Святые мученики Алфеи
И то, и другое было занятием, мягко говоря, неоднозначным, ибо приводило к гибели настоящих произведений искусства. Пока у власти были язычники, развернуться «луддитам от христианства» не давали (за подобное хулиганство полагалось либо распятие, либо костёр, либо отсечение головы… хотя могли и розгами или флагрумом засечь до смерти).
А вот когда к власти пришли христиане, античная цивилизация была ими едва ли не полностью уничтожена (на Западе) … и начались Тёмные века. Впрочем, это уже совсем другая история.
Вторая история тоже явно была не единичным случаем – во время Великого гонения Диоклетиана (на самом деле, тетрархов) такое, несомненно, случалось не единожды… если местные чиновники были слишком энергичными.
Обычно – как во время гонений Деция – чиновники просто составляли документ, что христианин якобы принёс жертву… и все были (хоть и в разной степени) довольны. Однако и принуждения – под страхом порки, истязаний и смертной казни – имели место быть.
Число пассионариев-фанатиков в любой религии по статистике не превышает 15%, поэтому 85% предпочитали принести жертву (благо впоследствии вполне можно было получить отпущение этого греха у священника).
Христианским фанатикам (к которым явно относился Алфей Кесарийский - чтец одноимённого христианского храма) это, понятное дело, не нравилось категорически (впоследствии его единомышленники создали раскольническое движение донатистов).
Алфей Кесарийский бесстрашно пошел в толпу не столько отпавших от Христа, сколько «и нашим, и вашим» и начал уговаривать их не осквернять себя языческими жертвами.
Думаю, дело было не только (и не столько) в жертве языческим богам – ситуация была много серьёзнее для Церкви. Ибо эдикт тетрархов требовал от христиан отдать имеющиеся у них священные книги для последующего их сожжения. Поэтому, скорее всего, Алфей стремился именно спасти книги, которые «отступники» уже готовы были отдать властям.
Понятно, что последним это не понравилось категорически, поэтому Алфея схватили и заключили в тюрьму, где применили «третью степень убеждения». Порка и истязания, иными словами (дыба, страппадо, огонь и всё такое). Не помогло, поэтому Алфею (как римскому гражданину) отрубили голову.
В официальной (церковной) версии третьей истории, концы, как бы это помягче сказать, несколько не сходятся. Согласно этой версии, всё началось с того, что некий Марк (пастух – не путать с евангелистом Марком!) настолько громко проповедовал христианство, что был схвачен стражниками (ибо достал).
Стражников он якобы обратил в христианство (такое случалось) – с предсказуемым для них финалом (усекновение глав). Марка же решили подвергнуть пыткам… только вот орудий пыток не было.
Для изготовления орудий пыток призвали трех братьев-кузнецов - Александра, Алфея и Зосиму, но железо не поддавалось и плавилось, а руки кузнецов цепенели. Их это впечатлило настолько, что они обратились в христианство, после чего их арестовали, истязали и казнили, залив в горло расплавленное олово.
Марка нашли чем истязать, после чего ему отрубили голову. Когда главу святого мученика внесли в капище Артемиды, все идолы попадали и разбились (что чистая сказка, конечно – Бог так не работает).
Насчёт изготовления орудий пыток бред полный – ибо ни дыба, ни страппадо, ни пытка огнём в услугах кузнеца не нуждались. Судя по выбранному способу казни, братья промышляли изготовлением фальшивой монеты, за что и были казнены.
При этом они запросто могли быть христианами (среди 6 миллионов христиан во времена Диоклетиана кого только не было) … только вот никакого мученичества за веру и близко не было. Было хоть и жестокое, но всё же наказание за криминал.
Свидетельство о публикации №225020401297