Осторожно, медведи!

Случай, о котором я хочу рассказать, произошел в национальном парке Башкирии, куда мы завернули во время экспедиционной поездки с нашим внедорожным клубом. Шел пятый день проекта. Программа дня, озвученная на утреннем брифинге, казалась простой и не предвещала особых трудностей. Нам предстояло посетить национальный парк и доехать до водопада с необычным названием Куперля, а также посмотреть одноименный карстовый мост рядом с ним. Далее путь лежал на Юмагузинское водохранилище, где нас ждали катера и прекрасные виды.

После пройденных внедорожных квестов предыдущих дней наш экипаж был расслаблен и позволил себе немного отдохнуть после походного завтрака. Лагерь свой мы собирали неспешно, не обращая внимание на энергичные сборы остальных экипажей. Первая группа машин вышла на маршрут, за ней выдвинулась вторая. В итоге, на нашей поляне остались только мы и еще пара экипажей, которые тоже никуда не торопились.  Мы — это моя супруга, старший сын и я.

Когда вещи были собраны мы решили выдвинуться в путь в одну машину, поскольку товарищи наши еще даже не начали собираться. Предупредили оставшихся на поляне, что уходим на маршрут и просили догонять нас. Обычно в наших проектах все стараются перемещаться хотя бы в две, а лучше три-четыре машины, поскольку возможны как поломки, так и другие дорожные неприятности, но тут было ощущение безмятежности и безопасности, ведь впереди наши товарищи, позади группа из пары машин, что тут может пойти не так? За спиной был внедорожный проект по Кавказу и, как это часто бывает у новичков, во второй экспедиции мы почувствовали себя уже бывалыми авто-путешественниками ;

И вот мы въехали в нацпарк. Оплатили билеты, построили маршрут в навигаторе и поехали. Подчеркну, это не «яндекс-навигатор», привычный большинству автомобилистов и который в таких местах просто не работает, это программа для путешественников со специфическими картами и гибкими возможностями построения маршрута. С ней надо уметь взаимодействовать, что достигается только с опытом. 
Дорога поначалу выглядела весьма неплохой, даже встречались небольшие домики за заборами, возможно, турбазы. Местами попадались таблички «Осторожно, медведи!», но это было понятно: везде, где есть должностные лица, ответственные за безопасность, обязательно есть и предупреждающие таблички, а иногда и ограждения. В общем, ничего экстремального и опасного не наблюдалось.

Неожиданно для меня где-то на половине пути до водопада навигатор указал нам на поворот в лес. Это казалось странно, но попытка проехать прямо по основной дороге вызывала судороги навигатора и требование развернуться. Будучи еще недостаточно опытными в вопросах внедорожной навигации, мы доверились программе и решили повернуть на указанную дорожку.

Это была просека, достаточно узкая, но вполне проезжаемая. В голове крутилась мысль, что, наверное, это специальный маршрут от организаторов, чтобы было интереснее ехать, ведь маршрут наш навигатор прокладывал по точкам, выданным на утреннем брифинге в качестве ориентиров. Правда, на весь нацпарк было всего две промежуточные точки, но навигатор вполне уверенно прокладывал маршрут до следующей точки именно через эту просеку. Мы были абсолютно уверены, что две впереди идущие группы проехали именно здесь. Ну а та, широкая дорога - она для обычных туристов на легковых авто и кроссоверах. 

Попытка связаться с другими экипажами по рации для уточнения маршрута ни к чему не привела – лес надежно глушил радиосигнал, а о сотовой связи речи вообще не шло. «Ничего страшного!» - подумали мы и смело поехали по просеке.
Дорога бодро петляла между деревьев и шла немного под уклон. Постепенно лес начал сгущаться. Кроны деревьев плотно смыкались над головой, а кустарник все больше заполнял пространство между деревьями. Смущало отсутствие «карманов» или мест для разъезда со встречными машинами. Дорога была не очень накатанная, но вполне расчищенная. Хотя веток на дороге стало попадаться все больше. Начали закрадываться сомнения, что утром здесь прошло, как минимум, с десяток машин наших товарищей.  Но навигатор продолжал упорствовать и требовал двигаться вперед.

