Фурукава бетон
Итак.
Дело было в 1984 году. Или в 85? Естественно прошлого, ХХ века. На стройке века – Байкало-Амурской железной дороге дело шло к окончанию строительства. Правда, с туннелями были определенные проблемы, особенно с Северо-Муйским. Сроки его сдачи терялись в туманном будущем, а пока поезда ходили по обходной ветке. Правда на ней были слишком крутые подъемы, что не давало возможности нормальной эксплуатации дороги. Но сейчас не об этом. А о другом туннеле –Кадарском. Там вовсю шла проходка, ее темпы, благодаря проходческой станции японской фирмы «Фуракава», давали все основания надеяться, что туннель будет готов более менее в планируемые сроки.
В начале октября руководству строительства пришло официальное известие, что к празднику Октябрьской революции, а именно к 7 ноября, БАМ посетит очень важный человек – целый член Политбюро Центрального комитета КПСС. И началась бешеная суета, связанная с подготовкой встречи высокого гостя. Неподалеку от входа в туннель срочно оборудовали вертолетную площадку, выровняли дорожки, посыпали песком, поставили трибуну, на которой почетный гость и сопровождающие его лица будут находиться во время торжественного митинга, повсюду развешали флаги и транспаранты, общее содержание которых можно представить двумя словами: «Слава КПСС». ОРС в полном составе метался по всей трассе, заготавливая различные деликатесы и напитки для праздничного банкета. И вот этот день настал.
С самого утра рядом с вертолетной площадкой собралось все руководство стройуправления – с помытыми шеями, в наглаженных костюмах, в белых рубашках с галстуками. Кроме руководства, присутствовало некоторое количество рабочего люда – все в касках и новых спецовках, выданных накануне.
С опозданием от расчетного времени на два часа, что для члена Политбюро простительно, потому что обычно, послышался звук вертолета. Машина сделала круг и приземлилась на площадку. Из нее вышел Высокий Гость и сопровождающие его лица. Поздоровались со встречающими. Затем гости и встречающие, под предводительством начальника стройуправления, двинулись на осмотр туннеля. Вся эта группа товарищей в туннеле бобыли не более 15 минут, затем все двинули к трибуне. Провели небольшой митинг, Высокий Гость с трибуны зачитал кратенькую речь, в которой от имени Политбюро поблагодарил строителей туннеля за их самоотверженный труд. От банкета Гость отказался, сославшись на недостаток времени, и все прибывшие загрузились в вертолет. Загудела турбина, завращались винты, винтокрылая птица взмыла, сделала на прощание круг и скрылась за сопкой.
Все встречавшие гостей перевели дух, со вздохом облегчения стерли пот с лиц, и направились было к накрытым столам (не пропадать же добру). Но в этот момент земля вздрогнула, и со стороны входа в туннель донесся глухой грохот. Все кинулись туда и обнаружили, что туннеля уже, в сущности, и нет – обвалился свод.
К чести руководства, первое что было сделано – пересчитали, так сказать, по головам всех сотрудников стройуправления. К счастью, все оказались живы и здоровы – все в это время провожали гостей и, в следствие этого, никто не пострадал. Что стало поводом для руководителей еще раз с облегчением перевести дух. Однако через пару минут пришло осознание – проведи высокие гости немного больше времени в туннеле, и от всех присутствующих осталось бы только мокрое место погребенного под огромной грудой камней. Но судьба решила по другому. И данный общественно-политический деятель стал президентом одной очень суверенной страны, и на этом посту он наворотил дел –мама не горюй. Кто знает, как бы сложились судьбы осколков бывшего Советского Союза, если бы этот конкретный Член Политбюро остался бы навсегда в туннеле. А вот судьбы высшего руководства Тунельстроя была бы вполне предсказуемы –остаток жизни они бы работали дворниками, в лучшем случае.
В официальном отчете о произошедшем фигурировала тьма малопонятных и плохо запоминаемых горняцких и геологических терминов вроде трещиноватость, мезозой, многолетне мерзлые породы, диабазы и тому подобное. Особенно красиво смотрелось словосочетание попигайские доломиты. Все это подводило к неизбежному выводу, что виновата матушка природа, капризы которой непредсказуемы. На самом же деле, причина была проста как грабли. Как водилось в те времена, к празднику и визиту высоких гостей руководство стройуправления приняло решение продемонстрировать очередной трудовой подвиг – ускоренную проходку. Но проходка еще пол дела – за ней следует отделка туннеля, а именно установка тюбингов, этаких железобетонных полуарок, которые укрепляет должным образом свод. Но толи тюбинги по какой то причине не завезли в нужном количестве, то ли завезли, но не те, какие нужно, в результате отделка отстала от проходки более чем на сто метров. А по нормативам и проекту это отставание не должно превышать двадцати метров. Ну и природе ничего не оставалось иного, чем отреагировать на этакое безобразие так, как это и произошло. Обвалом. Но об истинной причине аварии знал очень ограниченный круг людей, которые хранили эту информацию тщательнее, чем самую важную государственную тайну.
Но надо же было как то исправлять положение. Поначалу стали выгребать из штольни обвалившиеся обломки скалы, но очень быстро стало понятно, что чем больше скалы выгребалось, тем больше обваливалось со свода. После усиленного мозгового штурма, приняли план, в соответствии с которым в высшей точке Кадарского перевала пробили вертикальную шахту до зоны обвала, соорудили растворный заводик и начали закачивать бетон в зону обрушения. Закачивали до тех пор, пока раствор не потек из всех щелей с обоих сторон туннеля. После того, как бетон затвердел, привезли новый проходческий комплекс и начали проходку по второму разу. Нужные уроки извлекли, после чего отделка ни на метр не отставала от проходки более, чем предусмотрено проектом. Поскольку проходка шла точно по первоначальному направлению, на ее пути, естественным образом оказался японский проходческий комплекс «Фурукава». Отчего в народе и начала фигурировать дурка, что при строительстве Кадарского туннеля использовался уникальный отделочный материал «Фурукавабетон».
Свидетельство о публикации №225020400135