Зимние наводнения в С. Петербурге
Более 300 наводнений наблюдалось в Санкт-Петербурге с момента основания города. Большим несчастьем было каждое из них. Однако, особые неприятности городу и его ближайшим окрестностям приносили зимние наводнения - с декабря по февраль. Это зажорные наводнения. Зажор - плотное скопление рыхлой массы льда (шуги). Так как Нева начинает замерзать с Финского залива, и при высоком уровне воды в Ладожском озере и сильном ветре вновь поступающие льдины с потоком воды попадают под замерзшие льдины, поднимая и ломая их. Зажор как бы закупоривает Неву, вода устремляется в канализацию и затопляет набережные.
За период существования города таких наводнений наблюдалось свыше 80, причем крупные имеют цикл повторения - 20 лет. Наводнением в Петербурге считается подъем воды в Неве выше ординара на 150 см., а крупные - выше 200 см. (ординар - средний многолетний уровень Невы) водомерного поста «Горный институт» у 22 линии Васильевского острова, который функционирует с осени 1877 г. Это главный пост ГФО (Главной физической обсерватории) города. Существует еще Кронштадтский футшток, по которому отсчитывают абсолютные высоты и глубины по всей территории России, а также омывающих ее морях, в воздушном и космическом пространствах.
С 01.01.1982 г. бюро ГФО дает данные о состоянии водной поверхности по Кронштадтскому футштоку. Все наводнения имеют свой «рейтинг». Наводнение номер 1 - это 19 ноября 1824 г. когда вода в Неве поднялась на 412 см. выше ординара, а максимально в Неве вода может подняться на 550 см., но такого за 300 лет еще не было. Одно из первых наводнений зимой с мо-мента основания города - это 22 декабря 1752 г. Вода в Неве поднялась на 223 см. и затопила большую часть строящегося города. Через 70 лет, в полночь, вода поднялась до отметки 255 см. Наводнение продолжалось 3 часа, сильно пострадала Галерная гавань на Васильевском острове.
Еще в XVIII веке передовую общественность города беспокоила проблема защиты города от бедственных наводнений. Архитектуры Д. Трезини и Ж.-Б. Леблон, которые впервые в Санкт-Петербурге составляли генплан развития города, предлагали построить вокруг Васильевского острова, где намечалось создать центр города, защитный земляной вал. А фельдмаршал Б. Минних в 1727 г. предложил каждый городской остров защитить дамбой около 4 метров. И.М. Кутузов, отец знаменитого полководца, представил проект о прорытии специального канала, соединяющего Неву с заливом. Кстати, он был принят, и построен Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). И даже был курьезный случай, связанный с ошибочным представлением о причинах подъема воды в Неве. После наводнения 21.09.1777 г., начальник городской полиции Чичерин получил выговор от императрицы Екатерины II за то, что в этом канале «суда стояли столь неправильно, что помешали невской воде выйти в море». Мраморная плита, врезанная под арку Невских ворот Петропавловской крепости, напоминает сейчас о том наводнении, В XX веке зимой было 7 наводнений с уровнем более 200 см. и 5 наводнений с уровнем ниже 200 см. В конце декабря 1903 г. и в первые дни января 1904 года при сильном ветре сорвало и унесло по течению военный крейсер «Жемчуг». А в декабре 1962 г. плавсистему из нескольких пантонов и кран, применявшийся при строительстве моста А. Невского, там находились люди. Все это сооружение понесло ветром по течению и верхней частью крана
- 2 -
ударило в Больше-охтинский мост и проломило перила. Прибывшим по вы-зову пожарным удалось спасти людей с плавсисгемы. Под грохот ураганного ветра проснулись ленинградцы 15 января 1982 г. За считанные часы двадцатиградусный мороз сменился оттепелью. Прибывающая вода в Неве взломала лед, образовался зажор и в короткое время уровень воды поднялся на отметку 207 см., а 17 декабря того же 1982 г. уровень воды достиг 215 см. Приступ стихии завершился редчайшим явлением в это время года - зимней грозой. Вспышки молнии прорывались сквозь метель, озаряли город на Неве. В этот день в Ленинграде было отмечено атмосферное давление - 713 мм. ртутного столба - самое низкое за весь период наблюдения за погодой в Петербурге. Первый серьезный проект заградительной дамбы был предложен в 1825 г. выдающимся русским ученым профессором П.П. Базеном, который с 1824 г. по 1834 г. был директором Института инженеров путей сообщения. Дамба по его проекту длиной в 21 версту предполагала соединить Лисий Нос с Ораниенбаумом и иметь каменный шлюз для пропуска судов. Этот проект был предложен после катастрофического наводнения 1824 г., но не нашел поддержки у властей. Да и в те времена не было технической возможности его осуществить.