Уклон дороги увеличился, колеса на спуске начали немного проскальзывать и сползать в глиняной колее, но попыток застрять машина пока не демонстрировала. В голове начала предательски крутиться мысль: «а если вверх? Смогу ли я гарантированно тут подняться и не сесть?» Дело в том, что на тот момент в машине из всего внедорожного арсенала были только колеса немного увеличенного размера с более агрессивным рисунком протектора. Обычно такие колеса позволяют заехать подальше, а потом дольше ходить за трактором; Лебедки нет, товарищей рядом нет… Но ведь товарищи поедут здесь обратно и помогут, если что! Да и сзади едет другая группа… В общем, продолжаем движение.

В какой-то момент ощущаю внутреннее колебание и беспокойство, но, как командир, продолжаю сохранять внешнее спокойствие. Тем не менее, напряжение в машине нарастает, хотя все стараются не подавать вида. Притормозив перед изгибом дороги, ловлю внутри другую мысль: «а вот тут как раз могут водиться медведи...» И как подтверждение этого тезиса замечаю на соседнем дереве очень интересные и характерные следы, возможно, чьих-то когтей… Вообще лес тут очень живописный и дикий. Кроме самой просеки никаких следов присутствия человека не наблюдается, даже мусора под ногами не встречается. Сейчас я бы с удовольствием вновь оказался в том лесу, но тогда этот нетронутый лес вызывал у меня беспокойство.

Обдумываю ситуацию, продолжая одновременно вызывать по рации товарищей и двигаться вперед. Через двести метров наступает кульминационный момент: мы уперлись в достаточно крутой глиняный спуск, в конце которого виднелась огромная лужа неизвестной глубины, а дальнейшая часть пути была скрыта кронами деревьев.

В обычной ситуации адекватный водитель, видя подобное препятствие, выходит из машины и проходит проблемное место ногами, оценивая перспективы и тактику прохождения данного участка, а за одно измеряя глубину лужи, например, палкой. И тут в голове щелкнуло: «а если медведь?» Выходить резко расхотелось… Спускаться вниз без разведки – это риск съехать с колеи или «прилипнуть» в луже, а тогда точно придется выходить из машины и идти за помощью. Понятно кому выходить и кому идти, но рация всего одна, значит, оставлю своих в машине без связи и точно буду за них сильно волноваться. Можно, конечно, стоять на месте и ждать попутные или встречные машины, но сколько их ждать и как тут разъезжаться – не понятно!

Остается вариант развернуться, умерить гордыню и признать поражение. Признать перед самим собой, перед семьей, а потом и перед товарищами по команде. Решаю провести совет и заслушать всех участников экипажа, а также проголосовать. Излагаю четко расклад, варианты действий и возможные последствия. Особых прений сторон не получилось – итоги голосования были однозначными: разворачиваемся!

Решение принято – надо разворачиваться, но как? Как это сделать в этом узком месте и не соскользнуть вниз? Начинаю маневрировать, раздвигаю бамперами кусты и мелкую поросль. Движений через двадцать, качаясь «вперед-назад», удалось как-то развернуться. Начинаем двигаться обратно. И тут я сталкиваюсь с нюансами подъема по глине – машину начинает мотать и разворачивать поперек колеи, несколько раз застреваем, но, используя уклон, понемногу откатываемся назад и снова ползем вверх. И хотя путь на этот раз понятен, волнение не отпускает – очень не хочется здесь сесть и идти за помощью.

В итоге наши ангелы-хранители сжалились над нами, и мы выбрались на более пологую часть без происшествий. Вскоре показалась основная дорога, с которой мы поворачивали на просеку. И надо же так совпасть, что именно в этот самый момент я вижу колонну наших товарищей из двух первых групп во главе с руководителем экспедиции, проезжающих по основной дороге на выезд из заповедника! Хватаю рацию и выхожу на связь с группой. Товарищи сильно удивляются нашему появлению из леса и вежливо интересуются, что, собственно, мы там делали? Рассказываю нашу историю под бурные эмоциональные отклики в эфире ;

Если кратко резюмировать, то сворачивать здесь не следовало, правильный путь шел по основной дороге нацпарка. На мой вопрос, почему нас так повел навигатор, никто ответа дать не смог. Может ошибки программы, а может вмешалось провидение, решив преподнести нам хороший урок за самонадеянность, а за одно предложив сдать экзамен на возможность принимать самостоятельные решения на маршруте в отсутствие руководителя группы или более опытных товарищей по команде.

