Такой разный Донбасс. Путевые заметки

Путевые мини-очерки о Луганском регионе. Написаны по итогам поездок в разное время, потому настроение их отличается. Хотя север Луганщины больше относится  к историческому региону "Слобожанщина" (а Ворошиловградская (Луганская) область была образована в свое время так: соединили рабочий юг и крестьянский север), объединяю материалы под одним заголовком. Итак, начнем с последней поездки.

Постиндустриальный затерянный мир

Маленькие шахтерские поселки Донбасса... Жизнь здесь кипела, когда работали шахты-кормилицы, а горняки своим тяжелым трудом выдавали  на-гора "черное золото". Добываемый потом и кровью   уголь был и топливом  и заработком, солнцем и надеждой, суровой правдой жизни и святыней, государственной политикой и частным делом.  Так долго это длилось, что  казалось, будто все вокруг шахт и обогатительных фабрик  тоже становится  черным, пропитанным удушливой угольной пылью. Возвышающиеся то тут, то там терриконы до сих пор сохраняют в себе этот шахтный дух.

... Путь  к поселку  Садово-Хрустальненский (город Вахрушево, неподалеку от   Красного Луча)  пролегал сначала через относительно неплохие асфальтированные дороги,  которые то поднимаются, то опускаются меж холмов,  а затем, местами,  через проселочные грунтовки,  в оттепель превращающиеся в настоящее грязевое испытание для легковых авто,  которым приходится штурмовать очередной ухаб и героически   выбираться из раскисших ям. Только внедорожники и грозные большие «Уралы» смело прокладывают себе колею, не боясь сесть в грязь  по самое  не хочу.  Хотя кое-где дороги засыпаны «жужалкой» (угольной золой), которой здесь всегда хватало.

 Едешь такими вот дорогами, а вокруг  посадки, отвалы глины и отработанных пород, пустыри, перелески, старые сады. И с каждым годом все больше брошенных домов -  как двух-трехэтажных длинных  рабочих общежитий с провалившимися крышами, так и обычных «частников». Еще одна примета ушедших времен – клубы и дома культуры. Жизнь работяг и их семей в подобных поселках не отличалась легкостью, так что надо было тянуть людей к свету. Однако немало таких учреждений просто заброшены, как например,  ДК  в самом Вахрушево. Он сразу обращает на себя внимание - величественное здание с колоннадой, почти дворец! Ветшает история…

Однако вернемся в поселок. Люди живут в нем вплоть до окраин, работают мелкие  магазинчики (на одном из поворотов вызвал улыбку ларек с громким названием «Шарм»),  ходит «Пазик», который связывает этот затерянный постиндустриальный  мир  с цивилизацией века нынешнего. Еще одно его присутствие - встречающиеся тарелки спутникового ТВ.  И, тем не менее, жителей все меньше... Многие бабушки и дедушки просто доживают свой век и уходят вместе со своими трудовыми биографиями, своими горестями и радостями, которые они некогда пережили.
Перпендикулярно Коммунистической улице, на которой мы остановились, идет улица Николая Акулина. Воин-«афганец»,  уроженец этих мест, погиб в 1982 году и был похоронен здесь же, на местном кладбище (как много ребят молодых тогда все-таки полегло...). К счастью, о памятнике помнят: за могилой ухаживают ветераны-пограничники и «афганцы». Братство есть братство.
...Выполнив свою миссию, готовимся уезжать. С неба падает мелкий снег, кружась белыми мушками, и  погода влияет  на строй мыслей. Хотя летом и поздней весной эти улочки,  наверное, выглядят не так уж и плохо.  Зелень и цветы делают все красивее, напоминая о торжестве жизни.  А весной зазеленеют все эти небольшие горы  и овраги, за которые А. П. Чехов прозвал наш  край «Донской Швейцарией».
Февраль 2025


Время мчится, будто всадник…

Село Новодеркул, Беловодский район… Подхожу к территории Деркульского конезавода, на который издали указывает высокая стела. Непосредственно у входа на предприятие  таблички на двух столбах напоминают нам, что конезавод был основан в XVIII веке, а конкретно  в 1767 году (хотя указ императрицы вышел в 1765). Тогда же были привезены первые 73 лошади разных пород, а первым управляющим являлся Мирон Времев.
 
В ХIX столетии сформировался архитектурный комплекс  конезавода: построен двухэтажный дом для специалистов, потом сдан в эксплуатацию  манеж в японском стиле. Самое интересное здесь – каркас, который держится на одном столбе – это результат геометрически выверенной системы растяжек и опор. Cозданный из древесины сибирской лиственницы,  манеж до сих пор используется для тренировок лошадей. Уникальная постройка!
 Частью архитектурного наследия ДКЗ является и Выводной зал, построенный после наполеоновских войн. В нем представляли лошадей именитым гостям и покупателям.  Построен и оформлен зал очень интересно: свет проникает через окно куполообразной формы, и поэтому освещение  всегда такое же, как на открытом пространстве. Особая и акустика -  хорошая слышимость в центре, а в нишах за трибунами  - наоборот, разговоры были не слышны. 
В общем, прошли века, но  здесь и поныне выращивают верховых лошадей (конкретно – украинская верховая порода)…  «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба!» - а  это из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Замечательные слова.

