину "Без названия" (1982) американского неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баскии за безумные 110,5 миллиона долларов, построил для этого полотна специальный дом.
В нем лишь одна спальня для хозяина, но есть помещения для охраны. Большую же часть строения занимает зал с картиной художника, умершего от передозировки героина.
Стоимость "дома для картины" - 5,2 миллиона долларов, из которых 800 тысяч ушли на новейшую многоуровневую охранную систему, сообщает пресса.

Картина известного итальянского художника и скульптора Амедео Модильяни "Лежащая обнаженная" продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке. Об этом сообщается на официальном сайте аукционного дома.

Изначальная стоимость картины составляла 100 млн долларов, однако в итоге она была продана за 170,4 млн. Покупателем стал некий коллекционер из Китая. Он участвовал в торгах по телефону, сообщает The New York Times.

Издание отмечает, что картина Модильяни была продана всего за девять минут. Она стала самым дорогим полотном художника, проданным на торгах. До сих пор стоимость его работ не превышала 70,7 млн долларов. Именно за столько была продана год назад созданная мастером скульптура под названием "T;te" ("Голова").

А что, вдруг это "не Модильяни"?..

Вопрос не лишний. Шон Гринхал, один из самых известных фальсификаторов произведений искусства Великобритании, признался, что 37 лет назад написал портрет продавщицы, который считается рисунком Леонардо да Винчи, оцениваемым в настоящее время в 100 млн фунтов стерлингов (150 млн долларов США), сообщает The Telegraph.

Рисунок, о котором речь, датируется искусствоведами 1490-ми годами. Однако Гринхал признался, что это он в 1978 году изобразил продавщицу по имени Салли из Болтона (графство Ланкашир). По его словам, он использовал в качестве холста документ XVI века и специально созданные краски, чтобы обмануть знатоков искусства. Об этом Гринхал, заключенный в 2007 году в тюрьму на четыре года и восемь месяцев за мошенничество, написал в новой книге.

Следствие установило, что за 17 лет Гринхал создал более 120 поддельных произведений искусства, заработав на них не менее 825 тыс. фунтов стерлингов и обманув экспертов аукционных домов Christie’s и Sotheby’s, а также Британского музея. Не исключено, что десятки его фальшивок до си пор находятся в музеях и частных собраниях и ошибочно считаются оригиналами.

Охват подделок Гринхала был обширным: он "специализировался" практически на всех эпохах - от древнеегипетских скульптур до акварелей XIX века.

Среди фальшивок, изготовленных Гринхалом, - скульптуры, якобы созданные Полем Гогеном и Горацио Гринафом, картины и рисунки художников Отто Дикса и Томаса Морана. Самыми прибыльными его творениями стали "царевна из Амарны", "древнеегипетская" статуэтка из алебастра высотой около 50 см, якобы датируемая 1350-1334 годами до н. э., а также "ассирийские" каменные рельефы (около 700 года до н. э.)…

А мне вот кажется, что поделки этого мошеник куда ближе к подлинному искусству, чем неподдельные «творения» нынешних циников от искусства.
А как иначе их назвать?

5. Я не заглядываю в чужие карманы. Даже понимаю баловней судьбы, обзаводящиеся роскошными поместьями, даже личными самолётами, яхтами… Карл Маркс сильно напугал всяческих радетелей «ужасной» прибавочной стоимостью. В конце концов, стало понятно, что часть этого избыточного капитала идёт на расширение производства, но немалая — на человеческие (и даже сверхчеловеческие) прихоти самого капиталиста.
Это понять нетрудно.
Но раскошелиться хотя бы малой частью своего капитала на безвкусное, а ещё чаще — безобразное, по сути циничное дерьмо, когда в мире ещё столько бедности, столько нуждающихся в дорогостоящих операциях да и в элементарной крыше над головой, что, право же, куда приятней удовлетворять своё тщеславие не приобретением сомнительной дряни, но добрами делами…

Иногда (чрезвычайно редко) этих покорителей обывательских душ настигает раскаяние.

