11. Семейное счастье Алиага Шихлинского
В своих «Воспоминаниях» Алиага Шихлинский так писал о себе и о своей жизни: « Очень счастливо сложилась служба для меня. Начиная с японской войны и до отъезда из армии, никаких неудач я не терпел. И действительно, как на служебном поприще, так и в частной жизни, счастье меня не покидало. Говорят-не родись красивым, а родись счастливым» (1).
О его военной жизни мы подробно рассказали. Что же касается частной жизни, то Алиага сам назвал счастьем «22 года, прожитых вместе с Нигяр -ханум. Это был светлый путь, не затемнявшийся ни клочком облака в течение всех лет нашей совместной жизни. Обладавшая от природы большими способностями, хорошо образованная, очень кроткого характера, жена моя была создана для семейного счастья, и этим счастьем я пользовался в полной мере. С ее смертью ушло все лучшее, что было в моей жизни».
Можно было бы ограничиться этими словами. Но народу всегда хочется знать больше. И появляется печальная повесть Марины Петровой в «Вестнике Кавказа» в 2012 году , где автор рассказывает о долгом пути к этому счастью его жены Нигяр-ханум, которую ранее ее отец муфтий Гаибов принудил выйти замуж за нелюбимого, но богатого сына судьи(2). Галия Алиева в 2015 году пересказала эту историю (3), а в 2017-ом Арзу Джаид представила в журнале «Наргиз» свою романтическую версию любви (4).
К сожалению, все авторы не дают никаких ссылок на источники представленной информации. Поэтому не понятно, где реальные события, а где просто их художественный вымысел. Разные вики и другие источники в интернете просто копируют эти работы.
Мы видим свою задачу в уточнении некоторых моментов жизни этих достойных людей и добавлении новых сведений. Это даст нам возможность высказать свое мнение по поводу тех или иных событий и поможет понять, что послужило основой для долгой и счастливой семейной жизни наших героев.
Начав работу, удивились прежде всего неуважительному отношению даже к такому вопросу, как даты их рождения. Так, по сведениям разных авторов, Нигяр-ханум Гусейн-эфенди кызы Гаибова родилась в 1870 (5,6,7,8), в 1871 (9), в 1872(10) и даже в 1878 году( 11,12).
На скромном памятнике, который был поставлен на могиле Нигяр-ханум при жизни Алиага Шихлинского, стоит дата (10.10.1871-12.03.1931). Эту же дату указывает ее отец Гусейн-эфенди Гаибов в послужном списке, который опубликован в прекрасной труде Анастасии Алексеевны Ганич (13). Надеемся, что это достаточно убедительно, для того, чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос. Есть разные мнения и о месте рождения Нигяр-ханум: в селении Салоглы на родине ее отца или в Тифлисе.
Это касается и даты рождения Алиага Хаджи Исмаилбек-оглы Шихлинского, о чем мы писали в начале нашего повествовании- он родился во вторник 23 апреля 1863 года, а не 1865,как настойчиво пишут некоторые авторы. Свой счастливый союз они создали 27 октября 1909 года : жениху 46 лет от роду, невесте-38 лет. И у каждого за спиной была своя взрослая жизнь.
Чтобы разъяснить многие другие вопросы, вернемся опять к истории жизни ее отца Мирзы Гусейна Гаибова. Он родился в 1830 году в селении Салоглы ( в н.в. с. Ашагы-Салахлы ) Казахского уезда Елизаветпольской губернии. После смерти отца муллы Юсуфа Гаиб-оглы , шестилетний Мирза Гусейн был взят под опеку дяди, сельского муллы Ибрагим Эфенди Гаиб-оглы, который отдал его для учебы в школу при мусульманской мечети. В своем послужном списке позже он напишет: «Воспитывался закавказскими мударрисами», т.е. учителями «фикха» (закона ислама) - главного предмета в медресе.
После получения начального образования, он «окончил полный курс восточных наук». Возможно, Мирза Гусейн учился в медресе в селении Шихали, которое находилось при Главном казии, заведующем магометанским духовенством Казахского участка Омаровой секты (сунниты) прапорщике Мамед -Эфенди -Муфти –Заде (13,15). В других источниках его имя пишется как Магомед-эфенди- Муса-заде(16).
