Сказка про слёзы
- Знаете, у нас будет спектакль перед ветераном! Девочки участвовать не будут.
Для меня это своеобразным вызовом. Ну как же, без девочек? Интересно даже, что это за спектакль такой, что девочкам участвовать нельзя?
- А про что спектакль? - спросила я, склоняя голову на бок. Учительница моментально устремила на меня взгляд.
- Все же читали сказку про Верное слово Мальчиша-Кибальчиша? Его и будем ставить. Так вот, нужен автор.
Мне было очень интересно попытаться поучаствовать в этом. Я сразу же подняла руку.
- Можно мне быть автором? Можно мне?
В глазах учительницы читалось непонимание. Вроде сказали, что спектакль должен проходить без девочек, что же непонятного? Но мне эта тема была очень интересна, и упустить такой шанс я не могла, к тому же будет новый опыт.
- Ты уверена? Ты ведь даже не видела текст, а его учить придется.
- Ничего страшного, выучу! - задорно отвечала я, понимая, что большой текст мне дастся нелегко, если вообще дастся. Да, была большая вероятность того, что учить текст я не стану, но о ней я тогда не думала. Главное участие, верно?
- Что ж, твой настрой мне нравится. Тогда сейчас я выбираю мальчишек на оставшиеся роли, я их вам раздаю, дома их выразительно читаете и пытаетесь выучить, завтра будем репетировать на уроке окружающего мира.
- Учить к завтрашнему дню? Это невозможно!
- Дань, подожди. Я никому еще ничего не раздала, а тебя на роль не назначала.
В общем, Ирина Борисовна дала Даниилу роль, и другим ребятам тоже. Больше всего меня забавлял текст Мальчиша-Плохиша, у него он был не маленький. Но когда учительница положила передо мной два листа формата А4, на котором небольшим шрифтом был написан текст, мне уже было не так смешно. Появилась мысль отказаться, да куда уже отступать? Поздно, сама виновата.
Что ж, ничего, выучу! Мне так казалось. Эх, наивный ребенок.. Выучить мне, к слову, так ничего и не удалось.
На следующий день на уроке окружающего мира я вышла к доске с листочком в руках. Я склеила два листа в один, чтобы было удобно. Прочитал текст с одной стороны, потом перевернул и прочитал с другой, легче некуда. Нам организовали реквизиты, и начали мы свою «профессиональную» репетицию. Несмотря на серьезность постановки, во время репетиции нам было очень весело. Особенно мне было весело с мальчишек, которые скакали на импровизированных лошадках, которые представляли из себя рукоятку от швабры и насаженную на нее голову игрушечного коня. Да, мне казалось это весьма забавным. А что такого? Я была ребёнком.
Репетиций было всего порядка пяти-шести, и для нас этого было катастрофически мало. Но времени было в обрез, поэтому мы прогоняли все быстро, иногда заминая некоторые моменты, ссылаясь на то, что во время спектакля мы все поймем сами.
Было ли это так? Нет, конечно же. Не сказать, что мы были сообразительными детьми, по этому нам в целом не стоило доверять ставить постановку, еще и на такую тему. Я понимала, что, с большой долей вероятности, мы в чем-то, да облажаемся, но ничего не поделаешь.
День, когда приходит ветеран. Я встала возле окна и начала наблюдать за тем, как в нашу школу входит Георгий Иванович Новиков. Учительница сказала встать по местам. Ребята прошли в конец класса, а я подбежала к доске и сложила ладони в замочек, держа их перед собой. Тогда мне было совершенно не страшно выступать перед таким почетным гостем. Сейчас бы мне смелость той маленькой Леры, было бы весьма неплохо, да и жить бы стало легче. Через время в класс зашел Георгий Иванович, а с ним и сопровождающая - наша учительница по английскому языку. Ветеран радостно поприветствовал ребят, а затем сел за первую парту второго ряда, прямо передо мной.
Как сейчас помню, это был улыбчивый дедушка, очень позитивный человек, каким его и описывали учителя. Он одним своим видом и манерой речи располагал к себе, от чего становилось еще спокойней и казалось, что облажаться мы не можем. Классу для ознакомления коротко рассказали биографию Георгия Ивановича, после чего предоставили слово нам.
И вправду, несмотря на короткие сроки постановки и волнение учительницы, мы с ребятами отлично отыграли свои роли, можно сказать, что мы их проживали перед ветераном. Не стоит думать, что дети не могут проживать свои роли. Никаких проблем не возникало, ребята идеально знали свои слова, в отличии от меня. К сожалению, я не отнеслась к своей роли серьезно, по этому и выучила не все слова, а лишь чуть больше половины. В свою защиту могу сказать, что я читала очень даже выразительно! Я в этом убедилась, как только в конце постановки подняла взгляд на Новикова. Меня словно выбросило из реального мира: я увидела, как плачет ветеран. Для меня в тот момент это казалось чем-то невозможным. Как же? Ветеран в возрасте... плачет?
Тогда мне казалось, что человек прошедший войну, особенно мужчина, плакать просто не мог, словно разучился. Георгий Иванович выразил нам огромную благодарность, после чего мы всем классом сфотографировались с ветераном. Он нам еще немного рассказал про себя, а после они с учительницей английского ушли. Тогда я подошла к Ирине Борисовне.
- В чем дело? Почему ветеран плакал?
- Его тронула тема постановки и ваше исполнение, вы молодцы.
- Молодцы? Мы же человека до слез довели.. А что, ветераны могут плакать?
- Конечно, могут, Лера, они же тоже люди.
- Я не понимаю...
- Поймешь, ты обязательно поймешь, когда подрастешь.
Так и было. Прошло шесть лет с того спектакля, и я понимаю, почему Георгий Иванович плакал. Ему была близка подобная тема, он сам это пережил. На его кителе было огромное количество медалей, и все они были ему вручены не просто так. Он все пропустил через себя.
Да, сказка про Мальчиша-Кибальчиша не совсем подходила под тему Великой Отечественной войны, которую пережил Новиков, но эта тема тоже отзывалась глубоко в душе. Я была неправа, ветераны тоже плачут.
Тогда мы знали о нем не так много, и я жалею, что не пообщалась с ним при жизни. Возможно, мне просто не хватило смелости задать вопросы ветерану, хотя возможность такая была. Хотелось бы узнать подробнее про его деятельность, из первых уст.
К сожалению, Георгий Иванович ушел из жизни в 2020 году, но я рада, что смогла застать его живым. Новиков был непревзойденным летчиком первого класса, он ослеп на один глаз, но даже при этом он продолжал оставаться в строю. За время Великой Отечественной войны он подбил множество вражеских самолетов. Я горжусь тем, что смогла в живую увидеть ветерана, который достойно перенес такое тяжелое время, и вернулся домой с победой. К сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше ветеранов. Ребята, старайтесь посещать мероприятия, на которых будут присутствовать ветераны. Поверьте, общение с ними - это безумно важный и нужный опыт. Прочитать о подвигах в книгах это одно, а услышать о человеческих подвигах вживую - это совсем иное. Только ветераны могут в подробностях рассказать события той или иной битвы, могут рассказать о трагедиях, о которых в интернете не напишут.
Вы - последнее поколение, которое увидит ветеранов.
Пожалуйста, пользуйтесь моментами.
Свидетельство о публикации №225020401803