«В декабре 1968 года знаменитый американский журнал Life посвятил Пикассо двойной номер, поместив туда среди прочего короткую исповедь мастера: «Когда я остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости думать о себе как о художнике в великом и древнем смысле этого слова. Джотто, Тициан, Рембрандт были великими живописцами. Я всего лишь развлекатель публики, который понял своё время и как можно лучше использовал глупость, тщеславие, алчность своих современников. Моё признание — горькое, более болезненное, чем может показаться, но его достоинство в том, что оно искреннее».

Однажды «творец» обнажился ещё проще и откровеннее»: «Я всю жизнь дурил снобов».

Но такое признание едва ли не уникально…

6. Украденные близ Мадрида вместе с грузовиком картины и скульптуры найдены. По данным местных СМИ, работы Пабло Пикассо, Фернандо Ботеро и Антони Тапиеса лежали на свалке.
Стальную скульптуру Эдуардо Чильиды стоимостью в 800 тысяч евро преступники разрезали на части и попытались сдать старьевщику за 30 евро...

Испанские СМИ сообщили, что полиции удалось найти произведения искусства, вместе с грузовиком похищенные 27 ноября 2010 года в городке Хетафе, пригороде Мадрида, при перевозке с выставки в Кельне. Среди украденного были картины Пабло Пикассо, Фернандо Ботеро, Антони Тапиеса, а также стальная скульптура и коллаж известного художника Эдуардо Чильиды...
Большая часть работ (общая стоимость украденного оценивается в 5 млн евро) были обнаружены на свалке.

Как уточняет газета El Mundo, всего найдено 28 произведений искусства. Скульптура Чильиды стоимость в 800 тысяч евро была найдена у старьевщика, распиленная на несколько частей. Как оказалось, хозяин лавки заплатил за нее 30 евро. Остальные работы, в основном картины, были найдены на свалке. Все они до сих пор в оригинальной упаковке, только у одной картины было разбито стекло...
Найдено было 34 работы (одну обнаружить так и не удалось) — и все они находились в угнанном грузовике, который преступники бросили в южных пригородах Мадрида (хотя сразу после кражи сообщалось, что грузовик был обнаружен, но пустым).
В правоохранительных органах заявили: «полицейские вышли на след похищенного в ходе тщательно спланированной операции».

Украденные полотна и скульптуры принадлежали шести галереям в Мадриде, Барселоне и Кельне.
«Ничего подобного прежде с нами не случалось. Мы жутко расстроены, потому что скульптура и коллаж Чильиды были редкими экспонатами — их нечем заменить», — заявил сразу после кражи директор галереи Хуана Гриса Давид Фернандес. Чильида, испанский скульптор и художник, создает монументальные абстрактные композиции, чаще всего из железа, создает графику, газетные коллажи. Среди похищенного также были работы Фернандо Ботеро Ангуло, колумбийского художника и скульптора. Он занимается «фигуративным искусством», а известность получил после победы на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году. Картины Антонио Сауры, также выставлявшиеся в Кельне, выполнены в стиле сюрреализм. Его полотна были представлены на Венецианской биеннале в 1958-м (вместе с работами Чильиды и Тапиеса)».

Искусство в массы! «Уборщица отполировала знаменитую скульптуру...»
Уборщица немецкой художественной галереи нанесла непоправимый ущерб дорогостоящей работе одного из самых известных современных скульпторов в Германии.

Она заполировала то, что посчитала некрасивым пятном на произведении искусства. Скульптура Мартина Киппенберга, который умер в 1997 году, называется "Когда начало капать с потолка".
Как передает ВВС, художник создал башню из деревянных планок, под которой разместил корыто с тонким слоем краски, представляющей собой высохшую дождевую воду. Уборщица подумала, что краска является пятном и тщательно затерла ее до блеска. Представитель художественной галереи в Дортмунде, в которой скульптура находилась на правах аренды, сказала, что художественному произведению теперь невозможно вернуть первоначальный вид.

7."Я хочу, чтобы все люди думали одинаково". Таково было программное заявление Энди Уорхола, одного из отцов поп-арта, американизированного чеха (Андрей Вархола), завалившего планету бесконечным тиражированием (с помощью элементарного типографского трафарета) изображений банки пепси-колы наряду с банальнейшей мордашкой Мэрилин Монро. Мечта идиота...
Мечта всей американской демократии.

Многие современные так называемые "звезды" подписались бы под такой программой.
Суждено ли ей осуществиться?..


Рецензии