38. Вопросник три в одном

 (факт – оценка факта – интерпретация факта)
Мое корректорско-редакторское прошлое непобедимо, поэтому сформированное еще в годы учебы правило проверять значение слов, которые используются в тексте, часто применяю на своих занятиях. Естественно, что реализую эту привычку и в этих записках.
Итак, давайте вместе разберемся в трех понятиях:
ФАКТ — действительное событие, явление, то, что произошло в действительности.
ОЦЕНКА - от слова ОЦЕНИТЬ: составить представление, суждение о ком-, чем-л., определить значение, характер, роль и т. п. кого-, чего-л.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь.
Много и часто говорю о внимании к убеждениям, в которых фиксируется реальное действие (или бездействие). Это именно то, что относится к категории фактов.
Например: он не убрал свои вещи, ребенок разбросал игрушки, он не купил сметану, он не позвонил – это убеждения, в которых мы фиксируем действия (или их отсутствие).
В каких-то ситуациях мы не обращаем внимания на эти факты.
Но если дать оценку факту, который мы не понимаем, не принимаем и осуждаем, то сразу попадаем в зону негативной эмоциональной реакции.
Он не убрал свои вещи - он НЕ СЧИТАЕТ НУЖНЫМ убирать свои вещи.
Ребенок разбросал игрушки - ребенок НЕ ПРИУЧЕН убирать игрушки.
Он не купил сметану - он ЗАБЫЛ о моей просьбе купить сметану.
Убеждения, в которых мы даем оценку факту, открывают новые возможности для исследования.
Именно эти слова Кейти помогли мне обратить на это внимание:
«Полезный прием. Обратите внимание на слова «должен» или «не должен» в вашем утверждении.
Если ваш гнев происходит из убеждения, что реальность должна быть иной, вы можете переписать утверждение «Я сердита на своего отца, потому что он бил меня» таким образом: «Отец не должен был меня бить». Это утверждение легче подвергнуть исследованию.
Относительно первой формы этого утверждения - «Отец бил меня» - мы знаем ответ или думаем, что знаем его. «Это правда? Конечно, да». Мы готовы поклясться в этом своей жизнью.
При измененной форме - «Отец не должен был меня бить» - мы не столь уверены и более открыты для другой, более глубокой истины».
Приглашаю вместе со мной поискать более глубокую истину на этапе определения убеждений для исследования в вопроснике.
Факт: он не убрал свои вещи (оставил их на стульях в гостиной).
Оценка факта: он НЕ ПОСЧИТАЛ НУЖНЫМ убрать свои вещи (несмотря на мои неоднократные просьбы не оставлять свои вещи в гостиной).
Интерпретация факта: он не обращает внимания на мои просьбы, он не старается сохранять порядок в квартире, он не думает о моем комфорте, он создает проблемы для меня, он не ценит мой труд.
А теперь давайте посмотрим, что и как можно сделать с этой, более глубокой, по словам Кейти, истиной.
Можно достаточно легко заполнить вопросник: беру интерпретации фактов и последовательно вставляю в вопросник.
1. Я сержусь на него, потому что он не посчитал нужным убрать свои вещи из гостиной.
2. Я хочу, чтобы он обратил свое внимание на мою просьбу.
3. Он должен стараться сохранять порядок в квартире.
4. Мне нужно, чтобы он не создавал дискомфорт для меня.
Мне нужно, чтобы он ценил мой труд.
Мне нужно, чтобы он не создавал проблемы для меня.
Оценку факту вставила в пункт 1, а интерпретацию факта использовала в пп. 2-4. Делаю это исключительно интуитивно. "Хочу, должен и нужно" использую без логики и правил.
А теперь давайте вернемся к ситуации с моим разводом. И на этом факте заполню уже третий вопросник по одной и той же ситуации, но уже в технике "Три в одном".
Описание момента:
Разговор с мамой. Я сообщаю о моем решении развестись с мужем. Мама говорит мне: «Я запрещаю тебе разводиться». У мамы дома, мы сидим за столом на кухне. Мне 30 лет. Это было более 40 лет назад. День.
Факт: мама запрещает мне разводиться.
Оценка факта: мама бесцеремонно вмешивается в мою жизнь.
Интерпретация факта: она руководит моей жизнью, она верит в свое право принимать решения за меня, она относится к моей жизни как к своей собственности, она уверена в правильности своего запрета, она начала борьбу со мной.
И теперь эти интерпретации вписываю в пункты вопросника.
1. Я обижена на маму, потому что она бесцеремонно вмешивается в мою жизнь.
2. Я хочу, чтобы она не считала мою жизнь своей собственностью.
Я хочу, чтобы она не была уверена в правильности своего запрета.
3. Она не должна принимать решения за меня.
4. Мне нужно, чтобы она не боролась с моим решением.
5. Она в тот момент самоуверенная, высокомерная, жестокая, отстранённая, чужая, воинственная.
6. Я не хочу никогда снова страдать от бесцеремонного вмешательства в мою жизнь.
Вот такой получился вопросник «Три в одном».
Для сравнения размещу здесь повторы предыдущих вопросников по этой же ситуации.
«Эмоциональный вопросник»
1. Мама вызывает у меня ненависть своим запретом на мой развод.
2. Я хочу, чтобы мама не злила меня своей реакцией на мое решение.
Я хочу, чтобы мама не огорчала меня своим отношением к разводу.
3. Мама не должна обижать меня своим равнодушием ко мне.
Мама не должна разочаровывать меня своим отказом.
4. Мне нужно, чтобы мама не огорчала меня своим непониманием.
Мне нужно, чтобы мама поддержала меня в трудной для меня ситуации.
5. Мама в тот момент несправедливая, эмоциональная, удивляющая меня, капризная, жестокая.
6. Я не хочу никогда снова испытывать ненависть к маме из-за ее дурацких запретов и отказа в поддержке.
И классический вопросник.
П. 1. Я ненавижу маму, потому что она лишает меня права самой принять решение о разводе.
П. 2. Я хочу, чтобы мама разобралась в причинах такой своей реакции на развод.
Я хочу, чтобы мама помогла мне быть уверенной в моем решении.
Я хочу, чтобы мама не вынуждала меня вести с ней войну за мои права.
П. 3. Мама должна относиться ко мне как взрослому человеку.
Мама не должна принимать решения за меня.
П. 4. Мне нужно, чтобы мама отказалась от желания распоряжаться моей жизнью.
Мне нужно, чтобы мама не сомневалась в правильности моего решения.
Мне нужно, чтобы мама стала моим надежным другом в период развода.
П. 5 Мама властная, жестокая, злая, властная, примитивная, категоричная, глупая, враждебная, чужая и не нужная мне.
П. 6. Я не хочу никогда снова ненавидеть маму, когда она лишает меня права принимать решения, когда она хочет распоряжаться моей жизнью.
В этих вопросниках получилось почти «пятьдесят оттенков серого». Но у меня неоднократно был такой опыт: по очень болезненным ситуациям мне не хватало исследования одного вопросника, чтобы действительно обрести покой и увидеть реальность другой.

Продолжение http://proza.ru/2025/03/11/1769


Рецензии