Гусейн проявил прилежание и огромную жажду к знаниям. В 17 лет он стал помощником учителя в Салоглинском медресе и отвечал за обучение младших учеников, а затем работал там же учителем и преподавал шариатскую науку(16).
Он хорошо разбирался в религиозных науках, хорошо знал азербайджанский (тюрк.) с арабским алфавитом, изучил персидский,арабский и турецкий языки, познакомился с восточной литературой и историей.
Достоверно известно, что в 1858 году 27-летний Мирза Гусейн Юсуф-оглы Гаибов поступил на службу его Императорского Величества Александра II и начал свою многолетнюю деятельность в Тифлисе.
31 января 1858 года Наместник Е.И.Величества на Кавказе генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский сделал предписание на имя Попечителя Тифлисских мусульманских училищ барона Александра Павловича Николаи и, согласно приказу за № 392, Мирза Гусейн был утвержден учителем восточного курса Тифлисского мусульманского училища Омарово учения. Училище было основано в 1848 году, а его Устав утвердили 10 мая 1848 года(17,18).
Таким образом, свою службу он начал учителем, а не духовным служителем. Есть основания утверждать, что этому способствовал Мамед- Эфенди-Муфти- Заде, который 25 июня 1857 года был назначен муфтием в городе Тифлисе(14).
На новом месте интеллигентный и талантливый мударрис быстро овладел симпатиями и вниманием окружающих. Его оценили не только как учителя ,но и как человека, и стали приглашать в казенные и частные учебные заведения для преподавании восточных языков и мусульманского Закона Божьего.
В Российской Империи, на наш взгляд, было правильно организовано религиозное воспитание. В учебном заведении во время, отведенное уроку Закона Божьего, ученики расходились по разным помещениям, где учителя обучали основам той религии, которую исповедовали их родители.
Свою государственную службу Мирза Гусейн Юсуф-оглы начал с чина коллежского регистратора, а в 1864 году Указом Правительствующего Сената от 10 августа за №-155 был утвержден в чине губернского секретаря со старшинством с 31 января 1858 г.
11 февраля 1865 года Указом Правительствующего сената за №3548 Учитель Тифлисского Мусульманского Училища Омаровой Секты Молла-Гусейн-Молла-Юсуп-Гаибов произведен в коллежские секретари со старшинством с 31 января 1861 года(19).
Из-за отсутствия штатного смотрителя училища, в 1859,1860 и в 1863 годах Мирзе Гусейну приходилось по просьбе Закавказского муфтия Омарово учения Мамед- Эфенди-Муфти- Заде периодически исполнять эту должность и выезжать для проведения ревизии в губерниях (Бакинской, Эриванской ,Кутаисской) и в Дербентском градоначальстве. Нужно отметить, что в пределах Наместничества отмечалось постоянное отсутствие кадров Омарово учения по сравнению с учением Алиева(шииты).
В обязанности штатного смотрителя входил контроль за бухгалтерией, хозяйственными делами, уровнем преподавания учителями, надзор над благонравием учащихся и исполнения ими правил училища.
Указом Правительствующего Сената от 12 июля 1866 за №4190 Мирза Гусейн был произведен в титулярные советники со старшинством от 31 января 1864 года, а 6 октября 1868 за №6149 - в коллежские асессоры со старшинством от 31 января 1867 года.
Работая с Кавказскими календарями, мы случайно обнаружили (в алфавитных ссылках этот факт не был отмечен) сведения о том, что с 1866 по 1873 год Молла Гусейн одновременно служил законоучителем магометанского закона и учителем татарского(азербайджанского) языка в Тифлисском Женском учебном заведении Св.Нины (20). Заведение было открыто 5 мая 1846 года супругой Наместника Кавказского князя Воронцова Елизаветой Ксаверьевной «для воспитания и образования молодого женского поколения» и стало «серьезным рассадником просвещения среди местного населения и сущим благодеянием для людей малого достатка в Закавказье».
