Стихотворения Йозефа Кнехта
Стихотворения Йозефа Кнехта .
Жалоба .
Не БЫТЬ , А ТЕЧЬ в удел досталось нам ,
И , как в сосуд , вливаясь по пути
То в день , то в ночь , то в логово , то в храм ,
Мы вечно жаждем прочность обрести .
Но нам остановиться не дано ,
Найти на счастье , на беду ли дом ,
Везде в гостях мы , всё для нас одно ,
НИГДЕ НЕ СЕЕМ И НИГДЕ НЕ ЖНЁМ ,
Мы просто глина под рукой Творца ,
Не знаем мы , чего от нас Он ждёт ,
Он глину мнёт , ИГРАЯ , БЕЗ КОНЦА ,
Но никогда её не обожжёт . Застыть
Хоть раз бы КАМНЕМ , задержаться ,
Передохнуть и в путь пуститься снова !
Но нет , лишь трепетать и содрогаться
Нам СУЖДЕНО , и НИЧЕГО ДРУГОГО .
Что это ? Стенания духа тьмы ? Полагаю , что это так .
Разбор в этом ключе :
Не БЫТЬ , А ТЕЧЬ в удел досталось нам ,
И , как в сосуд , вливаясь по пути
То в день , то в ночь , то в логово , то в храм ,
Мы вечно жаждем прочность обрести .
Текущее нечто , текущее ничто , притом мечтающее стать камнем , чтобы смочь остановиться хотя бы на миг . Не в этом ли ирония желания Мефистофеля :
Остановись , мгновенье , ты прекрасно !
Но нет :
Хоть раз бы КАМНЕМ , задержаться ,
Передохнуть и в путь пуститься снова !
Но нет , лишь трепетать и содрогаться
Нам СУЖДЕНО , и НИЧЕГО ДРУГОГО .
Бессмысленное существование :
НИГДЕ НЕ СЕЕМ И НИГДЕ НЕ ЖНЁМ ,
Нет ни смысла , ни даже желания , которое вроде бы в современной жизни заменяет смысл . Есть только жажда :
Мы вечно жаждем прочность обрести .
Уступка
Рассуждения бессмертных , но проклятых , в противоставлении наивных и непоколебимых :
Для них , наивных , непоколебимых .
Сомненья наши - просто вздор и бред .
Мир - плоскость , нам твердят они , и нет
Ни грана правды в сказках о глубинах .
Будь кроме двух , знакомых всем извечно ,
Какие - то другие измеренья ,
Никто , твердят , не смог бы жить беспечно .
Никто не смог дышать без спасенья .
Не лучше ль нам согласия добиться
И третьим измереньем поступиться ?
Ведь в самом деле , если верить свято .
Что вглубь глядеть опасностью чревато ,
Трёх измерений многовато .
Мир , по моему мнению , на самом деле плоскость , потому что свернётся в свиток , вместилище информации обо всём , что произошло на земле : все мысли , побуждения , отказ от действий или их отложение , и неисполнение всего лишь по слабости , а не по желанию не действовать - все помышления как на ладони . А измерения подобно отверстиям в перфокартах .
В измерении присутствует бездна , а без неё всё упростится .
Бездна придаёт миру измерения : пространство Аполлона - подбрюшье небес , как я полагаю , пространства Диониса - преисподняя , борьба между ними , заканчивающаяся перемириями , которые чреваты войной всё равно . Придёт время , когда всё возвышенное умалится , а униженное - возвысится .
Это и есть обновлённая земля . Аллилуйя !
втайне мы мечтаем…
Мы жизнью духа нежною живём ,
Эльфической отдав себя мечте ,
Пожертвовав прекрасной пустоте
Сегодняшним быстротекущим днём .
Паренья мыслей безмятежен вид ,
Игра тонка , чиста и высока .
Но в глубине души у нас тоска
По крови , ночи , дикости горит .
Игра нам в радость . Нас не гонит плеть .