А вокруг  - поля,  огороды, в воздухе разлит запах цветов и свежескошенной травы, а тут же старинные постройки и благородные лошади. Это место, где соединяются история и природа, а гармония эта настраивает на позитив. Так же, как и прикосновение к лошадям. Стресс как рукой снимает.  При этом сразу стоит сказать, что работа с этими животными рискована, так как норов далеко не у всех лошадей смирный, у каждой   свой характер. Ударить может так, что и дух вон!  Уважение работникам. И хозяйство обширное – более 3 тысяч гектар. Пообщавшись с людьми, узнал также о проблемах конезавода. Впрочем, как рассказал один знакомый, с подобным сталкиваются и на других таких предприятиях... Говорят некоторые, дело в переходном периоде и  бюрократии. Вполне возможно...  К слову, всего на Луганщине 4 конезавода: помимо названного Деркульского, есть еще Стрелецкий, Новоалександровский и Лимаревский. У каждого из них своя история.
…Покидаю ДКЗ и выхожу на остановку. В 12.30 автобус из Беловодска. Успел погулять и пообщаться.
Июль 2023

Под знаком байбака

Съездил в Меловое. Небольшой такой райцентр на самой границе Луганщины с Ростовской областью. Улица Дружбы народов разделяет два населенных пункта – Чертково и Меловое.

Едем через Станично-Луганский район.  Искалеченные леса,  сгоревший БТР в кювете, останки укреплений  как свидетельства войны.  Но и блокпосты никуда не делись. Из позитивного - ремонт дорог и ряда других объектов. Помощь от волгоградцев. 
В одном из сел на обочине - остов ржавеющего комбайна. Своеобразный символ проблем нашего сельского хозяйства, которые на самом деле появились давным-давно, но сейчас усугубились... Заросшие сады и кое-где поля… Впрочем, периодически видишь поля с зеленеющими всходами озимой пшеницы, пашни с оголенным черноземом, ухоженные подворья и огороды... Так что,  дела  пойдут на поправку? Хотелось бы верить в лучшее.
То тут, то там новые остановки, построенные, как говорят, еще турецкими дорожниками... Однако автобусы  ходят не так часто, поэтому без своего авто в селе не прожить.

Если брать само Меловое, то в нем жизнь не замерла - и машин немало на улицах, работают сельхозпредприятия, соцобъекты; и о спорте не забывают.  Действует своя спортшкола, отдельный зал бокса «Звезда», стадион «Строитель», который благодаря упорству местных энтузиастов был обновлен  несколько лет назад. База есть. Но опять-таки, лишь бы было кому заниматься...  Радует, что есть люди, которые болеют душой за свое дело, привозят амуницию для юных спортсменов и даже саженцы цветов, инициируют проведение соревнований.

Главная достопримечательность Мелового – величественный монумент «Украина – освободителям», установленный на территории парка им. Ф. Чечерева в мае 1972 года – свидетельство о подвиге советских солдат, освобождавших  регион в годы  ВОВ. В декабре 1942 – январе 1943 года вокруг Чертково и Мелового шли ожесточенные бои. И лишь 16 января Меловое было освобождено частями РККА.  В основе сюжета памятника – встреча командира танка, прорвавшегося к Меловому, и выбежавшей из сельской хаты  женщины. Этот образ воплощен в камне целым коллективом скульпторов, куда вошли В. Мухин, В. Федченко, И. Овчаренко, И. Чумак, а также архитекторы Г. Головченко, А. Егоров и И. Минько. Внутри  большого постамента, представляющего собой холм, на котором стоит монумент  – музей боевой славы. Вот, пожалуй, и все достопримечательности поселка.

Интересен герб Меловщины – сурок-байбак с подковой. Сурок – типичный житель степного края, а подкова  символизирует находящийся здесь старый Стрелецкий конезавод. Почему о гербе еще заговорил? Байбак у меня ассоциируется с… его жиром. Привозили домой байбачий жир и, как сейчас помню, растапливали его в сковороде, а затем намазывали   на грудь – лечили таким образом кашель и простуду. Хотя нам, малым, это не нравилось. Сейчас большинство земель распахано, так что встретить байбака можно не так часто...
Апрель 2023

Продолжение следует...
На фото: террикон в Краснодонском районе. Фото автора.


Рецензии
Заинтересовали вы, Андрей, путевыми заметками. Любопытно про конные заводы. А о монументе, внутри которого находится музей, можно было и подробнее написать. Постамент - это основание памятника, не ясно, как в нём музей уместился.

Фёдор Киприянович Чернов   24.03.2025 17:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Да, в сам музей не попал. А памятник большой. Жаль, свой не позволяет выложить больше фото. О Деркульском есть отдельная статья, хоть не выкладывал.По краеведению есть ещё материалы..

Андрей Марков Луг   24.03.2025 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.