Татары в Москве

       1 февраля 2025 года, иду на экскурсию по татарским слободам Москвы. с  музыкальным и поющим  экскурсоводом  -  Евгением Богдановым
       Татары являются второй по численности нацией после русских, проживающих в Москве и Московской области. В татарах течёт кровь гуннов, поволжских булгар, кипчаков, ногайцев и многих других народов . Встречаемся  на Пятницкой улице  в Толстовском центре. Здание является памятником архитектуры конца XVIII века, здесь снимал жильё молодой Л. Н. Толстой. Графы Толстые подарили народу двух литераторов, Льва и Алексея, они принадлежат к одному роду и имеют в предках татарские корни. В списке видных русских писателей есть писатели татарского происхождения:Гоголь, Достоевский, Тургенев, Державин, Пешков (Горький),Аксаков. Пушкин, сам указывал в своих предках - негра Ганнибала и  татарина Раджу. Чаадаев - потомок одного из полководцев Чингисхана - Чаадая. В усадьбе,удивили цветущие подснежники  и это 1 февраль!      
       Татарские отряды, как профессиональные потомственные воины обладали целым рядом ценных навыков, которые не всегда обладали русские дворяне. Татарское иго на Руси было изжито не  насильственным свержением, а постепенной интеграцией знатных татар в русский правящий класс. Татары составляли около половины служилых дворянских фамилий и войска московских царей. Есть одно летописное известие (князя Семёна Шаховского), что Симеон  Бекбулатович возглавлял Опричнину, тогда как сам Иван Грозный оставался только царём Земщины. После отставки с трона Симеон Бекубулатович не подвергся опале Грозного царя. Ему был пожалован титул великого князя Тверского. До времён Бориса Годунова Симеон жил в Твери как удельный полунезависимый властитель.   
       Первые сведения о переходе татар на службу московским князьям относятся к середине XIV века. После смерти Батыя, Золотая Орда погрузилась в междоусобные войны. Некоторые аристократы предпочитали переехать на окраину империи в поисках лучшей доли. Часть  историков считает, что до трети войск Дмитрия Донского на Куликовом поле составляли татары. Первым достоверно известным татарином на службе московского князя стал ордынский царевич Серкиз-бей (или Черкиз), он спасаясь от преследования Мамая и со своим родом оказался в Москве. В вотчину ему князем Дмитрием были отведены четыре деревни на северо-востоке от города, объединенные под названием Черкизово. Царевич принял христианство, а его сын, князь Андрей Черкизович, был одним из воевод на Куликовом поле и сложил там голову.
        Первое постоянное поселение татар в столице Московского государства было основано напротив Кремля (в Замоскворечье). Свидетелями татарского присутствия в Москве являются и такие названия,как Большая Татарская и Татарская улицы,Большой и Малый Татарские переулки. С расширением границ Москвы появлялись слобода татар-кожевников, от них осталось название Кожевничёской улицы  и название Конного переулка рядом со станцией «Шаболовская», там находился самый большой рынок скаковых лошадей, основанный татарами-ногайцами. Отпущенный из казанского плена великий князь Василий вернулся в Москву в сопровождении служилых татар, которые также получали имения "в кормление". По указу царя Алексея Михайловича Романова, в 1649 году жителей Татарской слободы вывели за пределы города.
       С улицы  Большая Ордынка, прекрасно  виден собор  Василия Блаженного или  собор Покрова на Рву, что стоит на Красной Площади. Собор  символизирует победу Ивана IV над Казанью. Его, первая необычность в местоположении, вторая в форме и раскраске куполов. Исторические источники утверждают, что Иван IV приказал зодчим Поснику и Барме построить в центре Москвы церковь наподобие казанской мечети Кул-Шариф. Собор построен из кирпича, в XVI веке этот строительный материал был относительно новым: Ещё одной особенностью, отличающей собор  от прочих церквей - это четыре столпа, или, говоря