В пустыне духа не бывает гроз ,
Но втайне мы мечтаем жить всерьёз .
Зачать , родить , страдать и умереть .
« Пожертвовав прекрасной пустоте « наполенность смыслами , а не желаниями , потому что « Игра тонка , чиста и высока . «
У тех , у кого « в глубине души у нас тоска
По крови , ночи , дикости горит . « - для волков , притворяющихся ягнятами . И для степных волков , тех , которые поселились в сердцах немецких писателей и поэтов , называемых « гением Германии « . Которые желают выть в полуночи .
И это для них « Игра нам в радость . « , но …
« Но втайне мы мечтаем жить всерьёз .
Зачать , родить , страдать и умереть . «
Зачавши грех , рождают грех те , у кого
« в глубине души у нас тоска по крови , ночи , дикости горит . «
Эти стихи Йозефа Кнехта в то время , когда он был Дамианом ,
Когда он был Степным волком . Но вот он вселился в человека .
И постепенно стал меняться . Всё же человек стал влиять на дикого , степного волка . И в стихотворениях именно виден этот личностный рост . Дух переселился в двадцатый век всё же от Рождества Христова , а не от дня возникновения Рима .
Хотя и Рим он помнил . Помнил те времена .
Помнил тех людей , в которых он пребывал , как он выразил это в вышеназванных стихотворениях :
« Не БЫТЬ , А ТЕЧЬ в удел досталось нам ,
И , как в сосуд , вливаясь по пути
То в день , то в ночь , то в логово , то в храм … «
То есть не обладая бытием , он влился , наконец , в храм .
Позже я разберу инкарнации Йозефа Кнехта , когда
Он входил в человека как в день , как в ночь , как в логово … « .
Об этом есть три истории в конце романа « Игра в бисер « .
Вот дух влился в « храм « , в человека из поколений верующих в Того , Чьим Именем названо Время . И вот произошли изменения .
Дух обнаружил письмена , и описал всё своё преображение , начиная с того времени , когда он был дикарём . Он описывает своё состояние , когда он овладел письменностью , переходя из человека в человека , расчеловечивая человека , но очеловечиваясь сам в какой - то степени . Когда он смог сам описать правила для Игры .
Да , кто пишет правила Игры , сам никогда не сможет проиграть .
Он пишет программу , правила Игры , радуясь тому , что он уже не дикарь . Он овладевает письменами , и , значит , сможет сам создать волшебный мир . Он овладевает тайнописью .
И потому он уже маг . Он писатель , смогший создать мир
Игрою в бисер . В которой « жизнь , и смерть , и радость , и мученья теряют все свои несовпаденья ..»
Он нашёл ключ к преобразованию мира , и это « Буквы « .
А он сам - молодой игрок в бисер .
Буквы
Берём перо , легко наносим знаки
На белый лист уверенной рукой .
Они ясны . Понять их может всякий ,
Есть сумма правил для ИГРЫ такой .
Но если бы дикарь иль марсианин
Вперился взглядом в наши письмена ,
Ему б узор их чуден был и странен ,
Неведомая , дивная страна ,
Чужой , волшебный мир ему б открылись
И перед ним не А , не Б теперь ,
А ноги б , руки , ЛАПЫ копошились ,
Шёл человек , за зверем гнался б зверь ,
Пришелец , содрогаясь и смеясь ,
Как след в снегу , читал бы эту вязь .
Он тоже копошился , шёл бы , гнался ,
Испытывал бы счастье и страданья
И , глядя на узор наш , удивлялся
Многоразличным ликам мирозданья .
Ведь целый мир предстал бы уменьшённым
В узоре букв пред взором поражённым .
Вселенная через решётку строк
Открылась бы ему в ужимках знаков ,
Чей чёткий строй так неподообразно одинаков ,
Что жизнь , и смерть , и радость , и мученья
Теряют все свои несовпаденья .