Получается, что, решив сдаться и повернуть назад, мы приняли единственно верное решение и избежали серьезных проблем дальше. На вопрос: стоит ли нам теперь съездить по уже понятному маршруту на водопад, нам ответили, что в одну машину точно не стоит, поскольку дальше дорога очень «раскисла» из-за дождей. Без лебедки или второй машины сопровождения может быть долго и затруднительно. К тому же сильно отстанем от команды. Поскольку эмоций нам на тот момент уже хватило, а водопад в качестве цели уже не вызывал сильного внутреннего отклика, мы решили присоединиться к основной группе.

В этой истории остается три вопроса. Что это была за просека, и куда она вела? А есть ли там на самом деле медведи? И что стало с последней группой из двух отставших машин?

Ответ на первый вопрос мы получили на выезде от сотрудников нацпарка. Это оказалась техническая просека, которая никуда не вела, а использовалась для периодических объездов территории и нужд лесников. Машины сотрудников там бывают редко, один-два раза в неделю, а то и реже. Так что, оставшись на месте, помощь мы бы получили не скоро. Почему наш навигатор решил соединить эту просеку с продолжением маршрута до водопада и как он это сделал – так и осталось загадкой.

Что касается медведей, то они, безусловно, там были, предпочитая как раз отдаленные части нацпарка. Пошли бы они смотреть на заблудившихся путешественников в железной коробке или нет, вопрос дискуссионный. Учитывая отсутствие у нас хоть каких-то, пусть и не очень эффективных, средств отпугивания медведей, например, специальных свистков или фальшфейеров, встреча могла иметь непредсказуемый исход.

А с последней группой из двух машин вышло тоже интересно. Они также как и мы доверились навигатору ; Только мы строили маршрут на въезде в нацпарк, а они – еще от места нашей утренней стоянки. В итоге им было предложено ехать к водопаду вообще с другой стороны нацпарка, где туристы, как оказалось позже, никогда не ездят! Там тоже была техническая дорожка для сотрудников парка, но состояние ее было ужасным. В итоге они достигли водопада, постоянно вытаскивая друг друга из глиняных ловушек, и частично оторвав бампер у одной из машин. Только на водопаде, переговорив с другими посетителями нацпарка, они поняли, какую злую шутку с ними сыграл навигатор. На выезд они поехали уже по правильному маршруту, которой для них показался крайне легким, в сравнении с путем до водопада ; Основную группу ребята догнали только к вечеру, и положительными эмоциями они явно не светились.

С тех пор я стал больше прислушиваться к своим внутренним ощущениям и интуиции, ведь иногда вовремя изменить маршрут, либо остановиться, либо даже повернуть назад – является оптимальным, а, иногда, единственно верным решением. В последствии интуиция неоднократно выручала меня из разных затруднительных ситуаций на маршрутах. Я также сделал вывод, что поездки в одну машину весьма рискованны. И каждый раз, решаясь на «одиночное плаванье», надо очень хорошо взвешивать степень риска в конкретных обстоятельствах, особенно, если едешь с семьей. Уверен, из этой истории можно сделать и другие выводы, чего каждому читателю искренне и желаю! А еще я желаю уважаемому читателю самому посетить национальный парк Башкирии и получить личные впечатления от этого удивительного и прекрасного места. И если не забираться в отдаленные и глухие части парка, то посещение это будет не только приятным, но и вполне безопасным. 


Прослушать рассказ в авторской озвучке и посмотреть фото и видео материалы можно на моей странице в ВКонтакте по ссылке: http://vk.com/@2430860-ostorozhno-medvedi


Рецензии