Мы не нашли у других авторов упоминаний об этой службе Мирзы Гусейна, хотя, на наш взгляд, возможно, его тесное общее с этим женским учебным заведением и знакомство с системой образования девиц, заставило его более внимательно и критически изучить вопрос об отношении к женщине в мусульманском учении, по-своему прокомментировать его и донести до общества свое видение.
О прогрессивном взгляде Молла Гусейн Гаибове на положение женщин в семье и обществе отмечал Дж. Дагистани в статье, написанной в связи со смертью Моллы в 1917 году (21). «Он вел борьбу за обучение девушек в школах нового типа. В статьях «Дастури-нисван», «Рекомендации», «Основы науки для подростков», «Обучение и воспитание наших девушек и женщин», он доказывал, что обучение девушек в школах нового типа ни в коей мере не противоречит законам шариата, и женщины имеют право получать образование наравне с мужчинами».
Алиага Шихлинский отметил в своей книге «Мои воспоминания»: «Самой большой пользой для своего народа Мирза Гусейн Гаибов считал внедрение в массы европейского просвещения и культуры. Он особенно ратовал за образование мусульманской женщины, за её раскрепощение и за снятие чадры. Он доказывал, что все это не запрещено шариатом, а привито мусульманством после завоевания им Ирана».
В 1870 году коллежский асессор, Его Высокоблагородие 40-летний Мирза Гусейн Юсуф-оглы женится на 17 -летней Саадат-ханум, дочери своего родственника Абдул Карима Гаибова, младшего помощника землемера Тифлисской судебной палаты (22). Возможно, именно это событие в жизни учителя послужило поводом для Всемилостивейшего награждения его 18 декабря 1870 года »за отлично усердную службу» 300 рублями серебром.
Позже напишут: «Чтобы доказать свою правоту религиозным служителям и всем остальным, он убеждает жену сбросить чадру и разрешает женщинам ,наравне с мужчинами, участвовать в деятельности Мусульманского Благотворительного общества, которое помогало молодежи, ищущей знаний »(21). Алиага Шихлинский подтверждает :» Женившись на молодой, очень красивой девушке, он ее не кутал в чадру и не прятал от мужчин»(1).
24 сентября 1871 года Государь Император Александр II, по ходатайству Великого князя Наместника Кавказского Михаила Николаевича, милостиво соизволил пожаловать Мирзе Гусейну за отличие орден Св.Анны 3 степени, установленный для нехристиан, о чем было объявлено по управлению 3 октября 1871 г за №-40.
10 октября 1871 года в семье появился первый ребенок- дочь Нигяр-ханума. Есть разные мнения о месте рождения Нигяр-ханум: в селении Салоглы на родине ее отца или в Тифлисе. Мы склоны считать, что это все-таки произошло в селении.Там все и всё -свое… 6 октября 1871 года, ко дню ее рождения , отца повысили в чине до надворного советника.
В марте 1872 года умер муфтий Закавказского края Омарова учения Мамед-Эфенди-Муфти-заде. В связи с этим, учителю Молла Гусейну пришлось исполнять его работу в качестве штатного смотрителя училища с 27 марта 1872 года по 1 января 1873 года, а также, с 5 октября 1873 года по 1 января 1874 года. Работу ,по-видимому, выполнял настолько исправно, что общество мусульман-суннитов 3 апреля 1872 года даже обратилось с прошением о назначении его на должность муфтия (23).
5 апреля 1872 г. официально утвердили «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства суннитского учения» и, отдельно, шиитского. Оно содержало правила об Управлении Закавказского Мусульманского духовенства и определяло степень духовных лиц(молл, казиев, губернских меджлисов и пр.).
Согласно Положению, во главе Духовных Правлений в Тифлисе стояли суннитский муфтий и шиитский шейх уль-ислам, которые, по представлению Наместника Кавказского, утверждались в должностях Государем Императором.
Духовные лица должны были «склонять народ к возведению в каждой деревне мечети с училищем при ней и прочих благотворительных заведений. В подобных училищах мудеррисы должны обучать детей мусульман всем правилам и обрядам мусульманской религии, дабы дети, получив такое религиозное образование, стали добрыми и порядочными людьми». Эти наставления Мирза Гусейн насаждал и в своей семье.