И вскрикнул бы дикарь . И губы сами
Запричитали б , и , тоской объятый
Несносною , он робкими руками
Развёл костёр , бумагу с письменами
Огню принёс бы в жертву , и тогда - то ,
Почувствовав , наверное , как вспять
В НЕБЫТИЕ УХОДИТ МОРОК ЗЫБКИЙ ,
Дикарь бы успокоился опять ,
Вздохнул бы сладко и расцвёл улыбкой .
Но он открыл для себя , этот дух , не только писателя , но и читателя . Особенного читателя .
Могущего изменять названия прочтённых им книг .
« Старик какой - то рьяно в этом зале
Трудился , архиварий , может быть ,
У полок он усердно делал что - то ,
И захотелось мне определить ,
В чём состояла странная работа
Его увядших рук . За томом том ,
Увидел я , он извлекал , потом
По корешку знакомился с названьем ,
Затем к губам своим бескровным ловко
Том подносил и , старческим дыханьем
Отогревая буквы заголовка -
А заголовки окрыляли ум ! -
Стирал названье и писал другое ,
Совсем другое собственной рукою ,
Потом опять брал книгу наобум .
Стирал названье и писал другое ! « …
« Но над юдолью мерзости и смрада
Дух светоч свой опять возносит страстно .
И борется с всесилием распада ,
И смерти избегает ежечасно . «
Вот что для духа чтение , он насыщается духом животворных слов
Он дух , не плоть . И потому вкушает буквы .
Читая одного старого философа
То , что вчера лишь , прелести полно ,
Будило ум и душу волновало ,
Вдруг оказалось смысла лишено ,
Померкло , потускнело и увяло .
Диезы и ключи сотрите с нот ,
Центр тяжести сместите в стройной башне -
И сразу вся гармония уйдёт ,
Нескладным сразу станет день вчерашний .
Так угасает , чтоб сойти на нет
В морщинах жалких на пороге тлена ,
Любимого лица прекрасный свет ,
Годами нам светивший неизменно .
Так , вдруг в тоску , задолго до накала ,
Восторг наш выражается легко ,
Как будто ЧТО - ТО нам давно ШЕПТАЛО ,
Что всё сгниёт и смерть недалеко .
Но над юдолью мерзости и смрада
Дух светоч свой опять возносит страстно .
И борется с всесилием распада ,
И смерти избегает ежечасно .
Избегая смерти , дух не избегает увядания , тлена .
И уже видит пределы своих сил :
Последний умелец игры в бисер .
Согнувшись , со стекляшками в руке
Сидит он . А вокруг и вдалеке
Следы войны и мора , на руинах
Плющ и в плюще жужжанье стай пчелиных ,
Усталый мир притих . Полны мгновенья
Мелодией негромкой одряхленья .
Старик то эту бусину , то ту ,
То синюю , то белую берёт ,
Чтобы внести порядок в пестроту ,
Ввести в сумбур учёт , отсчёт и счёт .
Игры великий мастер , он немало
Знал языков , искусств и стран когда - то ,
Всемирной славой жизнь была богата ,
Приверженцев и почестей хватало .
Учеников к нему валили тыщи …
Теперь он стар , не нужен , изнурён .
Никто теперь похвал его не ищет ,
И никакой магистр не пригласит
Его на диспут . В пропасти времён
Исчезли школы , книги , храмы . Он сидит
На пепелище . Бусины в руке ,
Когда - то шифр науки многоумной ,
А ныне просто стёклышки цветные ,
Они из дряхлых рук скользят бесшумно
На землю и теряются в песке …
Это стихотворения духа . А что же человек Герман Гессе ?
Он пытается стряхнуть с себя тлен и слушает токкату Баха , высшее произведение духа человека , одержимого не тленным духом ,а вечным , животворящим :
По поводу одной токкаты Баха
Мрак первозданный .
Тишина . Вдруг луч ,
Пробившийся над рваным краем туч .
Ваяет из небытия слепого
Вершины , склоны , пропасти , хребты ,
И твёрдость скал творя из пустоты ,
И невесомость неба голубого .
