Реплика о сущности денег

РЕПЛИКА о сущности денег

По всем разговорам мы воспринимаем деньги как некую не просто реальность, а конкретно материальную реальность: как сапоги, хлеб, яхты, дома. Но деньги – это денежные знаки, это символическая реальность с особыми свойствами. Во-первых, эти знаки имеют значение при некотором именно материальном положении общества, при реальном наличии некоего материального ресурса. Во-вторых, они значимы при наличии юридически закреплённого и политически обеспеченного порядка. В-третьих, закон перехода количества в качество действует и для денег, хотя об этом никто не говорит. А значит – деньги обладают некой анизотропией и векторностью. Или, если прибегнуть к аналогии из термодинамики и рассматривать деньги как некий параметр, то это интенсивный, а не экстенсивный параметр (по Вильгельму Оствальду).

 Экстенсивные параметры можно просто суммировать. Это масса, объём, энтропия. Интенсивные параметры (температура, давление, концентрация) не складываются. Килограмм плюс килограмм будет 2 кг, а 20 0С + 20 0С не будет равно 40 0С. Безусловно, один рубль плюс один рубль будет 2 рубля, но миллион рублей – это не просто сумма миллион раз по одному. Миллион обладает другими свойствами. Метафора «время – деньги» пожалуй лучше всего иллюстрирует этот феномен. Длительности также складываются, час плюс час даёт 2 часа, но 10 часов и миллион лет – не просто сумма малых отрезков времени. Я не знаю, как иначе объяснить свою мысль. Использую те термины, которые мне известны и кажутся наиболее подходящими. Я уверен, что простое перераспределение денег между людьми, простое отнятие у имущих и передача неимущим ничего не изменит. Разве что прыгнут цены на товары первой необходимости и ускорится инфляция. То есть уменьшить количество яхт и «Bentley» не означает автоматическое увеличение продуктов питания и уменьшение числа голодных. Словом, феномен денег требует в очередной раз философского осмысления. Это далеко не первый раз в истории, но надо вспомнить, перечитать, переиздать, ввести в учебные курсы, вывести тему из подполья. Кстати, примерно сто лет назад немецкий философ Георг Зиммель написал труд «Философия денег» (1900).


Рецензии