Закавказским муфтием суннитов и Председателем Закавказского суннитского Духовного Правления был утвержден Гаджи- Гамид –Эфенди- Мустафа-Эфенди-Заде.
Молла Гусейн Гаибов был назначен, предписанием начальника Главного Управления Наместника Кавказского барона Николаи от 28 декабря 1872 г. за №9757, исправлять должность секретаря Закавказского суннитского Духовного Правления с оставлением за ним прежней должности учителя Тифлисского мусульманского суннитского училища . Попечителем Тифлисских мусульманских училищ назначили д.с.советника Адольфа Петровича Берже(24), с которым Гаибов позже сблизился на почве интереса к археологии. 2 января 1873 г. в Тифлисе торжественно открыли соответствующие Духовные Правления.
Государь Император 16 июля 1873 года Высочайше изволил сохранить Молле Гусейну Гаибову содержание по должности учителя училища и ,сверх этого , платить ему оклад по должности секретаря Кавказского Суннитского Духовного правления. Главное Управление Наместника Кавказского установило ему, отношением от 4 августа 1873 года за №6830, годовое жалование в 600 руб. и столовых 200 рублей, до тех пор, пока он будет состоять в этой должности.
В 1874 году секретарю суннитского Духовного Правления Молле Гусейну Гаибову назначают помощника - дворянина Аббас-ага Гаибова (25).Уже к тому времени на государственной службе было достаточно много образованных людей из семейства Гаибовых. В большинстве случаев это были садоглинцы - питомцы Молла Гусейна. Он выписывал всех, наиболее способных учеников-сородичей, и определял их в различные школы. Многие из этих мусульман по окончанию средних школ, заботами и хлопотами своего благодетеля, отправлялись на казенный счет в высшие учебные заведения. Благодаря его настойчивости, многие питомцы достойно показали себя на поприщах общественной и служебной деятельности(16).
Заботился Молла Гусейн и о своих родственниках. Так, в 1875 году в Тифлис приезжает из деревни его племянник Алиага, сын двоюродной сестры Шах-Емен Шихлинской (ур.Гаибовой). Его отец Исмаил Ага Али Газахоглы (малоземельный помещик) решил, что пора учить наукам своего младшего сына, чтоб он стал, как и предки, настоящим воином.
Алиага практически не знал русского языка, обязательного для учебы, но врожденные способности и тяга к знаниям, при известном авторитете учителя Гусейна Гаибова, позволяет директору частной гимназии С.И.Монастырцеву принять его 17 ноября 1875 года и допустить к учебе. Он оправдал доверие к нему. За семь месяцев Алиага прошел двухгодичный курс подготовительного класса и в 1876 году поступил на учебу в Тифлисскую военную гимназию.
25 декабря 1875 года Молла Гусейн Гаибов за отлично усердную службу Высочайше награждается орденом Святого Станислава 2 степени, установленным для нехристиан, о чем указано в приказе по Главному Управлению Наместника Кавказского от 14 января 1876 года за №2.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по приказанию Наместника Кавказского Е. И. Высочества Вел. Князя Михаила Николаевича Мирза Гусейн привлекается для службы и 16 февраля 1878 года приказом за № 711 командирован в Эрзерум в распоряжение командующего действующим корпусом в Азиатской Турции для исполнения обязанностей письменного переводчика.
Служба -не помеха. Любимая жена Саадат-ханума 25 сентября 1874 года родила первого сына -Надир-бек Гусейн-оглы Гаибова, а 12 октября 1878 года в Тифлисе родила второго сына- Бахадир-бека, с которым она прожила до 1930 года, до конца своей жизни.
За отлично усердную и ревностную работу в означенной командировке 2 февраля 1879 года приказом по Кавказскому Военному Округу от 24 февраля 1879 г за №61 Молла Гусейн был Высочайше награжден орденом Св.Анны 2 степени, установленным для нехристиан.