В тридцатые годы XX века по инициативе С.М. Кирова рассматривались проекты защитной дамбы, но помешала война. И только в 1979 г. Совет Министров принял постановление «О строительстве сооружений защиты от наводнений». Проектирование защитного сооружения было начато в 1972 г. Головная организация - «Ленгидропроект». А всего в нем приняло участие 52 института нашего города и других городов страны. В результате, трасса сооружения от станции Горская через остров Котлин до станции Бронка на южном берегу Финского залива составляет 25380 м., высотой 8 м. над уровнем воды. Имеет два судопропускных и шесть водопропускных сооружений, водозащитные ворота весом 5 тыс. тонн. Специалисты подсчитали, что такое сооружение может выдерживать ветер до 40 м.\сек. и натиск льда толщиной в метр. Защитное сооружение должно было пущено в строй в 1990 г., но не хватило финансирования, и мы опять продолжаем счет наводнений. Строительство велось с 1979 по 2011 г., стоимость проекта по состоянию на первую декаду августа 2010 г. составила 87,3 млрд. руб. Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 м., Высота дамб - 6,4 м. над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки - 7,5 м. Комплекс защитных сооружений включает в себя 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Нумерация сооружений идет от Бронки к Горской (с юго-запада на северо-восток). Общая длина дамб - 23,4 км. Центральный пролёт выполнен вертикальноподъёмным, размерами 120;30,2 м и массой 2300 т. плюс два противовеса по 1140 т. Подмостовой габарит в наведенном положении - 16 м, в поднятом - 25 м. Техническая дорога от Бронки на южном берегу через тоннель фактически существовала и до его официального открытия, но на завершающем этапе работ съезды в тоннель были закрыты, что вызвало официально не подтвердившиеся слухи о том, что дамба «потекла».
Срок эксплуатации петербургской дамбы - 100 лет. От скольких наводнений она спасет город за это время, неизвестно, но известно, от скольких уже спасла. Дамба предотвратила 26 морских нагонных наводнений. Примерный ущерб, который они могли бы нанести Петербургу, - 123 млрд. рублей. Это уже окупает стоимость строительства. Но не стоит забывать, что за наводнениями в большинстве случаев стоят еще и человеческие жертвы. Полностью избавиться от наводнений город не сможет даже при помощи дамбы. Она защищает только от нагонной волны, но в
- 3 -
русле Невы также образуются зажоры и заторы - скопления обломков льда в реке. Контролировать их пока не так просто. Наводнение - это одно из самых сложных видов чрезвычайных ситуаций. Благодаря КЗС в Петербурге остались только четыре зоны подтопления. Это облегчило задачу. Помогает и развитая система прогнозирования на дамбе. Она позволяет заранее подготовить технику и спасателей, проинформировать население. (Л1)
Литература.
1. Ангелина Шарыпова «За 10 лет дамба спасла Петербург от 26
Наводнений и сэкономила для региона 123 миллиарда руб.».
(WWW.SPB.KP.RU: https://www.spb.kp.ru/daily/28316/4458061/)
План прокладки линии защитного сооружения. Защитное сооружение в работе.
Материал подготовил Львов Ю.М. 04.02.25
Свидетельство о публикации №225020401564