Какую культуру мы создаём?
1. В зависимости от доминирующих ценностей, Питирим Сорокин выделяет три типа культур:
а) чувственный (сенситивный), в котором преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности (поиск счастливых чувств и удовольствий);
б) идеациональный, в котором истинной реальностью является сверхчувственный Бог (люди стремятся к познанию высших истин и преодолению материального мира);
в) идеалистический, где истинная реальность — это бесконечное многообразие, объединяющее чувственное и сверхчувственное начала (приоритет отдается достижениям в области науки и техники).
Разумеется, ни один тип культуры не бывает представлен в чистом виде. В любую эпоху фактически существуют все три варианта, но один из них доминирует.
2. В зависимости от культурных изменений (смены приёмов и норм) П.Сорокин выделяет три их типа:
а) имитация – это простое копирование элементов одной культуры другой без изменения;
б) усиление – это развитие, расширение и усиление уже существующих элементов культуры;
в) трансформация – это изменение и преобразование элементов культуры в новые формы и выражения.
И опять-таки, все эти три типа изменений действуют одновременно, но в каждом конкретном случае какой-то тип превалирует.
3. В зависимости от долговечности существования произведений культуры можно выделить их три качественных уровня:
а) гениальные произведения, которые живут тысячи лет (например, произведения некоторых древнегреческих философов, поэтов, архитекторов);
б) добротные произведения, переживающие своих авторов;
в) «массовая культура» (СМИ, спорт, попса, кич и т.д.), от которой со временем практически ничего не остаётся.
Соответственно, у каждого такого уровня культуры есть свои потребители:
а) гениальные произведения способна понять и по достоинству оценить лишь малочисленная группа эстетов;
б) добротные произведения понимаются и ценятся значительно большей целевой аудиторией - культурной публикой с «хорошим вкусом»;
в) «массовая культура» потребляется публикой, не склонной к эстетике и аналитическому мышлению, но, как говорится, "пипл хавает".
Разумеется, и здесь нет чётких границ. К тому же происходит духовное развитие некоторых людей, и их вкусы меняются в сторону произведений культуры более высокого уровня. Со временем аудитория, ориентированная на такие произведения расширяется; например, во времена И.С.Баха его не считали талантливым композитором даже собственные сыновья, через 100 лет его талант начали признавать, а теперь практически вся культурная публика зачислила его в гении.
А какую культуру создаём мы?
...Да, как-то грустно. А тут ещё очень сильный конкурент нарисовался в виде ИИ – Искусственного Интеллекта. И этот лукавый ИИ уже освоил почти всё из вышеприведённой классификации культуры. Ну, разве что, кроме пункта 3а) и частично 3б). Кстати, картинка вверху сгенерирована с помощью бесплатной нейросети Шедеврум.
Так что нам осталось либо пытаться создавать что-то уровня 3а), либо ИИ завтра отправит наши творения в мусорную корзину.
Кто-нибудь знает другие варианты?
Свидетельство о публикации №225020401396
Михаил Быстров -Павлов 26.02.2025 16:03 Заявить о нарушении
Вы смотрите со своей точки зрения и, конечно, имеете на это право. Но основная идея моего текста была несколько в другом.
Я всё-таки писал не про искусство в Вашем понимании, а про культуру в широком смысле (понимаемой как всё, что создано человеком). Я не один десяток лет проработал в области науки и техники; встречал там шедевры, созданные мыслью и руками людей; наблюдал там, как Вы пишите, «увлечения людей сопровождающиеся положительными эмоциями». А вот привычки к национальности там совсем нет. Но дело не в этом.
Основная мысль моего текста состояла в том, что появился Искусственный Интеллект, то есть «конкурент», который требует от нас повышения качества наших творений.
С уважением, А.К.
Алекс Кондаков 26.02.2025 23:58 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 27.02.2025 12:35 Заявить о нарушении