В зародыше угадывая плод ,
Взывая властно к творческим раздорам ,
Луч надвое всё делит .
И дрожит . Мир в лихорадке , и борьба кипит ,
И дивный возникает лад .
И хором Вселенная Творцу хвалу поёт .
И тянется опять к Отцу творенье ,
И к божеству и духу рвётся снова .
И этой тяги полон мир всегда .
Она и боль , и радость , и беда .
И счастье , и борьба , и вдохновенье ,
И храм , и песня , и любовь , и слово .
Сон
В этом стихотворении присутствуют и человек , и дух в виде старца , находящихся у древа познания , как и в начале времён :
Гостя в горах , в стенах монастыря ,
В библиотеку в час вечерни ранней
Забрёл я как - то . Багрецом заря ,
Высвечивая тысячи названий ,
На корешках пергаментных горела ,
И я , придя в восторг , оцепенело
Взял том какой - то и поднёс к глазам :
« Шаг к квадратуре круга . « Ну и ну ! -
Подумал я . Прочту - ка ! но взгляну
Сперва на этот , в коже , с золотым
Тисненьем том и с титулом таким :
« Как от другого древа съел Адам « .
Какого же ? Конечно , жизни . Ясно ,
Адам бессмертен . Значит , не напрасно
Сюда пришёл я ! И ещё заметил
Я фолиант . Он ярок был и светел ,
С цветным обрезом толстым , многолистным
И пёстрым заголовком рукописным :
« Всех звуков и цветов соотношенья ,
А также способом переложенья
Любых оттенков цвета в ноты , звуки « .
О , как хотелось мне азы науки
Такой постичь ! И я почти уж верил ,
Прекрасные тома перебирая ,
Что предо мной библиотека рая .
На все вопросы , что меня смущали ,
Что мозг мой , возникая иссушали ,
Здесь был ответ . Без жертв и без потерь
Здесь данный голод утолить я мог ,
Здесь каждый титул , каждый корешок
Сулил победу над духовной жаждой
Ведь каждый к знаньям отворял мне дверь ,
И обещал плоды такие каждый ,
Каких и мастер редко достигает ,
А ученик достичь и не мечтает .
Здесь , в этом зале , был нетленный , вечный
Смысл всех наук и песен заключён ,
Творений духа свод и лексикон ,
Настой густейший мудрости конечной ,
Здесь , в переплётах , предо мной лежали
Ключи ко всем вопросам вековым ,
Настой густейший мудрости конечной ,
Здесь , в переплётах , предо мной лежали
Ключи ко всем вопросам вековым ,
К загадкам , тайнам , чудесам любым ,
И все ключи тому принадлежали ,
Кто призван был увидеть их теперь .
И положил я на пюпитр для чтенья
Одну из книг , дрожа от нетерпенья ,
И без труда священных знаков строй
Вдруг разобрал . Так с незнакомым делом
Во сне справляешься порой .
И вот уже летел я к тем пределам ,
К тем сферам звёздным , где в единый круг
Сходилось всё , что виделось , мечталось ,
Мерещилось в пророчествах наук тысячелетьям .
И сойдясь , сцеплялось .
Чтоб вновь затем другими откровеньями
Весь этот круг открывшийся пророс .
Чтоб вновь и вновь за старыми решеньями
Неразрешённый ввысь взлетел вопрос .
И вот , листая этот том почтенный ,
Путь человечества прошёл я вмиг
И в смысл его теорий сокровенный
Старейших и новейших враз проник .
Я видел : иероглифы сплетались ,
Сходились , расходились , разбегались .
Крутились в хороводе и в кадрили ,
Всё новые и новые творили
Фигуры , сочетанья и значенья
По ходу своего коловращенья .