Еще в 1872 году рассматривался вопрос об открытии Закавказской Учительской Семинарии с целью подготовки учителей для жителей Закавказья. Кандидатуру Молла Гусейна тогда рассматривали, как учителя татарского(азербайджанского) языка. Но только в 1876 году в Гори открыли Закавказскую Духовную Семинарию, а 1 сентября 1879 года, на основании Высочайше утвержденного мнения Государственного совета, татарское отделение при ней.
12 октября 1879 года Попечитель Кавказского Учебного Округа Януарий Михайлович Невиров приказом за № 3875 допустил Молла Гусейна к исполнению обязанностей учителя суннитского вероучения и учителя татарского языка Закавказской Духовной семинарии, а 1 января 1880 года приказом за №4040, утвердил его в этой должности.
Преподавателем шиитского направления шариата назначили Молла Абдулсалам Ахундзаде. Директором семинарии был Дмитрий Дмитриевич Семёнов.
Обучение в семинарии велось на русском языке, но при этом учащиеся изучали родной язык, учения вероисповеданий, а также все основные предметы. Там получили образование известные азербайджанцы Фирудун бек Кочарли, Сафарали бек Велибеков, Узеир бек Гаджибейли, Рашид бек Эфендиев, Муслим Магомаев, Исмаил ага Векилов и Мамедага Шыхлинский из Казаха , Нариман Нариманов и др(26).
1 марта 1881 г. на престол вступил Император Александр III. 22 ноября 1881 Кавказское наместничество фактически было упразднено и образовали Кавказскую администрацию во главе с Главноначальствующим Гражданской частью, на должность которого 1 января 1882 года был назначен кн. Александр Михайлович Дондуков-Корсаков.
Указом Правительствующего сената от 4 августа 1881 года за № 108 законоучитель суннитского учения и учитель азербайджанского языка в Татарском отделении Закавказской Учительской семинарии Молла Гусейн Гаибов был произведен из надворного советника в коллежского советника со старшинством от 1 января 1880 года (27).
Гори располагается в 80 км от Тифлиса. Для того времени, это достаточно далеко. Возможно, что в годы работы там Гаибова (с октября 1879 по январь 1884 года), семья жила на два дома. Так, очередной ребенок в семье Гаибовых, сын- Джахангир-бек родился 8 марта 1882 года точно в с. Казах.
Что же касается Нигяр-ханум, то в 1882 году ей уже 11 лет и она должна была бы готовится к поступлению в учебное заведение. Это требовало определенный запас знаний, и прежде всего, русского языка. Похоже, что она жила ближе к отцу, в Гори.
Достоверно известно, что Нигяр Гаибова окончила Закавказского девичий Институт в 1889 году (28,29). Далее мы будем называть его просто Институт.В каком году она поступила туда, на каких условиях и как проходила ее учеба –неизвестно. Из Грузинского исторического архива получен официальный ответ, что ее личное дело не сохранилось(30). Возможно, оно находиться в каком-то совсем другом архиве или музее. Точно есть некоторые документы в Российском государственном историческом архиве, но познакомится с ними у нас возможности нет.
Будущий муж Нигяр-ханум 20-тилетний Алиага Шихлинский в 1883 году закончил курс учебы и ,имея по всем предметам и по поведению полный балл =12(отлично),получил право поступить в любое учебное заведение без вступительных экзаменов. Он выбрал Петербургское Михайловское артиллерийского училища и 1-го сентября 1883 года стал юнкером рядового звания.
В это время в Тифлисе, кроме Института, уже работали Женское учебное заведение Св.Нины и Женская гимназия Великой Княгини Ольги Федоровны. Для того, чтобы понять, почему учитель Гаибов избрал для обучения своих дочерей Девичий Институт, нужно знать, чему их учили в этом заведении и чем они отличались от других женских учебных заведений. Для этого пришлось познакомиться со многими историческими материалами и найти там то, что стало интересным для автора и надеемся, и для читателей.
Продолжение следует.http://proza.ru/2025/02/22/1738
Фото.Из личного архива потомков Гаибова. 1875-76 год. Секретарь суннитского Духовного Правления Молла Гусейн Гаибов , слева сидит- неизвестно, справа-жена Саадат-ханум, к которой очень естественно « прилипла» маленькая Нигяр.
Свидетельство о публикации №225020401056