иначе, минарета. Татарский автор Нияз Халит в своём труде "Архитектура ханской Казани" выдвигает  интересное предположение о соборе Василия Блаженного. Он обращает внимание на то, что вид куполов храма напоминает головной убор, деятелей исламского мира. По его мнению,  храм Покрова  мог быть построен татарскими мастерами, попавшими в плен, под руководством наших зодчих. Покровский собор узнают, благодаря его разноцветным главам,  но такими они были не всегда. Сразу после строительства, завершившегося в 1561 году, собор  был окрашен  в  белые цвета и его  венчали золотые главы. Нынешняя цветовая гамма сложилась в 1680-х – 1848 годах, во времена  Екатерины Великой.
        Осмотрев  ряд  особняков, подходим к  самой старой  - «исторической» мечети города. После войны 1812 года, «за героические подвиги воинов-татар в Отечественной войне» по личному указу императора Александра мусульмане получили право построить мечеть в Татарской слободе, на участке купца первой гильдии Назарбая Хашалова. Ее построили в 1823 году, но только  после перестройки 1882 года мечеть приобрела традиционный вид — у нее появился минарет и купол. На рубеже XX века маленькая мечеть на Татарской уже не вмещала всех московских мусульман. Новая большая  Соборная мечеть, построена  рядом с нынешнем метро «Проспект мира», открылась в 1904 году.  Сегодня в Москве шесть мечетей.
       В  конце  экскурсии знакомимся с зданием, где ныне  расположен «Татарский просветительский культурный центр», расположен  в  Малом Татарском переулке,д.8. Здание построено по проекту архитектора Владимира Краузе в 1914 году, его строительство финансировал бакинский нефтепромышленник Ага Шамси Асадуллаев. В 1903 году, Асадуллаев переезжает в Москву, где женится вторым браком на Марии Петровне Николаевой, дочери известного сенатора, приближенного к императорской фамилии. Интересен тот факт, что когда Ага Шамси оставил духовное завещание, по которому все его наследство (10-12 миллионов рублей) должно было поровну быть поделено между его семьей и Марией Петровной, то его родня поклялась убить его и его супругу. Выход из этого положения им подсказал В. А. Гиляровский, посветивший  внести в завещание следующий пункт: «В случае насильственной смерти моей или моей супруги Марии Петровны все наследство завещаю на нужды благотворительности». После этого его родственники, помирилась с Асудуллаевым. После постройки в здании была открыта школа для детей мусульман.В 1917 году здесь проходил Всероссийский съезд мусульман. Впоследствии здесь функционировал татарский Дом просвещения, включавший детский сад, школу, детский дом, рабочий клуб, театр и типографию.  До 1941 года здание имело отношение к татарской общине, а позже в нём был открыт госпиталь. В 2003 году в здание  был открыт Татарский культурный центр. Дом  имеет четыре этажа, в нём сохранились лестничные ограждения и  большое парадное зеркало. Внизу здания работает ресторан и магазин.
        Самым ярким местом экскурсии  оказался жилой панельный дом, по форме «гармошка», который  внутренним двором, примыкает к культурному центру. Здесь снимали кадры фильма  «Иван Васильевич меняет профессию». Экскурсовод показывает место, где на будке  красуется надпись – « дурак », её пытался стереть Бунша. В фильме, написано было мелом, ныне  стена оштукатурена и  написано краской. 
       Закончу рассказ,словами песни Владимира  Высоцкого:«Если кто и влез ко мне, так и тот - татарин». Думаю, что эту фразу могут сказать многие жители города. Мой дедушка по отцу был из волжских булгар, видно по девичьей фамилии.
на фото  «Татарский культурный центра с краешком дома из фильма.
источники: Евгений Богданов, Википедия,  https://dzen.ru/a/YA7Zrc0JjkaxVFd8


Рецензии
Спасибо, Ольга, за интересную и познавательную экскурсию!
Всего вам самого вдохновляющего!
С теплом,

Ирина Христюк   06.02.2025 20:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.