И наконец глаза мои устали ,
И , оторвав их от слепящих строк ,
Увидел я , что я не одинок :
Старик какой - то рьяно в этом зале
Трудился , архиварий , может быть ,
У полок он усердно делал что - то ,
И захотелось мне определить ,
В чём состояла странная работа
Его увядших рук . За томом том ,
Увидел я , он извлекал , потом
По корешку знакомился с названьем ,
Затем к губам своим бескровным ловко
Том подносил и , старческим дыханьем
Отогревая буквы заголовка -
А заголовки окрыляли ум ! -
Стирал названье и писал другое ,
Совсем другое собственной рукою ,
Потом опять брал книгу наобум .
Стирал названье и писал другое !
Я долго на него в недоуменье
Глядел и снова принялся за чтенье
Волшебной книги той , где стала было
Чреда картин чудесных предо мною .
Но мне теперь её увидеть снова
Не удавалось . Меркало , уходило
Всё то , что так осмысленно и славно
Мне поднимало дух ещё недавно .
Всё это вдруг какой - то пеленою
Подёрнулось , оставив предо мною
Лишь тусклый блеск пергамента пустого ,
И чья - то на плечо моё рука
Легла , и я , увидев старика
С собою рядом , встал . Он книгу взял
Мою , смеясь . Озноб меня пробрал .
Он пальцами , как губкою , потом
Провёл по ней . Макнул перо в чернила ,
И без помарок новыми названьями ,
Вопросами , графами , обещаньями
Оно пустую кожу испещрило .
И старец скрылся с книгой и пером .
Дух - Старец , который менял не только названия , но и смысл .
А это стихтворение язычника , служащего и поклоняющегося солнцу
Как это в Асконе проделывали белокурые нагие немецкие юноши и Гессе . Как это проделал в конце книги « Игра в бисер « сын патриция , кому Йозеф Кнехт , умудрённый дух , отдался .
И , скинув с себя прежнее тело , воплотился .
И вновь стал свеж и юн в теле юного Дезиньори .
Этот дух уже познавший письмена и буквы , их смысл в сплетенье и разграниченьи , уже могущий отдать это понимание юноше в расцвете его физических сил . А дух и стремится вселиться в юные тела , таким образом , хотя и временно победив смерть :
Служение
Благочестивые вожди сначала
У смертных были . Меру , чин и лад
Они блюли , когда , творя обряд ,
Благословляли поле и орала .
Кто смертен , жаждет справедливой власти
Надлунных и надсолнечных владык ,
Они не знают смерти , зла , несчастий ,
Всегда спокоен их незримый лик .
Полубогов священная плеяда
Давно исчезла . Смертные одни
Влачат свои бессмысленные дни ,
Нет меры в горе , а в веселье лада .
Но никогла о жизни полноценной
Мечта не умирала . Среди тьмы
В иносказаньях , знаках , песнях мы
Обязаны беречь порыв священный ,
Ведь темнота , быть может , сгинет вдруг ,
И мы до часа доживём такого ,
И мы до часа доживём такого ,
Когда , как бог , дары из наших рук ,
Взойдя над миром , солнце примет снова .
Полубоги исчезли , но есть шанс возродить их вновь .
Сделав из потомственных христиан поклоняющихся молодости и силы , взятой от солнца . Но и те придут в конце жизни к прозренью может быть , как и сам Герман Гессе :
Мыльные пузыри
Снова склоне жизни облекая в слово
Дум и занятий многолетних мёд ,
Из понятого и пережитого
Старик свой труд итоговый плетёт
С мечтой о славе свой затеяв труд ,
Намаявшись в архивах и читальнях ,
Юнец - студент спешит вложить в дебют
Все глубину прозрений гениальных ,
Пуская из тростинки пузыри
И видя , как взлетающая пена
Вдруг расцветает пламенем зари ,
Малыш на них глядит самозабвенно ,
Старик , студент , малыш - любой творит
Из пены майи дивные виденья ,
По существу лишённые значенья ,
Но через них нам вечный свет открыт ,
А он , открывшись , радостней горит .
Вспоминая вновь школу в монастыре в Маульбронне :
« А мы - то племя позднее , мы ныне
Обречены всю жизнь блуждать в пустыне .
Тоска , борьба , ирония , сомненья -
Проклятье нынешнего поколенья . »
Из - за того , что Писание считают лишь « МИФОМ « .
После чтения « Summa Contra Gentiles »
Когда - то , мнится , жизнь была полнее ,
Мир слаженнее , головы - яснее ,
Ещё наука с мудростью дружила ,
И веселее жить на свете было
Всем тем , кем восхищаемся , читая
Платона и писателей Китая .
Когда , бывало , в « Суммы « Аквината ,
Как в дивный храм , где мерой всё заклято ,
Входили мы , нас ослеплял лучистый
Блеск истины , высокой , зрелой , чистой :
Там дух природой косной правил строго ,
Там человек шёл к богу волей бога ,
Там в красоте закона и порядка
Всё закруглялось , всё сходилось гладко .
А мы - то племя позднее , мы ныне
Обречены всю жизнь блуждать в пустыне .
Тоска , борьба , ирония , сомненья -
Проклятье нынешнего поколенья .
Но наши внуки , наших внуков дети
И нас ещё в другом увидят свете ,
И мы ещё за мудрецов блаженных
У них сойдём , когда от нас , от бренных ,
От наших бед , от суеты несчастной
Останется один лишь МИФ прекрасный .
И тот из нас , кто менее других
В себе уверен , кто всегда готов
К сомненьям горьким , в сонм полубогов .
Когда - нибудь войдёт у молодых .
И робким , неуверенным , смятённым ,
Завидовать , быть может , как блаженным
Потомки наши станут , полагая ,
Что в наше время жизнь была другая ,
Счастливая , без мук , без маеты .
Ведь вечный дух , что духу всех времён
Как брат родной , живёт и в нас и он
Переживает наш век - не я , не ты .
И в сонм полубогов войдёт лишь тот , кто всегда готов к сомненьям горьким , потому что
« вечный дух , что духу всех времён
Как брат родной , живёт и в нас , и он
Переживает наш век - не я , не ты … « ,
не предполагая того , что мог бы и не давать жизни этому сумрачному духу , который может только в сумраке , во тьме обманывать , но не во свете !
А это стихи Йозефа Кнехта , именно духа , а не человека , подобное заклинанию :
Ступени
Цветок сникает , юность быстротечна ,
И на веку людском ступень любая ,
Любая мудрость временна , конечна ,
Любому благу срок отмерен точно .
Так пусть же зову жизни отвечая ,
Душа легко и весело простится
С тем , с чем связать себя посмела прочно .
Пускай не сохнет в косности монашьей !
В любом начале волшебство таится ,
Оно нам в помощь , в нём защита наша .
Пристанищ не искать , не приживаться ,
Ступенька за ступенькой , без печали ,
Шагать вперёд , идти от дали к дали ,
Всё шире быть , всё выше подниматься !
Засасывает круг привычек милых ,
Уют покоя полон искушенья .
Но только тот , кто с места сняться в силах ,
Спасёт свой дух живой от разложенья .
И даже возле входа гробового
Жизнь вновь , глядишь , нам кликнет ключ призывный ,
И пусть опять начнётся непрерывный …
Простись же , сердце , и окрепни снова .
И вот игра в бисер , в которой :
« На праздник мы зовём , на пир достойный
Титанов мысли вдохновенных .
Волшебных рук мы отдаёмся тайне … « И к этим слугам
титаны мысли поднимаются из центра земли , из преисподней .
И музыке вселенной внемля стройной ,
И мастерам времён благословенных ,
Где всё , что в жизни существует врозь ,
Всё , что бушует и бурлит бескрайне ,
В простые символы слилось .
Они звенят , как звёзды , чистым звоном ,
И смысл высокий жизни в них сокрыт ,
И путь один их слугам посвящённым -
Путь к средоточью всех орбит .
Свидетельство о публикации №225020401705